Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Другая жизнь,. или Все клубы в гости будут к нам!

Учительская газета, №17 от 25 апреля 2017. Читать номер
Автор:

Думаю, не ошибусь, если заявлю, что для подавляющего большинства учителей года жизнь в определенном смысле делится на до и после конкурса. Сначала ты идешь к заветной цели, выкладываешься по полной, а потом… А вот что потом – у каждого своя история. И как раз чтобы помочь бывшим участникам, лауреатам и победителям разных этапов Всероссийского конкурса «Учитель года России» остаться в тонусе, дать им возможности для дальнейшего творческого развития, реализовать творческий потенциал, а заодно поддержать мудрым советом будущих участников, в 2002 году было принято решение о создании Межрегионального клуба «Учитель года». Очередная встреча энтузиастов из разных концов нашей страны прошла в конце марта в Туле, где состоялся фестиваль клубов «Российское учительство: маршруты успеха». В мероприятии приняли участие более 80 педагогов из 18 субъектов регионов. И каждому было что сказать и чем поделиться!

– Современной российской, и в том числе тульской, школе нужны яркие новаторские идеи, – отметил в своем обращении к участникам фестиваля губернатор Алексей Дюмин. – Именно такие педагоги, как вы, победители и участники всероссийского конкурса «Учитель года», нужны всей нашей системе образования. Только так мы сможем закрепить свое место в мировом образовательном пространстве! Обмен яркими и новаторскими идеями проходил в самых разных форматах. Так, в первый день мероприятия представители от всех регионов выступили с визитной карточкой, рассказав о своей малой родине, своем клубе, коллегах, достижениях. Хозяева фестиваля организовали экскурсии по городу и его окрестностям, а также продемонстрировали последние достижения системы образования области на примере центра образования №1 имени Героя России Д.Е.Горшкова. Там же прошла серия мастер-классов от «мастеров жанра». Были представлены самые разные дисциплины, но, что самое ценное, подавляющее большинство методических находок вполне можно реализовать в рамках любого предмета, без привязки к конкретной дисциплине. Учитель из школы №4 Новокубанска Краснодарского края Ирина Хвостикова рассказала о способах развития восприятия и расширения творческого потенциала. Ее рекомендации доступны каждому педагогу и родителю: «Перед вами несколько художественных полотен. Играет мелодия. Какой картине соответствует эта музыка? Попытайтесь изобразить свое настроение, которое передает эта мелодия. А теперь угадайте музыкальное произведение по рисунку!» Ирина Николаевна также предложила описать несуществующее животное по его вымышленному названию, составить шкалу соответствия цвета и запаха, окрасить в те или иные тона дни недели, а также представить себе, каковы они на ощупь. Оказалось, что понедельник, как правило, у всех черный и твердый, а пятница зеленая и мягкая. На мастер-классе учителя обществознания и истории Гатчинской гимназии Ленинградской области Ивана Хеорхе выясняли, чем отличаются различные формы культуры – элитная, народная, массовая. Педагог предложил использовать в качестве исходного материала демотиваторы и интернет-мемы, среди которых были фотографии Ленина и Сталина, а также цитаты, которые якобы им принадлежат («Ну как вам теперь живется, при капитализме?», «Кто не осваивает науки, тот осваивает Сибирь» и так далее).- Многие темы из курса ботаники довольно сложны для усвоения, – рассказал учитель биологии маслянинской школы №1 Новосибирской области Александр Буханистов. – И тут очень важно подключить как можно больше каналов восприятия информации. К примеру, при изучении темы «Злаки» я приношу на урок обычную булочку, купленную в магазине. На перемене, перед занятием, я разогреваю ее в микроволновке. Аромат на весь этаж! Дети сразу же спрашивают, чем это так вкусно пахнет. Я делюсь с ними хлебом, мы его съедаем, а потом они узнают, что булочка сделана из семян растений семейства злаковые. А конкретно – из пшеницы (вариант – из ржи, тритикале и т. п.). Таким образом, информация закрепляется в сознании с помощью чувств и положительных эмоций. Очень необычно начался мастер-класс учителя музыки вологодской школы №16 Елены Сидоровой. Она предложила изучить список представленных на слайде песен и сказать, по какому принципу они объединены. Выяснилось, что произведения эти были написаны в период 30-40-х годов прошлого века, причем в мажоре, практически под каждую из них можно было маршировать, а главное – тексты этих песен несли совершенно четкий посыл: мы любим свою Родину, мы готовы сделать все, чтобы она была сильной и красивой, но если враг нападет, мы защитим ее от агрессии! Затем Елена Владимировна напомнила о том, что и за рубежом, в той же Германии, в этот самый период сочиняли примерно такие же песни, марши, с похожим содержанием. Таким образом, делает вывод учитель, музыка отражает интонации времени, а также формирует сознание граждан, ориентируя их на вполне определенное восприятие мира. И этот вывод справедлив и сегодня. А преподаватель информатики коломенской гимназии №2 «Квантор» Московской области Антон Лукутин поделился опытом работы с дополненной реальностью. С помощью специальных приложений педагог вместе с детьми разрабатывает программы, позволяющие обычный плоскостной рисунок (2D) превратить в объемный (3D) благодаря оптической иллюзии. И теперь им несложно дополнить окружающий нас мир компьютерными сооружениями, сервисами и даже существами. При этом, считает Антон Александрович, тут очень важно правильно организовать деятельность школьников, объяснив им, что ловля покемонов в храме или на проезжей части может быть опасной во всех смыслах этого слова.  