Уже давно прошел прошлогодний VII конкурс «Мудрая сова» для классных руководителей, дан старт следующему, VIII. Мне посчастливилось быть экспертом конкурса 2012 года. Были выделены интересные и содержательные работы. Конкурс важен и интересен. Но не перестаю думать о тех проблемах, которые остались за рамками состязания.
Это вопрос очень непростой – как классному руководителю работать с детьми, которые не вписываются в рамки стандарта, с белыми воронами, «другими», которым трудно адаптироваться в большом коллективе, каким является класс. Чтобы найти к ним подход, нужны терпение и любовь, а еще что-то в сердце, что не вписывается в стандартные критерии оценок классного руководителя. Здесь не помогут теоретические выкладки психологов. С такими ребятами классный руководитель должен работать, что называется, сердцем.В прошлом году в «Учительской газете» печатались отрывки из книги глубокоуважаемого мною Шалвы Амонашвили. Автор вспоминает свою учительницу. Столько лет прошло, а как трепетно говорит о ней ее бывший убеленный сединами ученик, о том, что она перевернула его жизнь, наполнила любовью и пониманием, помогла стать Человеком. Чувство мальчика прошло через всю его жизнь.В школе роль классного руководителя для детей неоценима. Он является связующим звеном между ребенком, родителями, учителями и детьми в классе. И если он выполняет лишь стандартные функции – проверяет дневники, ездит на экскурсии, регулярно проводит классные часы в системе общего планирования, – это очень хорошо, но недостаточно, чтобы помочь ребенку научиться жить в обществе, почувствовать себя нужным, полезным, значимым. К сожалению, критерия оценки «за любовь» не существует… Хочу привести три примера из жизни – рассказать о детях, которые хорошо учились, но очень трудно вписывались в коллектив. ПрофессорЯ встретила его на школьном дворе. Он в одиночестве внимательно осматривал стены школы…С этим одиннадцатилетним человеком я знакома давно. С интересом наблюдаю за тем, как он преодолевает свой жизненный путь. Это долгожданный ребенок, окруженный любовью и пониманием в семье. Нескладный внешне мальчишка, долговязый и худенький, в очках, медлительный и вечно думающий о чем-то своем, с упоением читающий книги, особенно научно-популярную литературу и детективы. Первый суровый жизненный урок он получил еще в детском саду – наказание за медлительность. Посадили его, тогда еще добродушного малыша, раздетого в центре игровой, чтобы одевался под насмешки детей, которые ходили вокруг и смеялись над его неуклюжестью. Такой был «педагогический» прием. Родители тщательно готовили его к школе, записали к учительнице, мудрой, строгой, но очень внимательной к детям. Это был счастливый год в жизни мальчишки. Но во втором классе учительница уехала, детей взял «продвинутый» педагог. И начался ад. Вечные придирки, насмешки, которые тут же подхватывали одноклассники, сделали свое дело. Учитель был занят своими «творческими разработками», понятие «воспитание» отсутствовало в классе. Дети превращались в сообщество безразличных друг к другу агрессивных людей. А наш герой постепенно стал изгоем. Попытки принести в класс интересную книжку, написать сочинение о том, что его волнует, закончились тем, что ребенок получил кличку Профессор. Горько было видеть, как открытый, добродушный мальчишка превращается в замкнутого, настороженного человека. Не было жалоб, истерик, просто парень на все свои беды не по возрасту отвечал: «Такова жизнь». Заканчивался четвертый класс, и была надежда, что хоть в конце начальной школы учитель найдет какое-то доброе слово для ребенка, ведь он хорошо учился, несмотря на то что много болел, умудрился даже поучаствовать в научной конференции со своими исследованиями.Настал выпускной вечер. В кафе собрались веселые нарядные ребята, всем было радостно, и наш герой прыгал и скакал вместе со всеми. Последний «подарок» детям классный руководитель преподнес под конец. Он устроил «Последнюю в начальной школе контрольную работу «Угадайка» для юношей и барышень». Каждому были розданы вопросы-загадки, учитель читал, а дети отгадывали, к кому относится описание.Давным-давно каждый классный руководитель вдумчиво писал характеристики на каждого ученика каждый год, таким образом можно было проследить, как развивается ребенок. Обсуждались они в узком кругу педагогов. В нашей истории классный руководитель тоже в двух-трех строчках написал характеристики на каждого, только предложил свои наблюдения на всеобщее обсуждение детей.Для каждого ученика нашлись добрые слова. А как же мой маленький знакомый? Он тоже получил свое: «Юноша; мудрено-рассудительный; многоленительный; споро-с-учителем-бодательный; курица-лапо-писательный; четырехглазо-хитровыглядывательный». И опять смех в зале. Неудивительно, что кататься по Москве после торжественной части мальчишка не захотел. Закончилась начальная школа. С ребенком родители никогда не обсуждали учителя, считая это некорректным. «Почему ты не здороваешься с бывшим учителем, это невежливо?» – «А он меня не любит, он сам говорил: «Хоть бы ты скорее ушел!» У родных мальчика отчаяние сменяется надеждой. Пятый класс. Радость ребенка – ему впервые за три года мудрый учитель литературы сказал: «Ты молодец», а классный руководитель впервые вывел на сцену.…«Что ты высматриваешь?» – «Учительница сказала, чтобы хорошо писать сочинения, нужно внимательно наблюдать. Вот я нашел на стене школы пятно и две трещины. Пожалуй, можно написать детектив…»Как страшно, когда субъективность, непрофессионализм учителя, особенно классного руководителя, ломают ученика.Гадкий утенокСначала в школе появились родители. Оба успешные, умные, уверенные люди. Они пришли познакомиться с учителем, которому доверили бы своего сына. А потом появился и сам мальчик. Реакция на школу у ребенка была патологически отрицательная – горький громкий плач. Ребенок был испуган. Он долго жил в тепличных условиях из-за проблем со здоровьем. Ласковый голос учителя, терпение и сочувствие сделали свое дело. Мальчишка настолько проникся доверием к своей «классной маме», что даже в ее отсутствие поначалу отказывался ходить в школу. Постепенно ушли в сторону рекомендации психологов и врачей о домашнем обучении, о невозможности учиться в большом коллективе. Учитель медленно и ненавязчиво вовлекала ребенка в дела, которые позволяли ему почувствовать себя значительным, уверенным в себе. Так появились роли в нехитрых детских спектаклях, стихи и рассказы. Ребенок окунулся в творчество. Учитель до сих пор бережно хранит письма, которые писал ей «особый» ученик во время каникул, описывая, что он видел, что узнавал. В конце четвертого класса учитель подарил родителям фильм, кадры которого собирались по крупицам из съемок за четыре года. Фильм этот был про мальчика, который из гадкого утенка превращался в интересного, уверенного, жизнерадостного человека. Спустя годы родители говорят, что этот фильм – самый дорогой подарок, который бережно хранится и постоянно просматривается в семье. А робкий малыш вырос, увлекся историей, учится в университете. Сам же учитель глубоко уверен, что он ничего особенного не сделал, просто очень любил своего ученика.Настоящий геройЧетвертый класс (начальная школа в то время заканчивалась в третьем). Учитель впервые назначен классным руководителем в этом шумном, суматошном, очень непростом разнородном четвертом классе. Среди мудрых отличников, шумных сорванцов, спортивных мальчишек резко выделялся маленький по сравнению с остальными, щуплый, сильно заикающийся ребенок. Из начальной школы к нему была приклеена обидная кличка. Гордость заставляла его буквально кидаться на обидчиков, получая новые колотушки. Потребовалось много времени, чтобы научить детей оценивать друг друга не по отметкам, не по величине мускулатуры, а по поступкам. Общие важные дела, встречи, беседы постепенно сплачивали класс. В конце учебного года как подарок за успешно прожитый год решено было пойти в поход с ночевкой. Каков же был восторг нашего героя и его родителей, когда его впервые взяли с остальными на равных поучаствовать в таком деле. Пусть ему было трудно – рюкзак часто перевешивал и опрокидывал его, пугала ночная гроза, но он не отставал от других, разжигал костер, устанавливал палатки, варил картошку и дежурил у костра. С тех пор и до конца учебы это был самый активный член класса. Но самым главным событием в его школьной жизни было вступление в школьную театральную студию. На сцене начиналось настоящее перевоплощение. Куда исчезали заикание, слабое здоровье. Перед зрителями светился от счастья настоящий герой – энергичный, смелый. Школа была для него всем. Прошли годы, и сейчас бывший ученик – ведущий неонатолог. Помогает самым маленьким и слабым детям, терпеливо выхаживает каждого, порой очень сложного пациента. А в свободное время собирает своих друзей, любителей театральных действ, ходит в поход со своими детьми. Может быть, это не случайно? Может быть, он чувствует, что в детстве, давным-давно, ему тоже помогли мудрые взрослые, целая команда профессионалов – учителя, классный руководитель, которые не просто фиксировали сложности у ребенка, а размышляли, как вытащить его из состояния неуспешности, как ему помочь, не забывая при этом, что без любви ничего не получится.Каждый случай уникален. Только амбициозный, бездушный классный руководитель никогда не сомневается в своих действиях, часто нанося неповторимый вред ребенку.Самую объективную оценку «классному» может дать только ученик. Его отношение проявляется в письмах учителю, встречах, которые не прекращаются с годами, в желании поделиться своими радостями и горестями. Очень трудно быть классным руководителем, но в полной мере почувствовать себя Учителем без этого просто невозможно.Прим. ред. Поделитесь вашим уникальным опытом! Прием работ на конкурс «Мудрая сова» продолжается по 1 марта включительно. Условия участия в конкурсе опубликованы на нашем сайте http://www.ug.ru/contest/mudraya_sovaНаталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ
Комментарии