search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Драма в трех актах

Несколько раз педагогам выдавали авансы – товарным покрытием. Муку, сахар – по цене, мягко скажем, “спекулятивной”.

“Выходит, мы спонсируем все, что можно, – говорят учителя. – Нашу торговлю, которая в полтора-два раза дороже предлагает нам продукты. Муниципальное образование, которое уголь покупает на наши деньги. Получается, что учителя – самые богатые люди.

В областном Министерстве финансов нам сказали, что с апреля будут регулярно платить зарплату, а долги погасят до августа. Но мы уже не верим”.

Учителя терпели до последнего. Месяц назад школы Пышминского района объявили забастовку. Минимальные требования – выплатить две месячные зарплаты.

“Все население нас поддерживает: “Если не вы, то кто?” Кругом нищета, голод. Не каждый родитель может оплатить горячие завтраки, область деньги не выделяет. Детей приходится с голодными обмороками выносить с уроков”.

Итак, деньги собраны, за окном поезда – Казанский вокзал. Первый адрес – ЦК профсоюза.

Действующие лица:

Киселева Лариса Анатольевна,

Третьякова Нина Михайловна,

Инькова Татьяна Михайловна

– учителя Пышминской средней школы (Свердловская область), 8 месяцев не получающие зарплату;

Яковлев Владимир Михайлович – председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки;

Мельников Иван Иванович – председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы;

Филиппов Владимир Михайлович – министр образования России.

Акт первый. Владимир Яковлев и учителя

В.М.: – 4 марта должно состояться заседание правительства по проблеме погашения долгов, на котором будут присутствовать и губернаторы. Я задам вопрос Росселю, потому что Свердловская область – не та территория, которая могла довести учителя до нищенского состояния. Есть доходные части, есть “живые” деньги.

Проблема в том, что никто из нас не знает всей правды о бюджете. Ни вы, ни мы. Наше законодательство таково, что даже Правительство России не в состоянии проверить, куда девает деньги Россель.

Учителя (хором): – А мы знаем. Открытие представительства, особняки, празднование 400-летия Верхотурья. Недавно Россель принял решение об открытии своих общественных приемных. Это удовольствие, по справке депутата районной Думы Татьяны Сушинских, будет стоить местному бюджету 41,2 тыс. рублей. А у нас более 60 территорий. Умножьте эту сумму на 60. Для чего это надо? Для выборной кампании в августе 99-го.

В.М.: – Вот видите? И нет никакого законодательного акта, который мог бы остановить этот беспредел.

Я очень благодарен “Учительской газете” за Вологду. Получилась скоординированная акция. Профсоюз сосредоточил усилия, “УГ” опубликовала на 1-й странице особняк, его стоимость, рассказала о положении учителей. Так ведь нашлись деньги! Учителям за 5 месяцев погашена задолженность по зарплате. Достали губернатора! Вот пример, показывающий, что, хорошо скоординировав действия, можно добиться результата.

Я верю, что правительство, если ему не помешают политические игры, к апрелю сможет наладить выплату текущей зарплаты. Самое сложное – долги. Общий долг – 15 млрд. рублей. Из них только 5 млрд. – это зарплата учителя. Остальное – это долги во внебюджетные фонды. И попробуй разберись, что происходит. Мы предлагаем правительству отделить долги Пенсионному фонду от зарплаты и в зависимости от экономического положения региона дать отсрочку – один, два, три года. А по зарплате составить графики погашения долгов максимум в полгода.

Но это лишь первый шаг. Вторая часть – сделать так, чтобы долги не появлялись снова. Я не устаю повторять: если сегодня мы выплатим зарплату всем учителям, ровно через два-три месяца все повторится сначала.

Главы местного самоуправления сегодня выступают против централизации средств на оплату труда учителей на уровне субъекта Федерации. Получив средства на образование, они объясняют вам, что нужно кормить, поить, топить, и отстригают от щколы деньги, решая свои проблемы. А учитель побастует – авось, ему еще дадут.

Губернаторам это тоже невыгодно. Лебедь, например, вначале ухватился за эту идею, а потом, видимо, как представил, что теперь все стрелы полетят в него, пошел на попятную.

Депутатам это вообще неинтересно. Вот вам реакция на мое выступление в Думе. Я рассказываю о местном самоуправлении, о текущих выплатах. Один депутат встал и куда-то пошел, второй раскрыл газету, третий мне орет: мы за учителей, что ты нам ликбез читаешь? Зато тут же выстроились в очередь к Матвиенко и каждый задает один и тот же вопрос: “Вы моей территории денег дадите? Мне же нужно избирателям что-то сказать”. Вот и все.

Покинув профсоюз, учителя отправились на Охотный ряд – к тем самым депутатам, которых Владимир Яковлев поминал недобрым словом.

Акт второй.

Те же и Иван Мельников

И.И.: – Проблема, которую вы ставите, многопланова. В ее создании виноваты муниципальные органы власти, областные и федеральные. Я никого не хочу выгораживать. Давайте разберемся по порядку. Что вам говорит глава муниципального образования?

– Говорит, что деньги идут на погашение кредитов, которые брал прежний глава.

– У кого были взяты кредиты?

– У коммерческих банков.

– А почему он считает более важным погасить кредит банку, а не погасить долги учителям? Вы спрашивали? Я этот вопрос и в Думе постоянно задаю. Почему, принимая бюджет, мы считаем, что деньги, которые государство должно различным коммерческим структурам, оно, безусловно, должно выплатить, а долги бюджетникам – необязательно.

– Нам объясняют так: раз мы на картотеке, нас не спрашивают, снимают деньги – и все.

– Как это “снимают и все”? Это кто-то очень хорошо устроился. Вы не задавали главе муниципального образования вопрос, как он отнесется к тому, если приедет Счетная палата с проверкой?

– Нам там жить вообще-то.

– Что область сказала?

– В нашем Минфине говорят, что Россель просил кредит на погашение долгов бюджетникам – Москва отказала.

– Вполне возможно. Но ведь Свердловская область – донор. У нее есть собственные источники доходов. Значит, вопросов к федеральному бюджету быть не может.

– Может. Область выплатила деньги военно-промышленному комплексу, не получив из федерального бюджета ни копейки.

– Я с вами не соглашусь. Есть бюджет области. Согласно этому бюджету, они должны были выплатить вам зарплату. Пусть Россель добивается от центра денег на ВПК. Почему он считает возможным отнять их у учителей?

Даю вам слово посодействовать тому, чтобы Счетная палата или КРУ провели проверку расходования средств на уровне вашего района и области.

Акт третий и последний.

Те же и Владимир Филиппов

В.М.: – К сожалению, министерство не может повлиять на то, чтобы учителям выплатили деньги. Я не могу даже узнать, сколько денег в какой регион направили.

Сейчас для вас самый главный человек – первый зам. министра финансов Виктор Борисович Христенко. Он знает всю ситуацию, сколько налогов собирает каждый регион, каждый день встречается с губернаторами и заключает соглашения, кому сколько денег выделить. Не менее 40 процентов собственных доходов регионы должны направлять на выплату текущей зарплаты. Если не хватает – центр дает деньги.

И эта схема работает. Отличный пример – Вологодская область. Когда губернатору показали цифры и пригрозили пригласить на заседание правительства, он сразу заплатил зарплату за 5 месяцев!

“Ходоки” наши вздохнули: неужели придется штурмовать Минфин? К счастью, не пришлось. Владимир Филиппов лично позвонил Христенко и доложил ситуацию: область достаточно собрала налогов, чтобы выплатить текущую зарплату за февраль и март всем бюджетникам. Кроме того, на погашение долгов Минфин выделил целевую ссуду – 40 млн. рублей. Но как ею распорядятся в области?

В.М.: – Сейчас мы хотим централизовать средства на оплату труда учителей на уровне субъектов Федерации. Такой опыт уже есть в Самаре, Кабардино-Балкарии, Тюмени. Минфин – против.

Михаил Задорнов выдвигает два аргумента. Во-первых, он опасается, что следующим шагом будет перевод финансирования школы на федеральный уровень. С этим я не могу согласиться.

Во-вторых, собирать налоги удобнее на местном уровне – там виднее, какое предприятие работает, какое – нет. Если централизовать средства на уровне области, собираемость налогов может снизиться.

Хочу вас огорчить – вам эта централизация вообще невыгодна. Дело в том, что Свердловская область под различные проекты брала кредиты у банков, в том числе за рубежом. И теперь все деньги, которые зарабатывает область, идут на погашение долгов.

И, к сожалению, будет еще хуже. Скоро правительству Примакова придется отвечать за долги своих предшественников – 100 млрд. долларов. Для сравнения – годовой бюджет России равен 20 млрд. Так что сами понимаете…

Немая сцена. Занавес.

Наталья БУНЯКИНА,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте