search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Десять медицинских классов открылись в Новгородской области В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия
0

Друзей много не бывает

​Надо ехать среди шума вековых сосен, лугов до горизонта, усыпанных цветами, водных блюдцев озер, потом еще поворот – и на просторной поляне покажутся ряды палаток и деревянные постройки, в которых и обитают участники экологической экспедиции «Школа друзей природы».

Почти две недели на просторах национального парка «Мещера» не только отдыхали, но и проводили проектную и исследовательскую работу московские и владимирские школьники. Сорок пять ребят от 9 до 16 лет посвящали свои дни разнообразным и увлекательным занятиям, направленным «на изучение и охрану окружающей среды». Если кому-то это сочетание слов покажется скучным, участники экспедиции могут расшифровать любому их смысл – это значит учиться жить на земле, беречь и уважать природу и учиться понимать ее.Нужно ли это современному школьнику, который в компьютере разбирается больше, чем в смене времен года, который чаще всего и не задумывается о мире вокруг, а уж тем более о хрупкости этого мира? Как оказалось, желающих знакомиться с природным разнообразием национального парка и учиться оказывать практическую помощь природе набралось немало. И ни один из участников ни разу не пропустил мастер-классы, например по энтомологии, ботанике, раздельному сбору мусора, или семинары по альтернативной энергетике, зеленой экономике и кольцеванию птиц. Это нам поведали три пятнадцатилетних Владимира и Света с Аленой, разложившие на деревянных столах под навесами карты, схемы и планы национального парка и его угодий и готовящиеся к практикумам по гидробиологии и жизни лесных и луговых экосистем, а еще впрок – к практикумам по болотоведению и кольцеванию птиц.Организаторы этой экспедиции – Фонд дикой природы России и эколого-просветительский центр «Заповедники» при поддержке компании «Крафт Фудс Рус» – сделали все возможное, чтобы за короткие летние дни и вечера ребята на хорошем оборудовании и под руководством научных сотрудников парка и преподавателей прониклись важностью и таинством того, что обозначается скучной аббревиатурой ООПТ – особо охраняемые природные территории, в число которых входит и уникальный национальный парк «Мещера».Солнечные батареи на территории лагеря, специально оборудованные лодки для исследований водного мира соседних речки и болот, микроскопы и лаборатория для опытов – все это было в распоряжении юных исследователей. И работа кипела на этой просторной поляне и вокруг – каждый день участники экспедиции проводили разнообразные игры, учились работать в команде и реализовывать природоохранные проекты, узнавали новое и увлекательное о жизни животных средней полосы России, и главное – все эти проекты помогали учиться бережному отношению к природе в повседневной жизни.Спросите теперь этих ребят, что такое особая методика оценки негативного влияния человека на природу, и они в один голос сообщат вам, что название у нее  «экологический след» и состоит она из трех частей. Первая – след от застроенных территорий, площадь, которую занял человек под свои постройки. Вторая – потребление материалов природных систем. Например, индустрия животноводства сильно влияет на изменение климата, а для производства пальмового масла – одного из основных компонентов множества пищевых продуктов – насаждаются пальмовые плантации, в том числе и на месте вырубленных тропических лесов. Третья, самая внушительная часть, – это углеродный след, или выбросы парникового газа в атмосферу. Наибольшая часть подобных загрязнений – результат сжигания топлива из ископаемых природных ресурсов, например, для производства электричества на ТЭЦ в большом количестве сжигают продукты нефтепереработки. Транспорт тоже оказывает сильнейшее влияние на окружающую среду: автомобиль за сто километров пробега выбрасывает в атмосферу до 25 килограммов углекислого газа. Вот эти знания теперь увезут с собой домой 45 детей, поделятся с друзьями по школе, и, кто знает, может, в будущем больше людей начнут задумываться о судьбе планеты, понимать, как лично они могут минимизировать вред, наносимый природе, – разумно расходовать ресурсы: использовать светодиоды вместо обычных ламп накаливания, экономить воду, покупать отечественные, а не импортные продукты, так как при перевозке получаются огромные транспортные выбросы. Спросите в этом лагере любого, каждый готов рассказать, что нового узнал о важности использования переработанных материалов – получение новых продуктов из такого сырья гораздо более экологично. Владимирская область, на территории которой находится национальный парк «Мещера», стоит на одном из первых мест по количеству пунктов приема вторичного пластика в России. «А в Москве с этим как-то не очень», – констатировали столичные школьники, и можно надеяться, что и в мегаполисе прибавится теперь ребят, готовых неравнодушно относиться к месту, в котором они живут.У более младших участников тоже были свои любимые семинары. Например, о жуках или о рысях. И те и другие теперь у ребят на заметке. В Мещере обитает более полутора тысяч видов жуков. Один из самых распространенных – жук-усач. «У самца усача усы очень длинные и окрашены равномерно, а у самки усы гораздо короче и отличаются интересной расцветкой – чередующимися светлыми и темными полосками», – сообщил ребятам энтомолог, научный сотрудник Института медицинской паразитологии Виктор Семенов. Юные исследователи ознакомились в том числе и с характерным звуком, который издает жук-усач, узнали особенности его образа жизни. Кроме усачей участники экспедиции рассмотрели под бинокуляром жука-трубковерта и нескольких долгоносиков, выловленных среди семян щавеля. Юные энтомологи намерены продолжить свою работу и сделать несколько исследовательских проектов о жуках Мещеры. А факты из жизни рысей юным исследователям рассказали на экологической тропе, находящейся в национальном парке. Теперь уж они не забудут, что у этих животных природная неприязнь к лисицам: даже если рысь сыта и не нуждается в дополнительном корме, она непременно задерет лису, если та встретится ей на пути. «Хищники, одним словом», – смешно пожал плечами третьеклассник Леша и добавил, что много теперь знает и о различных видах фауны, характерной для Мещерской низменности. Участникам экспедиции показали кормушку и особое сооружение для птиц – порхалище, а еще ребята смогли изучить следы животных, живущих в национальном парке, – кабана, лисы, рыси, лося и даже енотовидной собаки.О посещении одного из самых крупных болот национального парка – Тасин-Борского, занимающего площадь более 3500 га, одинаково восторженно рассказывают как девятилетние, так и пятнадцатилетние. Они готовы повторить об этом болотном комплексе все, что рассказывала старший научный сотрудник национального парка, болотовед Анна Возбранная. Теперь все знают, что болота появляются из-за заболачивания суши в понижениях рельефа или же из-за зарастания озер. Всего существует три типа болот, классифицированных по типу водного питания: низинное, верховое и переходное. У любого торфяного болота есть три основных компонента: вода, влаголюбивые растения и торф. По составу растений можно определить, к какому типу относится то или иное болото. Главное растение торфяных болот – мох сфагнум. В Мещере встречается около 30 видов сфагновых мхов. Это удивительное растение обладает невероятной влагоемкостью: оно накапливает влагу в несколько десятков раз больше собственного веса. Кроме того, этот мох обладает широкими бактерицидными свойствами. На сфагновой подушке произрастает еще одно из интересных болотных растений – насекомоядная росянка. Ее жертвами бывают комары, мухи, бабочки, а иногда даже крупные стрекозы. В болотной воде живет пузырчатка – тоже насекомоядное растение, но она в отличие от росянки питается мелкими водными обитателями, например, коловратками. Внимание юных экологов привлек белокрыльник – ближайший родственник известного растения каллы. У него красивые цветки и сочные мясистые корневища, которые очень любят лоси и бобры. Десятилетний школьник Ваня из Москвы с удовольствием поделился с нами запомнившимся: «Торфяные болота страдают от пожаров из-за осушения, после торфодобычи». Мы согласно покивали головами и спросили, что же делать, как помочь природе. Ответ дали более взрослые подростки: «Как раз основная цель создания национального парка «Мещера» – сохранение водно-болотных угодий, и здесь проводят большую работу, создавая специальные плотины, чтобы помочь нарушенным болотам восстановиться. В течение девяти лет работниками парка было подтоплены более 4000 га. Такая работа в будущем может помочь возрождению и сохранению уникального мира Мещеры».Мещера – национальный парк, а еще озерный край с множеством протоков, соединяющих болотные системы. Наверное, поэтому здесь начинают проводить исследовательский проект по гидробиологии – науке, изучающей жизнь в водоемах. Юные исследователи решили принять в нем участие и начать изучение со знакомства с обитателями реки Бужи, рядом с которой была расположена экспедиционная база. В первую очередь они узнали о том, что при подобного рода наблюдениях необходимо вести полевой дневник – описывать особенности реки, берега, характер грунта, растительность около водоема, фиксировать цвет, температуру и даже запах воды. Затем участникам экспедиции рассказали о принципах подсчета живых организмов в тех или иных водоемах, показали особую сеть для ловли планктона – основного корма многих видов рыб. Любые виды водных насекомых лучше всего ловить около травянистых зарослей, где нет сильного течения и где есть большая кормовая база. После краткого инструктажа участники экспедиции вооружились орудиями лова – сачками и начали вылавливать обитателей реки – водомерок, моллюсков, водяных клопов, личинок стрекоз, зоопланктон. Изучение обитателей реки продолжилось в лаборатории под бинокуляром – особым увеличительным прибором.Некоторые гидробиологические факты сильно удивили участников экспедиции. Например, некоторые виды насекомых – поденки – несколько лет обитают в водоемах в виде личинок, а в уже развитом виде живут всего несколько недель – у них даже не развита пищеварительная система. Водяной клоп скорпион назван так потому, что у него на конце тела есть дыхательная трубка, внешне похожая на жало, а водяные блохи не имеют ничего общего с обычными блохами. Во время и после изучения никто из обитателей реки Бужи не пострадал. Все были отпущены на свободу. А участники экспедиции теперь свободно ориентируются и в мире живой природы, и в тех проблемах, которые угрожают этому миру. И хотя летние дни в лагере пролетели очень быстро, заполненные не только работой, но и интеллектуальными играми, тренингами, поиском кладов и вечерними посиделками у костра, полученные знания и практика наверняка останутся с детьми на долгие дальнейшие дни их жизни, помогая ориентироваться в мире, ценить его живых обитателей флоры и фауны. Теперь эти два слова для них не пустой звук. Иногда это не так уж мало в развитии личности ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте