С 30 июня по 16 июля в Горнозаводском районе Пермского края успешно прошла I Всероссийская экспедиционная школа учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации». Организаторами стали «Учительская газета», Межрегиональный клуб «Учитель года», Министерство образования и науки Пермского края. В работе экспедиционной школы приняли участие более 300 человек в составе делегаций из 25 регионов Российской Федерации и Республики Болгария.
I Всероссийская экспедиционная летняя школа учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» объединила:
– участников XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции школьников России и Республики Болгария под руководством лауреата конкурса “Учитель года города Москвы – 1997”, учителя химии средней школы № 1259 Москвы Владимира Нодаровича Головнера;
– педагогов Пермского края – слушателей курсов повышения квалификации «Проектная и исследовательская деятельность в условиях летней экспедиционной школы педагогов и учащихся «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» под руководством заместителя директора Института развития образования Пермского края Альфии Фаритовны Фаязовой;
– педагогов и учащихся самой многочисленной делегации из Республики Саха (Якутия) – участников республиканского проекта «Учитель-Ученик» под руководством специалиста Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Республики Саха (Якутия) Антонины Иннокентьевны Новгородовой;
– участников краевого профильного лагеря «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации» – учащихся 2-11-х классов различных образовательных организаций Пермского края под руководством заместителя директора Пермского центра «Муравейник» Екатерины Сергеевны Митиной.
Образовательная программа I Всероссийской экспедиционной школы состояла из нескольких модулей:
1) ежедневные полевые мастерские лучших учителей России и Болгарии для школьников и педагогов. Цель модуля – в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в различных областях наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов России по прикладным экологическим, естественнонаучным, литературоведческим, краеведческим программам, веревочному курсу и курсу выживания в условиях дикой природы, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, геологических особенностей территории, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения экспедиции
2) ежедневные выездные образовательные модули «Экспедиционные исследования» и «Экспедиционные практики» для учащихся и педагогов, специально разработанные И.А. Баскевич во взаимодействии со специалистами Пермского государственного научно-исследовательского университета и направленные на знакомство в интерактивной форме с географией и историей Пермского края, с историей особого социально-культурного явления Горнозаводской Уральской цивилизации.
В рамках модуля «Экспедиционные исследования» перед участниками были поставлены задачи по стратиграфическому, палеографическому, минералогическому обследованию геологических памятников природы – Камня Шайтан, Камня Стрельный, Каменного города и др, определению ряда физических, географических параметров среды, измерению недоступных расстояний и т.д.
Модуль «Экспедиционные практики» был организован аналогично студенческим научным практикам и направлен на решение практико-ориентированных научных задач – промывку русловых отложений с целью установления их золотоносности, изучению хрусталеносности кварцевых жил Бисерского проявления и т.д.
А реализовать эти образовательные путешествия помогали:
– ученики Ирины Александровны Баскевич, участники многочисленных географических экспедиций и школьного географического союза “Gu7”, только что закончившие школу – Анна Мингалева, Дмитрий Красильников;
– молодые учителя – учитель истории и обществознания средней школы №7 с углубленным изучением английского языка Перми Андрей Анатольевич Феденев, учитель права гимназия № 31 Перми Артем Анатольевич Волков, учитель английского языка гимназия № 31 Перми Екатерина Сергеевна Мелехина;
– Павел Андреевич Дремин, специалист в области туризма, спорта, краеведения – генеральный директор LesIgr.
Новой инновационной формой работы в рамках I Всероссийской экспедиционной школы и XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции можно считать организацию ежедневного обучения педагогов принимающей территории в тесном взаимодействии с педагогами со всей России на протяжении двух недель. Каждый день работы экспедиционной школы педагоги из разных регионов России – лауреаты и победители региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года», участники XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции школьников России делились опытом с пермскими и якутскими педагогами – в формате профи-лектория, мастер-классов, тренинговых площадок. Опыт сотрудничества, взаимной работы оказался весьма эффективным. В итоговой конференции интересные проекты вниманию экспертной комиссии представили на защиту не только слушатели курсов, но и педагоги из других регионов России.
Работу экспедиционной школы завершила I Всероссийская Конференция исследовательских работ учащихся и проектных работ педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации», где были представлены интересные результаты исследований в формате научного театра.
Несмотря на дождь и прохладную погоду, экспедиционная школа запомнилась участникам теплой и дружеской атмосферой, интересной и насыщенной образовательной программой. А еще в разные регионы России и в Республику Болгария отправились символы Пермского края – селенитовые медведи: памятные сувениры каждому участнику экспедиции, изготовленные известным уральским мастером И.П. Овчинниковым.
Наши благодарности:
Автору проекта и руководителю I Всероссийской экспедиционной школы учащихся и педагогов «Взгляд в будущее: интеллект, интуиция, инновации», лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», учителю географии средней школы № 7 с углубленным изучением английского языка Перми Ирине Александровне Баскевич.
Автору проекта Межрегиональных экологических летних и зимних экспедиций школьников России, руководителю XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции школьников России и Республики Болгария, лауреату конкурса “Учитель года города Москвы – 1997”, учителю химии средней школы №1259 Мосвкы Владимиру Нодаровичу Головнеру.
Министерству образования и науки Пермского края
Министру образования и науки Пермского края Раисе Алексеевне Кассиной.
Заместителю министра образования и науки Пермского края Ларисе Николаевне Сидоровой.
Институту развития образования Пермского края.
Заместителю директора Института развития образования Пермского края Альфие Фаритовне Фаязовой.
Заместителю директора заместителя директора Пермского центрп «Муравейник» Екатерине Сергеевне Митиной.
Глава администрации Горнозаводского муниципального района Александру Николаевичу Афанасьеву.
Начальнику Управления образования администрации Горнозаводского муниципального района Фаине Ильиничне Попович.
Председателю Земского Собрания Горнозаводского муниципального района Игорю Владимировичу Дубову.
Директору Горнозаводского районного Дома детского творчества Ольге Ивановне Булах.
Коллективу средней школы № 7 с углубленным изучением английского языка Перми.
Коллективу гимназия № 31 Перми.
Директору Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II Республики Саха (Якутия) Галине Ивановне Алексеевой.
Ниже предлагаем вам личные впечатления участника XIV Межрегиональной экологической летней экспедиции школьников России Андрея Семке, учителя физики из Краснодарского края.
Собираем рюкзак. Плотно упаковываем все вещи. Прогноз погоды в Пермском крае неутешительный. Дожди и похолодание. Но разве может такая мелочь нас остановить? Дождевик, резиновые сапоги, средства от клещей и комаров – мы готовы.
Под стук колес встречаем в поезде своих старых друзей из Адыгеи и Губкина. Быстро обживаем плацкартный вагон. Двое суток и 2600 км пролетают незаметно.
Вот мы и на месте.
В ходе работы экспедиции в Пермском крае учащиеся исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климатологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом. В течение двух недель ребята обучались проведению естественнонаучного мониторинга в 30 мастерских и путешествовали в прекрасные уголки Пермского края.
Путешествие №1. Хрустальная лихорадка.
Утро началось традиционно. Под звуки мегафона желающие выбежали на зарядку. Накрапывает мелкий дождь. Мы быстро собрались. К нашей экипировке добавляются лопаты, грабли, кирки и перчатки.
Бисерское проявление хрусталеносных жил находится неподалеку от поселка Старый Бисер. Оно интересно не только красивыми друзами горного хрусталя и дымчатого кварца, но и уникальными по своей природе скрученными индивидами.
Белоснежные кварциты окружают месторождение. Мы быстро освоились и только слышались негромкие возгласы о находках кристаллов и друзов. Хрустальная лихорадка охватила нас. Прозрачные как слеза карандаши горного хрусталя удивляли своей простотой и природной красотой. Кому-то везло больше, и он находил крупные прозрачные друзы. Но всех увлекал процесс! Грязные и довольные, с мешочками горного хрусталя, мы брели в лагерь. Путешествие удалось на славу.
Путешествие № 2. Золотоискатели.
Первое утро, которое встретило нас теплой погодой. Небо застилали облака, но не было дождя.
Поселок Промысла – современное сокращенное название Крестовоздвиженских Золотых Промыслов. Промысловский россыпной район представляет собой одну из традиционных российских территорий золотодобычи. Последняя осуществляется здесь непрерывно на протяжении почти двух столетий.
Первая фотография – около знака, посвященного находке первого алмаза на Руси. Берем с собой гору тазиков и спускаемся к красивому озерцу. Мастера показали нам процесс добычи золотых знаков (крупинок золота) и работа закипела.
Промываем, промываем, промываем… Знаки золота на дне тарелочки – награда за часовой труд. Торжество покорителей золотого берега! Немногим экспедиторам удается одновременно найти несколько знаков. К концу промысла пошел проливной дождь. Как без него? Быстро возвращаемся на базу, по дороге горстями поедая землянику. И вновь путешествие удалось!
Путешествие № 3. Черепаха, дракон и другие каменные монстры.
Дождь, мелкий всепроникающий дождь окутал лес. Мы бредем по глиняной грязной дороге в ожидании чуда! И вот оно!
Каменный город – одна из главных природных достопримечательностей Пермского края. Другое название этих скал – Чертово Городище. Местные жители их обычно называют черепахами.
Это поистине уникальный памятник природы находится на одной из вершин хребта Рудянский Спой (526 метров над уровнем моря).
Дождь и долгая дорога по грязи и лужам привела нас к красивейшим скальным образованиям. Глаза разбегались от природной причудливости и красоты. Каменные глыбы из песчаника, отполированные водой и ветром, надвигались друг на друга, образуя гроты и пещеры, трещины и дома. Останцы имеют свои имена – Черепаха (действительно похоже на диковинное животное), Пернатый Страж, Дракон и т.д. Есть свои названия и у трещин. Самая большая – Проспект, длина этой трещины достигает 80 метров.
Мы с ребятами побывали в Большом и Малом городе. Наши проводники показывали нам интересные места, удивительные виды с этих скал открывались на Уральские горы и ближайшие окрестности. Мы были околдованы видами и скальными образованиями, и даже мелкий дождь не мешал нам путешествовать по каменным улочкам и пробираться в гигантские гроты.
Путешествие № 4. Музей Ермака.
Музей крестьянского быта под открытым небом огорожен деревянным частоколом с красивыми, как из русской сказки воротами. В деревушке можно попасть в дом ремесленника, товарную лавку, балаган. Очень интересно было побывать в музее Ермака. Историю славного похода в Сибирь легендарного дружинника рассказали нам живописные полотна Юрия Злоти. В экспозиции мы смогли в руках подержать реальное оружие того времени.
В пожарной каланче мы узнали об интересных особенностях быта пожарных того времени. А в балагане смогли поиграть в деревянные игрушки того времени. Фольклорная группа представила целое кукольное представление, посвященное дню Ивана Купалы, мы водили хороводы, пели песни, играли в игры.
Ещё долго в нашей памяти останутся петрушка с его балалайкой, набитая соломой баба, ромашковые веночки и люди, которые создали для нас прекрасный праздник!
Путешествие № 5. Сплав по реке Койва.
Получив антиклещевую обработку, мы совершили несколько радиальных походов по берегам реки Койва. На берегу реки находятся несколько красивых скальных образований и самая древняя алмазная фабрика.
Спустившись к берегу реки, мы очутились в царстве воды и леса. Под ногами сверкали кварциты и сланцы, в скальных остовах мы находили чистый кремний, черные, слоенные куски кремния с вкраплениями – интересные экземпляры для школьного музея.
По берегам реки Койва расположены хвойные леса и встречаются камни-«бойцы». Камень Шайтан – один из таких камней. Чтобы до него добраться, нам потребовалась неплохая горная подготовка. Но вид с этого камня открывался божественный. Мы чувствовали себя птицами, парящими в небе. Под нами было 290 метров отвесной скалы, горная река.
Спустившись со скалы, мы попали в красивый грот, в котором гнездятся хищные птицы. У реки скопление катамаранов. Время сплавов. Койва – самая посещаемая река.
Нам предстояло тоже стать на весло. Два катамарана и несколько часов прекрасных видов, небольшие шеверы и перекаты. Адреналин!