И это далеко не всё! Перечень мастер-классов был довольно внушителен, а их названия – весьма многообещающими: «Использование технологии критического мышления на уроках истории», «Приемы педагогики удивления», «Неуловимые моменты из мира мультимании», «Экспедиция как перспективная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности учащихся», «Как написать статью в газету, чтобы она понравилась» и т. д. Таким образом, встреча участников конкурса разных лет в рамках Межрегионального фестиваля клубов «Учитель года» мероприятие не просто полезное, но крайне важное и нужное. – Как известно, задача клубов – распространение педагогического общества, подготовка участников к предстоящим испытаниям и реабилитация тех, кто их пережил, – рассказывает зам. директора по УВР Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» Александр Рухлов. – Но ошибаются те, кто считает, будто если на том или ином уровне выбрали только одного победителя, остальные его соперники чем-то хуже. Просто уровень финала всегда очень высокий, а по правилам лишь один может стать абсолютным победителем. И я уверен: нужно ценить не только тех, кто сумел выйти на регион, на Россию, войти в «пятнашку», но и обычных лауреатов и даже просто участников, ибо у них тоже есть чему поучиться. – С клубом «Педагог года Подмосковья» я активно сотрудничаю с 2013 года, с тех пор как в нашем городе проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года России», – говорит преподаватель истории, обществознания и права школы №27 Мытищи Нина Данилина. – У нас действует негласное правило – пятерка финалистов автоматически, по умолчанию, попадает в состав клуба. Но при этом членами организации могут стать не обязательно конкурсанты, а все, кто связан с этим движением. На мой взгляд, чем больше людей, заинтересованных в развитии конкурса, будет в клубе, тем лучше! Тем более качественной будет методическая помощь, которую люди оказывают друг другу и все вместе – тем, кто готовится принять участие в том или ином испытании или уже участвует. Каждому учителю, который прошел через конкурс, есть чем поделиться с коллегами. – Наш районный клуб «Поиск» существует с 2014 года и входит в состав регионального курганского клуба «Диалог», – сообщила учитель начальных классов Петуховской школы Петуховского района Курганской области Ольга Петухова. – Мы уже участвовали в первом областном слете клубов «Учитель года», стали лауреатами. И уже успели съездить по обмену опытом в Казахстан, пообщаться с коллегами. А вообще, у нас в области в каждом районе, в каждом муниципалитете есть свои клубы. И это здорово! Ведь чтобы после конкурса учитель не иссяк, чтобы у него было пространство приложения нерастраченных сил и энергии, нужна поддержка коллектива, в том числе тех, с кем он участвовал в испытаниях, с кем пережил столько волнительных моментов!- Я была участником конкурса в 2014 году, дошла до финала областного, но, к сожалению, в число победителей не вошла, – вспоминает учитель информатики тульской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья №4 Мария Тимченко. – Хочу еще раз попробовать, только попозже, а пока подучусь, повышу уровень квалификации. Кстати, на конкурсе вместе со мной участвовала и наш нынешний руководитель клуба Людмила Бабкина. Она потом выиграла конкурс и вышла на Россию. Мы все за нее дружно болели, она очень достойно представила наш регион. И именно после этого у нас всех и у наших организаторов конкурса родилась идея создать областной клуб учителей года. Мы пригласили участников конкурса прошлых лет, а также поддерживаем педагогов, которые участвовали в других конкурсах профессионального мастерства. Среди них, например, Татьяна Гореликова, абсолютный победитель регионального конкурса «Педагогический дебют»-2016, учитель информатики лицея №2 Тулы. – Наш клуб «Учитель года» – это те люди, которые меня готовили, именно благодаря их поддержке я дошла до всероссийского уровня, –  подтверждает Татьяна Гореликова. – Конкурс закончился в середине апреля прошлого года, а до этого было огромное количество мероприятий – педагогический десант, семинары в Тульском ИПКиППРО, бесчисленные встречи с участниками прошлых лет, мастер-классы, открытые уроки, советы, какую тему выбрать, как написать эссе, провести презентацию… Все это позволило расширить границы познания – как относительно своего предмета, так и профессии в целом. Ведь когда мы сидим в школе, варимся в собственном соку, мы очень многого не замечаем, что происходит в мире. А конкурс позволяет объединить огромное количество заинтересованных, фанатично преданных делу людей, как в области, так и по всей стране. Конкурс помог познакомиться с другими молодыми педагогами, которые что-то изобретают, внедряют, придумывают. В целом это помогает увидеть масштабы процесса в целом по стране, не зацикливаться только на своей школе, своем городе.Клуб «Учитель года Тульской области» создан в декабре 2015 года. Его председатель – Людмила Геннадьевна Бабкина, учитель французского языка МБОУ «Центр образования – гимназия №11» Тулы, абсолютный победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, участник федерального этапа.Тула


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту