search
main
0

Древо жизни. Зачем девочкам математика

Многие школы сегодня начинают работать над созданием культуры роста у своих учеников во многом благодаря этому исследованию. Однако оказалось, что помочь детям развить в себе установку на рост совсем не просто, так как многое зависит от предметного контекста. К сожалению, математика стала для многих учеников тем предметом, о котором у них сложились устойчивые представления в отношении своих способностей. Многие взрослые, включая учителей в школах, выросли с заниженной оценкой о своих математических способностях и непреднамеренно дают похожие сигналы (messages) нынешним ученикам через случайные слова или поступки.

Интересным представляется опыт одной из школ, которая признала существование страха перед математикой среди детей, родителей и педагогов и в течение года работала над изменением их отношения к этому предмету для решения более комплексной проблемы – улучшения результатов своих учеников по математике.Вот что пишет директор этой школы:«Мы попросили учителей поделиться своими «математическими историями», так как поняли, что если мы не начнем с педагогов, мы никогда не сможем произвести необходимые изменения в психологических установках наших учеников, чтобы повлиять на их обучение.Учителя и даже воспитатели в дошкольных отделениях, описывая свои «математические» истории, делились своими чувствами, а также рассказывали о людях или ситуациях, которые сформировали их представления о своих математических способностях.Более 65% рассказов учителей носили отрицательный характер. Когда они сами были учениками, они слышали высказывания наподобие: «Зачем девочкам математика?», «Ничего страшного, если ты не все понимаешь в математике, тебе она вряд ли понадобится, когда ты окончишь школу», «Математика – это предмет, который ты либо понимаешь, либо нет». Такие высказывания повторяли почти все педагоги, как со склонностью к математике, так и те, которые недолюбливали этот предмет в школе.Подняв на поверхность эти давно забытые слова, мы помогли педагогам осознать, как напрямую или, чаще всего, косвенным образом они закладывали все те же установки у своих учеников.Так, педагоги поняли, что, во-первых, мы все являемся частью «математических» историй своих учеников, и, во-вторых, мы все несем ответственность за работу над нашими собственными ограничивающими убеждениями, чтобы развивать установку на рост у наших учеников.Признание того, что каждый имеет свою «математическую» историю, дало возможность вдохновить всех учителей на углубление своих знаний по этому предмету.Решением проблемы стал короткий курс по математике для учителей. Каждый из 8 уроков был посвящен одному из направлений в математике. Педагогам предлагались разноуровневые задачи на основе практических ситуаций, что позволило им заново разобраться в теории, математических, алгебраических и геометрических действиях, стоящих за этими ситуациями. Педагоги погрузились в математические концепции, чтобы в роли учеников понять, что значит углубленное обучение.Такая страница в профессиональном развитии педагогов помогла им убедиться в том, что математические способности не фиксированы, и наглядно показала, что проблемное обучение, построенное на решении практических задач, может стать дополнительным фактором развития мышления учеников. Так как данный проект, который был назван «Математические вершины», был организован как открытый, его большой частью стали сами ученики, которые не только знали о том, что их учителя разных предметов, зачастую далеких от математики, занимаются ее изучением, но и становились участниками этого обучения, с удовольствием демонстрируя свои познания или просто слушая комментарии своих учителей о преодолении трудностей на занятиях, получили бесценный опыт – детям смоделировали и наглядно показали ситуацию успеха в, казалось бы, самых бесперспективных учебных ситуациях, заставив их, таким образом, осознать свои потенциальные возможности и поверить в себя. В свою очередь, учителя математики помогли им закрепить эту установку на рост, организовав целую серию математических игр, конкурсов, совместных с родителями соревнований, серию дополнительных интенсивных блицзанятий, где каждый смог почувствовать себя успешным и снять психологические ограничивающие барьеры».Новый московский городской проект «Математическая вертикаль» – один из возможных комплексных ответов на запрос времени о повышении качества математического образования в школах. Важно, что концепт проекта основан на применении математических знаний в современных профессиях. И, как отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, в этой связи большое внимание в учебном плане будет уделено не только алгебре и геометрии, но и теории вероятностей и статистике.Добавлю от себя: изменение культуры школы никогда не бывает легким процессом. Изменение математической культуры в школе, самой по себе находящейся в широкой общественной среде, являющейся невольным хранителем негативных взглядов и ограничивающих убеждений по отношению к математике, требует согласованных и сознательных усилий.Пусть у наших учеников будет право на новую «математическую» историю, которая начинается с убеждения: «Математика – это не страшно, это красиво!»Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте