Благосостояние общества зарождается в школьном классе. К.Шмид
Ольга МАРЧИЧ, Вена
Австрия – ближайшая к России страна в Центральной Европе – тоже борется за успех реформы школьного образования.
Название реформы – «Новая средняя школа» – звучит очень схоже с президентской программой Дмитрия Медведева «Наша новая школа».
Правда, в сравнении с нами Австрия планирует завершить основной процесс школьного реформирования уже к 2013 году и отпраздновать свой финал не позднее смены нынешнего правительства, в 2018-м.
Наш собеседник – инициатор новой средней школы в Австрии – министр образования, искусства и культуры Клаудия Шмид.
– Клаудия, для чего нужна школьная реформа? Казалось бы, общество давно привыкло к старой доброй школьной системе, к общепринятым нормам образования, и одновременно с этим современное общество нельзя назвать отсталым.
– На сегодня отправной точкой школьного устройства в Австрии считается 1962 год. Тогда у нас была последняя большая реформа. С тех пор произошли колоссальные изменения. Но весь уклад школьной системы долго продолжал стоять на месте. Мое самое большое желание – сделать самостоятельную, независимую школу. Я бы хотела видеть больше личной ответственности как со стороны учителей, так и учеников. Школа должна содействовать гражданам в том, чтобы после ее окончания они шли по жизни самоуверенно.
Кроме того, необходимо отойти от никому ненужных доминирующих сейчас в школьных структурах законов и бесчисленных предписаний и приблизиться к самостоятельности и независимости. Именно поэтому школьная реформа сейчас очень актуальна.
– Каковы основные этапы вашей школьной реформы?
– Все начинается еще в детском саду. В Вене 50% учеников начальной школы – это дети иммигрантов. Это значит, что дома они не говорят по-немецки. Именно поэтому очень важно начинать содействие в вопросах языка еще с детского сада. (С 2010 в Австрии обязательным для каждого ребенка является посещение дошкольной группы детского сада.) Большую роль играют социальные контакты. Благодаря им с самого юного возраста развивается взаимодействие друг с другом, тренируется, насколько это возможно, координация жизни в обществе.
Для начальной школы необходимы общие условия, например небольшие классы, чтобы учителя могли лучше концентрировать свое внимание на учениках.
И самое главное – это острая необходимость в школах полного дня пребывания. Все больше родителей целыми днями заняты на работе. Поэтому очень логично было бы обеспечить каждого ребенка государственной школы полным спектром образовательных и прочих услуг, предоставляемых на целый день.
Как и во многих странах, в Австрии дети окачивают начальную школу в 10 лет, после чего на основании школьного табеля оценок они переходят на следующий этап – в среднюю школу. «Хорошие» ученики идут в гимназию, а «плохие» в обычную, народную школу. Подобная селекция детей невыносима. Детям нужно дать больше времени для развития и поиска себя. Несмотря на сильное политическое сопротивление, я работаю над возможностью обеспечить школьникам переход на следующую школьную ступень с 14 лет. Я хочу, чтобы дети только в 14 лет принимали решение, где и что им дальше учить.
– Подготовка педагогического состава тоже подвержена реформированию?
– Да, я хочу придать ей новый вид. Мне хотелось бы, чтобы профессия учителя стала осознанным решением каждого. Мне нужны учителя, для которых ремесло учителя – это призвание, а значит, очень важная часть жизненной темы.
– А где можно «выучиться», говоря по-простому, на директора школы?
– Для этого у нас сейчас есть академия школьных руководителей (Leadership Academy) в городе Альпбах (Тироль) как подготовка и квалификация для директоров школ. В новой программе высшей школы будет утверждено новое отделение для менеджеров, где специальность «директор школы» можно будет получить в качестве основной. Очень важно, чтобы обучение этой управленческой функции проходило до того, как кандидат подаст заявку на должность директора.
– Сейчас дело обстоит иначе?
– В настоящее время уже выбранный или подавший заявление соискатель на вакансию директора школы обязан пройти лишь общий курс повышения квалификации.
– Что вам кажется наиболее важным при новом подходе к подготовке учителей?
– Очень важно привлечь как можно больше мужчин-педагогов, а также обеспечить возможность перехода в школу людей со стороны, то есть с опытом работы в других специальностях. Cделать так, чтобы они без отрыва от производства смогли пройти педагогическую подготовку. У нас уже сейчас, особенно в профильных школах, очень много успешных учителей, принесших в образование опыт из других сфер профессиональной деятельности.
Их успех подтверждают многие. Как для школьников, так и для основного педагогического состава школы очень важно, когда в коллективе есть люди с опытом работы в других областях.
– Как конкретно функционирует средняя школа в Австрии по отношению к обществу, как, по-вашему, школа должна реагировать на кризисный период?
– Это очень интересный вопрос, потому что он подразумевает два разных подхода к образованию в целом. Один – гумбольтовский, который, как известно, является идеалом образования, то есть обучение без необходимого аспекта совмещения с профессией. С другой стороны, есть представители, для которых образование – это в первую очередь получение специальности. Лично я вижу в обоих случаях множество приоритетов. По моему мнению, в современном образовании главным является его составная часть. Профессиональные запросы нашего общества меняются очень стремительно, и мы не можем с уверенностью сказать, какая профессия будет наиболее востребованной через 10-20 лет. Процессы изменения будут проходить очень быстро.
В первую очередь важны социальная подготовка людей, способность к работе в коллективе, умение приспосабливаться к различным ситуациям, очень важны личные качества и достоинства человека – самостоятельность, ответственность, гражданское мужество, а также политическая осведомленность. Для всего этого нам необходима хорошая база общего образования. Поэтому концепт школьной реформы, когда школьники с 14 лет принимают решение о своем дальнейшем направлении школьного образования, я нахожу очень осмысленным и рациональным.
– Клаудия, я знаю, что в Австрии есть новый проект «Искусство правит школой». Это дополнительная, альтернативная форма школьных занятий со многими аспектами, которые невозможно постичь во время классического урока?
– Это один из моих любимых проектов. Очень важно, чтобы у нас получилось суметь увлечь детей искусством. Это укрепляет в них уверенность в себе. Очень многие учителя рассказывают мне, что через общение с профессиональными творческими людьми – актерами, драматургами, писателями – зачастую меняется климат в классе, если, например, раньше были какие-либо проблемы. Многие застенчивые дети, будучи в стороне, раскрываются посредством театра. После этого их школьные результаты улучшаются даже по математике. Речь, конечно, не идет о том, чтобы сделать из каждого школьника актера или человека искусства. Я хочу просто разбудить в них душевный восторг, чтобы позже это способствовало им в жизни.
У меня есть и личный опыт в этой области. Когда я преподавала на экономическом факультете Венского университета, на одном из семинаров заметила, что студенты неспособны подвергать что-либо критике. Они не ставят себе вопроса: так ли это? Они, конечно, могут рассуждать логично, но лишь с очень малым критическим потенциалом. Я постоянно спрашивала себя: почему так? С умеренным успехом я пробовала разные способы, чтобы расшевелить студентов для дискуссии. Но настоящий успех у меня был на семинаре под названием «Роль экономики в литературе». В качестве примера был взят роман Томаса Манна «Будденброки». Мне показалось, что по действию этого романа можно проанализировать проблемы преемственности семейного бизнеса. И вдруг студенты со мной заговорили, стали высказывать свое мнение.
Нам всем нужны напряжение, драматургия и перемена декораций, чтобы снова и снова иметь возможность говорить о самых насущных проблемах нашей жизни.
Комментарии