search
main
0

Дружба может стать настоящей и в интернете. или Дистант сокращает расстояния

Время новых технологий диктует и новые формы сотрудничества на основе использования интернета. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию из любой точки земного шара, расширяя горизонты образовательного пространства. Эти технологии требуют больших финансовых затрат, поэтому особую активность взаимодействие округа с регионами РФ и зарубежьем приобрело в последние три года, в большей мере из-за того, что нашло финансовую поддержку префектуры СЗАО и Департамента образования.

Новые формы общения изменяют содержание отношений: создается единое информационно-образовательное пространство учителей, детей, родителей и регионов. Здесь крайне важна совместная деятельность ребенка и педагога, то есть использование интернет-ресурсов в образовании становится глобальной методологической проблемой.

Особое место в образовательном пространстве занимает детское сотрудничество. В нашем округе оно развивается по таким направлениям, как военно-патриотическое, художественно-эстетическое, исследовательская деятельность, самоуправление. В округе ведется работа детских организаций на основе сетевого взаимодействия, носящего обучающий характер.

На базе гимназии №1522 проводится международная историческая интернет-конференция (http://museum1522.narod.ru), в которой принимают участие дети Белоруссии, Украины, Прибалтики, разработана программа с использованием дистанционных форм общения – «Академия детской дипломатии на пути к культуре мира», участниками которой были учащиеся школ Словении, Польши, Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии, а также Тверской, Тульской, Смоленской областей и Санкт-Петербурга.

Использование интернет-технологий позволяет расширить связи со школьными музеями в других регионах России и странах СНГ. Так, на базе школы №2005 открыт музей Панфиловской дивизии, часть материалов для которого получена во время поездок в Бешкек, где формировалась дивизия. Учащиеся школы №1327 создали этномузей тывинской культуры, тут работает факультатив по изучению тывинского языка, проводится праздник двух культур «Тывинский новый год в гостях у русской Масленицы».

Интернет основательно вошел в жизнь современного учащегося и педагога, он способствует развитию познавательной активности учащихся и развитию компетентностей, расширению географических горизонтов. Педагогический коллектив гимназии №1551 объявил открытый конкурс по созданию веб-сайта, принять участие в котором могут все желающие школьники.

Учащиеся ЦО №1619 с гимназией №1 города Тараз Республики Казахстан ведут активную совместную работу по созданию предметных интернет-проектов «Солнечная система», «Молекулярная физика», с Республикой Белоруссией (Полоцк) – «Павел I», «Формы логических функций».

Стало традицией проведение межрегиональных интеллектуальных игр, носящих обучающий характер, «Что? Где? Когда?», «Дебаты», встреч лидеров самоуправления Москва – Устьяны (Архангельская обл.), обмен творческими проектами и многое другое.

Мы убеждаемся, что возрастает разнообразие виртуальных контактов, компьютер на данном этапе уже стал мощным средством обучения.

В 1997 году первую дистанционную обучающую олимпиаду по информатике координаторы из окружного методического центра СЗАО провели вместе с гимназией №1517, руководителями проекта, названного «ДОО-ИНФОРМАТИКА» (ДООИ), стали методист ОМЦ и учитель информатики гимназии №1517 Сергей Галаган и Анатолий Ремнев из города Тараз Республики Казахстан. Затем тематика ДОО стала охватывать основные школьные предметы. Дистанционные обучающие олимпиады в округе стали проходить по следующим направлениям: ДОО-ИНФОРМАТИКА (http://dooi2004.narod.ru/intro.htm), ДОО-БИОЛОГИЯ (http://kalenikov.ru/doob/), ДОО-ГЕОГРАФИЯ (http://schoolsweb.relarn.ru/doog/).

Инициатором проведения дистанционных обучающих олимпиад по географии и биологии был заместитель директора гимназии №1551 Андрей Каленников.

Благодаря организации ОРЦИТ на базе ОМЦ СЗОУО и творческому подходу к инновациям в образовательном процессе директора центра Алексея Лишина дистанционному обучению было уделено огромное внимание. Инновационный отдел ОРЦИТ, который возглавила Татьяна Третьяк, стал внедрять различные формы дистанционного обучения в округе и сетевого общения педагогов в регионах посредством интернет-технологий. Это дало возможность в 2002 году вывести проект дистанционных обучающих олимпиад на профильную направленность и методическую поддержку учителей-предметников в области ИКТ, в результате возрос интерес и увеличилось количество их участников как из России, так и из СНГ.

В 2002-2003 учебном году специалисты ОРЦИТ впервые организовали и провели дистанционную олимпиаду «ДОО-КОМПАС». Программа КОМПАС-3D LT, разработанная российской фирмой АСКОН, открыла новые пути для обучения школьников компьютерному черчению и созданию нового профильного направления. Тогда в олимпиаде участвовали 29 команд из школ России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Проект, начатый группой энтузиастов как районное мероприятие, сегодня уже стал в полной мере международным!

В сетевом проекте 2004 года приняли участие команды 5 стран, более 1000 педагогов и учеников из 54 регионов РФ. В среде, где образование востребовано, но не создано достаточных условий для организованного обучения по узкоспециальной тематике (разноуровневое программирование, освоение графического пакета Компас LT), разработанная нами дистанционная форма обучения может удовлетворить социальные запросы педагогов и учащихся в образовании. Материалы проекта были размещены на сайтах: http://dooi2004.narod.ru, http://dooi-fm.narod.ru.

С 2005 года проект носит название «Обучающие сетевые олимпиады» (ОСО) (http://www.oso.rcsz.ru). Популярность данного сетевого проекта основана на целях, поставленных координаторами и организаторами, и дает возможность понять, насколько необходима и эффективна форма дистанционного обучения.

В основу проведения обучающих сетевых олимпиадных занятий был положен знаково-контекстный подход к обучению. В знаково-контекстном обучении, технологию которого разработал А.Вербицкий, задаются «профессиональные и социокультурные контексты реальной деятельности человека, что наполняет процесс учения личностным смыслом, воссоздает возможности от движения деятельности от учения к труду». Предложенный материал не просто дает новую информацию, с ее помощью участник может решать профессиональные задачи. В этом случае «единицей работы оказывается предметное действие, цель которого – не только усвоение содержащейся в тексте информации, но и достижение на ее основе практически полезного эффекта». Подготовка к профессиональной деятельности – решающее условие развития личности. Именно это отражено при проведении проекта ОСО.

В проекте ОСО-2005 была представлена работа 13 секций на основе использования ИКТ в профильном обучении.

Портал проекта базируется на сервере ОРЦИТ СЗОУО, адрес в интернете – http://www.oso. rcsz.ru.

Открытый международный проект «Обучающие сетевые олимпиады» на данном этапе стал основой информационно-образовательной среды в рамках педагогической системы профильного обучения и повышения квалификации учителей, реализованной в форме дистанционного обучения, которая эффективным образом предоставляет обширной аудитории педагогического интернет-сообщества возможность перенимать передовой опыт лучших педагогов вне зависимости от расстояний и времени.

В течение всего проекта работают тематические сайт-форумы, направленные на обсуждение и систематизацию материалов по формированию «Базы знаний». В рамках проекта ОСО-2005 были проведены виртуальные семинары по темам: «Инновации в образовании», «Готовимся к экзамену», «Методика профильного образования», «С пользой для учителя».

Информационно-образовательный журнал «Инфо-Net» помогает проводить формирование файловой библиотеки материалов «Инфо-банк». Это дает возможность для развития структурированной «Базы знаний» профессионального сообщества на основе коллективного вклада с предоставлением свободного доступа к информации.

В процессе проведения проекта ОСО выработана определенная стратегия и тактика организации дистанционного повышения квалификации педагогических работников совместно с АПКиППРО. Таким образом, образовательная среда проекта ОСО дает возможность внедрения дистанционного обучения в среднее образование и повышение профессионального мастерства педагога на основе сетевого взаимодействия.

Наш опыт проведения на базе округа сетевых проектов показывает, что партнерство на основе использования интернет-технологий становится приоритетным направлением в работе управления образования по развитию межрегиональных связей. Реализация программ развития московского столичного образования (1, 2, 3, 4) вызывает профессиональный интерес у коллег, во многом это образец программно-целевого подхода к управлению образованием.

Московское столичное образование, как маяк для педагогической общественности регионов, в свою очередь заинтересованно, скрупулезно и бережно относится к опыту коллег. Если в 2003-2006 учебных годах округ принял 38 делегаций из 13 регионов РФ и стран СНГ, состоялось 26 поездок педагогических работников СЗАО в регионы России и ближнее зарубежье, то в 2005-2006 учебном году с использованием интернет-технологий было охвачено уже 1112 человек. В проекте ОСО-2006 приняли участие 252 команды из 4 стран (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан). По профильным направлениям было представлено 23 секции. О значимости проводимой работы свидетельствует тот факт, что системно возрастает количество участников и команд образовательных учреждений, выходящих на сотрудничество с Северо-Западным округом.

В ходе дистанционного сотрудничества проходят виртуальные «круглые столы», конференции, мастер-классы, семинары, консультации. Пять лет округ проводит межрегиональные дистантные олимпиады по биологии, информатике, географии, экономике, истории. За пять лет в дистанционных проектах на базе ОРЦИТ округа приняли участие 2675 человек из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран. В процессе дистанционного сотрудничества на базе учебного округа создана учебно-методическая поддержка дистанционного обучения.

В рамках проведения проекта «Обучающие сетевые олимпиады» разработаны методические пособия для поддержки элективных курсов на основе использования ИКТ, для педагогов создана электронная «База знаний», где представляются методические разработки учителей – участников проекта ОСО, сегодня в ней есть уже около 386 планов уроков, олимпиадные задания и презентации.

Необходимо отметить, что благодаря сетевым олимпиадам не только ученики обучаются и развивают свои творческие способности, но и учителя повышают свою квалификацию, они делают работы, которые отраслевой фонд алгоритмов и программ регистрирует на правах научных публикаций. Учителя получают свидетельства об отраслевой регистрации и извещение о государственной регистрации на правах научных публикаций. В 2005-2006 учебном году было зарегистрировано в ОФАП около 150 работ педагогов – участников проекта ОСО.

В 2006-м в издательстве «СОЛОН-Пресс» было выпущено 6 учебных пособий с дисками по предметным областям: информатика, экономика и технология. Авторы этих учебных пособий – руководители секций проекта. Несколько пособий получили рецензии АПКиППРО и рекомендованы для поддержки профильного обучения.

Совместная деятельность ОРЦИТ, отдела межрегионального и международного сотрудничества определяет дальнейшее более тесное взаимодействие с регионами по обмену педагогическими инновациями и проведением совместных сетевых проектов. Так, в 2007 году мы планируем провести дистанционный конкурс для учащихся округа и регионов РФ и стран ближнего зарубежья «Если бы я был директором «Школы будущего» на основе использования интернет-технологий.

Таким образом, межрегиональное сотрудничество в области образования позволяет отрабатывать новые, передовые профессиональные практики, повышать качество образования, эффективность управленческой деятельности, лучше увидеть перспективы развития, воспитывать преемников, сохраняющих связь с лучшими традициями российской школы на основе интернет-технологий.

Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте