Пока у системы дополнительного образования России нет своего официального праздника (Общероссийский Профсоюз образования работает над тем, чтобы он появился в календаре), зато форум по вопросам дополнительного образования уже стал традиционным ежегодным событием. Он проходит вместе с Всероссийским профессиональным конкурсом «Арктур» и заседанием Совета по дополнительному образованию детей при ЦС профсоюза.
Профориентация – профсоюзная тема
В этом году тема форума – «Новый взгляд на формы и методы профориентационной работы в образовательных организациях». О том, почему она близка профсоюзу и какие инициативы в этой сфере он реализует, в своем выступлении рассказала заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. Логика простая: профсоюз заботится о совершенствовании кадров, в том числе системы дополнительного образования, поддерживает конкурсное движение, чтобы педагоги развивались личностно и профессионально. И, конечно, думает о молодой смене.
«На 8‑м съезде Общероссийского Профсоюза образования была поставлена задача развития ранней профориентации с прицелом на профессию педагога, – напомнила Татьяна Куприянова. – Профсоюз уже четыре года – соучредитель Всероссийской психолого-педагогической олимпиады школьников им. Ушинского. С 2021 года уже в каждом пятом регионе страны проводятся региональные этапы этой олимпиады. У нас есть совместный проект с Международным детским центром «Артек» – «Другая школа». Есть проект «Педагогический навигатор», который реализуется во Всероссийском детском центре «Смена». Все эти проекты ориентируют школьников на педагогические специальности».
Секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина призналась: «Мы хотим, чтобы в школу приходили мотивированные молодые учителя, чтобы на педагогические специальности в вузы выпускники шли не по остаточному принципу. В рамках проектов «Педагогический навигатор» и «Другая школа» мы создаем положительный имидж профессии педагога, организуя встречи с победителями конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года». Говорим, что учитель – творческая профессия: ты и актер, и режиссер, и сценарист. И даже мастер игр, потому что современный урок – это часто игра, квест. Мы задумались: показываем профессию, но не погружаем в нее… И тогда родилась идея провести конкурс «Учитель в будущем», чтобы школьники могли попробовать себя в роли педагогов. Символом конкурса стала обычная канцелярская скрепка. Мы ходим «зацепить» ребят педагогической профессией».
Елена Станиславовна рассказала о том, как проходил конкурс в «Смене» в прошлом году, и предложила коллегам организовать у себя подобное состязание: «Следующий, 2023‑й – Год педагога и наставника. Конкурс «Учитель в будущем» можно провести с 27 сентября по 5 октября. Чтобы ребята не просто написали письма учителю или нарисовали портрет педагога, а сами побыли учителями. Это будет ярко и интересно. И в педвузы все пойдут, будет ажиотаж. Может быть, этот конкурс мы сможем сделать всероссийским!»
О методической составляющей и важных результатах смены «Педагогический навигатор» и конкурса для детей, ориентированных на профессию учителя, говорила начальник методического отдела управления образования Всероссийского детского центра «Смена» Вероника Ивличева. Вероника Алексеевна метко назвала «Педагогический навигатор» совместным фирменным проектом Общероссийского Профсоюза образования и ВДЦ «Смена».
Живое сообщество
В очном режиме в форуме по вопросам дополнительного образования участвовали представители более 40 регионов, ну а в дистанционном формате – вся страна, ведь выступления транслировались в Интернете. И, конечно, для масштабного форума был важен масштабный взгляд на систему дополнительного образования, на ее будущее. О реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года рассказал начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Дмитрий Герцен.
«Главная задача концепции – увеличить охват детей качественным и доступным дополнительным образованием, – пояснил Дмитрий Александрович. – Создаются новые места, обновляется материально-техническая база, содержание и методы обучения с учетом интересов детей и их родителей».
На сегодня внедрен персонифицированный учет детей, функционируют региональные «Навигаторы». Учет позволяет понять, какие программы интересны детям, а какие не востребованы, выявить дефициты. Подсчеты показали, что на конец 2021 года доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составила 81,8%!
О ближайших планах, которые уже претворяются в жизнь, Дмитрий Герцен рассказал так: «Будет продолжено создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, центров цифровой образовательной среды «IT-куб», детских технопарков «Кванториум», «Точек роста», школьных спортивных клубов, школьных театров, медиацентров. По поручению президента к 2024 году на базе каждой образовательной организации планируется создать школьный спортивный клуб, театр, медиацентр.
В каждом субъекте создаются новые культурно-познавательные туристические маршруты. К концу года будет создана тысяча новых маршрутов для ознакомления детей с культурой, историей, традициями, природой своих регионов».
А чтобы концепция эффективно работала, Минпросвещения совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ формирует региональные планы. Важное направление – развитие кадрового потенциала. Дмитрий Герцен считает, что здесь не обойтись без поддержки Общероссийского Профсоюза образования. И конкурса «Арктур», который проводит профсоюз. Кстати, Дмитрий Александрович уже неформально, от себя лично, восхитился энергетикой, царящей на форуме: «Вы классные! Здесь все живое. Возникает сообщество педагогов, это очень важно».
Понять, как развивается система дополнительного образования на Кубани, которая в этом году тепло принимала всероссийский форум и конкурс «Арктур», мы смогли благодаря Оксане Грушко, замминистра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Оксана Анатольевна посвятила гостей в детали реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в крае. Статистика говорит, что в регионе 9466 педагогов реализуют около 25 тысяч дополнительных общеобразовательных программ.
Практика и теория
Несмотря на то, что форум длился всего один день, продуманная программа включила и практико-ориентированные выступления, посвященные региональным проектам. Так, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета Эльвира Бахтеева считает, что «Точки роста» и детские кванториумы – это модели для реализации идеи ранней профориентации, она рассказала, как эти модели создаются в регионе. А директор Дома детского творчества №3 Орла Евгения Кузякина презентовала проект «ПРОФИDAY» – это организация профориентационной работы в дистанционном формате с использованием сетевых ресурсов.
Однако не менее интересными были глубокие, аналитические доклады ученых. Легендарная личность в образовании, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Михаил Рожков назвал свое выступление, используя научную лексику: «Реализация субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования». А говорил просто и понятно: «Ребенок стал другим, он получает информацию о мире из различных источников, по-другому переживает то, что происходит вокруг. Другие дети, а значит, нужен другой взгляд и на воспитание, и на профориентацию. Нужна новая теория воспитания».
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Высшей школы экономики, говорил о вещах, от которых захватывало дух, – современных сложных вызовах, к которым надо готовить детей, трансформации рынка профессий, цифровизации производственных процессов: «Множество профессий, существующих сейчас, исчезнут. Им на смену придут профессии, которые пока отсутствуют в современном мире. 65% современных первоклассников будут трудиться на работах, которые сегодня еще не существуют, 50% работ будут выполнять машины. Людям придется менять профиль своей работы несколько раз в течение жизни, и это станет нормой».
К новым профессиям детей готовить невозможно – мы, взрослые, пока не имеем о них представления. А вот развивать универсальные компетентности, связанные с критическим, креативным мышлением, с коммуникацией, кооперацией и навыками самоорганизации, можем. Учить технологической, цифровой, финансовой грамотности можем. Более того, все это укладывается в основные направления дополнительного образования. А еще допобразование способствует формированию эмоционального здоровья ребенка и его благополучию – и это чрезвычайно важно, уверен Сергей Геннадьевич.
Выступление профессора кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета Ангелины Золотаревой, пожалуй, пересказывать не буду. Ангелина Викторовна говорила о программах развития организации и педагога, о стратегиях создания программ, о качестве дополнительного образования. Ее выступление надо внимательно прослушать и законспектировать всем методистам, управленцам и педагогам допобразования, а особенно участникам конкурса «Арктур».
А вот и необходимая ссылка на запись форума: https://www.youtube.com/watch?v=5S7GOKHu0kk&list=PL3bL_W1Hql8bwcEigwWObL_jU-TdF3x3c&index=2
Оксана РОДИОНОВА
P.S. В следующем номере «МП» мы расскажем о том, как проходил финал VII Всероссийского профессионального конкурса «Арктур».
Комментарии