А еще было путешествие в Горнозаводский краеведческий музей и Кунгурскую ледяную пещеру.
Мастерские. Открытия, исследования, практика
Два раза в день с ребятами занимались учителя, которые обучали школьников проведению исследовательских проектов. Мастерские в этом году были самые разнообразные – от экологического мониторинга и естественнонаучных исследований, до этнографии и краеведения. Школьникам особенно понравились мастерские общекультурного плана и языковые.
Под руководством учителя географии средней школы № 2 города Губкина Белгородской области Галины Монаковой и учителя географии гимназии № 2 города Сарова Нижегородской области Светланы Жигановой участники экспедиции занимались изучением почвенных горизонтов, учились определять механический состав почв, их влажность, кислотность и другие качества. Школьники в разных контрольных точках копали шурфы, аккуратно слой за слоем составляли подробную карту почвенных разрезов.
В мастерской учителя географии гимназии № 6 города Губкина Белгородской области Людмилы Булгаковой занимались биоиндикацией: вычисляли площадь проективного покрытия лишайников, определяли их виды и по этим данным называли индекс чистоты воздуха. Нам повезло: в районе проведения экспедиции идеальная атмосфера, именно поэтому разнообразие лишайников помогло постичь сложность лихеноиндикации.
Оксана Вережникова, учитель химии лицея №3 города Сарова Нижегородской области, и Людмила Терещенко, учитель биологии средней школы № 9 поселка Уралец Свердловской области, обучали ребят основам гидрохимического мониторинга. Используя мобильную лабораторию, участники экспедиции измеряли различные показатели качества воды, взятой из природных источников, устанавливали ее ионный состав.
В мастерской учителя химии из Адыгеи Ирины Маркиной, дважды победителя конкурса «Учитель года Адыгеи», ребята определяли содержание аскорбиновой кислоты методом титрования. Удивительные открытия сделали ребята!
Наталья Телегина, учитель биологии и химии средней школы № 14 села Новопаньшино Свердловской области, обучала экспедиторов основам микроскопии в полевых условиях. Ребята учились готовить препараты из растительных и животных организмов, фиксировать полученное под микроскопом изображение на цифровой фотоаппарат и анализировать его. Полученные снимки заняли свое место в электронном приложении.
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2011», учитель биологии средней школы села Баловнево Липецкой области Алексей Овчинников учил работе еще с одним цифровым устройством – мобильной лабораторией PASCO. Используя ее, участники экспедиции изучали состав воздуха, качество воды в реках и озерах, проводили температурный мониторинг изучаемой территории, учились обрабатывать полученные данные и анализировать результаты.
Химический состав и типы горных пород определяли в мастерской лауреата московского конкурса «Учитель года», учителя химии средней школы № 1259 Москвы Владимира Головнера. С помощью полевой химической лаборатории устанавливали ионный состав образцов и делали вывод о целесообразности их разработки. В Пермском крае изобилие минералов, и каждый образец – кладезь для научных изысканий. Школьники с интересом и вдохновением проводили эксперименты, находили полезные металлы.
В мастерской Геннадия Петрова, педагога дополнительного образования Малопургинского Центра детского творчества Удмуртской Республики, изучали основы бионики. Как, заимствуя у природы принципы строения живых организмов, создавать сложные инженерные и архитектурные сооружения. Работая в этой мастерской, экспедиторы создавали собственные натурные модели, работающие по принципам бионики.
Фоменко Ирина, учитель химии средней школы №12 города Новоалександровска Ставропольского края, исследовала с детьми пищевые продукты. Дети порой делали изумительные открытие: в одних продуктах находили мышьяк, в других сложные кислоты и растительные жиры, в третьих запрещенные химические добавки.
В мастерской Галины Семке, учителя русского языка и литературы гимназии № 14 города Ейска Краснодарского края, учителя года Дона-2004, школьники изучали значения топонимов Пермского края. Историю их происхождения узнавали у местных жителей. Исторический анализ топонимов с легендами и преданиями лег в основу электронной презентации – творческого итога работы мастерской.
Пермский край очень интересен с точки зрения изучения радиационной обстановки. Самым секретным уголком страны в 20 веке была одна из территорий реки Чусовой. В 1971 году здесь пытались осуществить грандиозный проект 20 века: повернуть реки с севера на юг. Для этого группа инженеров-атомщиков провела ряд подземных ядерных взрывов для создания искусственных каналов. Череда неудач, большой выброс в атмосферу радионуклидов остановили проект. Не обошлось и без международного вмешательства. В мастерской Андрея Семке, учителя физики и астрономии средней школы № 11 города Ейска Краснодарского края, учителя года Кубани-2000, школьники изучали радиационный фон местности, исследовали пробы воды на наличие радионуклидов, изучали плотность потока частиц.
Надежда Растрепина, учитель математики лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, обучала школьников практической математике. Как быстро определить высоту скалы или дерева, рассчитать объем древесины и спрогнозировать проблемы лесозаготовок, провести ориентацию на местности, используя простые математические действия, – вот круг вопросов, которые разобрали дети на мастерской.
Валеологическими исследованиями в экспедиции занималась Оксана Маляева, учитель средней школы № 7 города Сарова Нижегородской области. В ее мастерской ребята производили замеры физических параметров собственного тела, выполняли тесты на работоспособность дыхательной и сердечнососудистой систем, и по этим данным составляли индивидуальные карты здоровья.
Но здоровье человека определяется не только физическим состоянием. В мастерской Натальи Мясниковой, педагога Муромского медицинского колледжа Владимирской области, и Марии Соколовой, педагога-психолога средней школы № 7 города Мурома Владимирской области, участникам экспедиции представилась уникальная возможность заглянуть в себя, познать особенности собственной психики и выяснить условия создания эмоционального комфорта.
В мастерской учителя истории и обществознания средней школы № 97 города Ижевск Республики Удмуртия Валерии Балтачевой экспедиторы обучались практике этнографических исследований: методам сбора этнографического материала в полевых условиях, составления опросников, ведения полевого дневника.
Учитель года Саратовской области-2011, учитель истории лицея № 2 Саратова Татьяна Усова на примере традиций Псковского края знакомила экспедиторов с народными русскими играми, традициями и обрядами, связанными с празднованием дня Ивана Купалы, и особенностями этого праздника в Пермском крае.
Учитель года Югры-2006», учитель географии Междуреченской средней школы Ханты-Мансийского автономного округа Светлана Коблякова обучала экспедиторов практике выживания в экстремальных условиях: как развести огонь, собрать влагу путем конденсации, найти и правильно употребить лекарственные травы.
А в мастерской учителя года Амурской области-2012, учителя Сергиев-Посадской гимназии Московской области Дмитрия Филатова можно было обрести навык завязывания двадцати различных видов туристических узлов и узнать, для каких целей их можно применять в полевых условиях.
В мастерской учителя года Красноярского края-2013, учителя начальных классов средней школы № 137 города Красноярска Надежды Князевой экспедиторы обучались принципам профессиональной фотосъемки и элементам анимации как средствам фиксации и представления результатов исследовательской деятельности.
Обучившись, благодаря участию в экспедиции, множеству полезных вещей, экспедитор должен еще и передать свои знания другим. Именно этому обучала в своей мастерской учитель года Вологодской области-2011, учитель истории средней школы № 30 Вологды Марина Никоарэ. Ее программа называлась «Школа экскурсовода».
Еще один полезный навык участники экспедиции могли выработать в мастерской лауреата конкурса «Учитель года» Юго-Восточного округа Москвы, учителя обществознания средней школы № 1259 столицы Марины Говоровой, которая в игровой форме обучала основам семейного права и умению применять эти нормы в конкретных жизненных ситуациях.
Мария Волкова (Москва) и Василий Морозов (Саров), выпускники экспедиции, впервые проводили мастерскую! Ребята учили школьников искусству дипломатии. Экспедиторы узнали, как правильно общаться, ставить вопросы, как навязать собеседнику свою мысль и идею…
И наконец, участники экспедиции за две недели работы в полевом лагере могли обучиться основам сразу нескольких иностранных языков. Так, мастерская лауреата конкурса «Учителя года Дона-2013», учителя английского языка средней школы № 15 города Азова Ростовской области Светланы Малькевич увязывала изучение английского языка с экологическими проблемами. Ребята трудились над конкретным проектом – составлением карт природоохранных территорий Пермского края на английском языке.
Уже в шестую экспедицию привозит своих учеников учитель географии из школы №73 города Софии, столицы Болгарии, Элизабет Бойдева. Для болгарских школьников участие в экспедиции – не только возможности приобщиться к экологическим исследованиям, но и шанс попрактиковаться в русском языке, который они изучают в своей школе в качестве иностранного, и побывать в самых интересных местах России.
Вечерняя программа. Зажигаем вместе.
Вечером ребята обменивались впечатлениями и участвовали в традиционных мероприятиях.
«Посвящение в экспедиторы» – традиционное мероприятие, в котором новички, проходя этап за этапом, постигают всю прелесть жизни в полевых условиях. Этап за этапом, команда новичков становится сплоченным, единым коллективом. Дождь, который то усиливается, то ослабевает, охлаждает особо рьяных. По традиции вместе со школьниками все этапы проходит и команда учителей. Грязные, мокрые и счастливые покидали поле сражений команды. Все посвящены и могут называться теперь гордо – ЭКСПЕДИТОРЫ!
Дождь весь день, а в спортивном зале развернулись настоящие спортивные баталии. Сборная учителей России сражается со сборной учеников. Сначала в бой вступили мужчины. Волейбол, футбол – борьба не для слабонервных. Если в волейболе дошло до овертайма и победила молодость, то в футболе зрелость и жизненный опыт помогли учителям одержать волевую победу. Затем на волейбольной площадке встретились девушки. И вновь победили учителя.
В вечерней программе игра «Что? Где? Когда?», организованная Сергеем Драбом, учителем из Калининградской области и Натальей Телегиной, учителем из Свердловской области. Все команды играют азартно, новички не уступают «старичкам» и учителям. Вопросы о природе Пермского края требовали сосредоточенности. Каждая ошибка может стать роковой. Дружно работают команды, в итоге равенство очков сразу у нескольких команд, их ждут ценные призы.
Для конкурса межрегиональных творческих коллективов ребята из разных регионов России в течение дня готовили концертный номер. В итоговом концерте пели, танцевали, инсценировали, играли на гитаре, показывали цирковые номера. Зрелище было впечатляющим! Болгарские песни пели хором, движения зажигательных танцев повторяли все. Ну и конечно не обошлось без традиционных учительских танцев. Итогом стало дружное пение под гитару экспедиционных песен.
Традиционное вечернее мероприятие «Игры народов экспедиции» объединило всех. Болгарские и удмуртские, кубанские и якутские, владимирские и донские игры вовлекли всех участников. Апогеем стала всем полюбившаяся игра, придуманная участниками экспедиции на Печоре, коми-бол. Играли азартно, команда учителей против учеников. Победили более подготовленные – учителя!
Традиционная «Спортивно-интеллектуальная эстафета» состояла из 15 этапов, каждый из которых проверял ловкость, быстроту, реакцию, а также знания и умения. 12 групп в течение вечера должны были максимально быстро выбраться из импровизированного колодца, преодолеть горку, сесть на шпагат друг за другом, пробежать по кочкам и написать стихотворение на заданную тему, составить за одну минуту слова на определенную букву, связанные с местностью, в которой проходит экспедиция и т.д.
Ставшее традиционным мероприятием «Вечер креатива», или как его называют экспедиторы «Обмен данными», вовлекло всех в бурную деятельность. Одни передавали знания, другие учились чему-то новому. Так, Саша Угрюмова из Москвы и Дана Сикунова из Адыгеи учили ребят танцевать. Саша Алексин из Сарова передавал свои знания о правилах фотографирования. Андрей Фильков из Владимирской области обучал навыкам волейбола. В итоге на сцене мы увидели прекрасные показательные выступления!
В течение всей экспедиции работал медиацентр, который выпускал вечерние телерепортажи, каждый день выходила полевая живая газета «Уральские пермешки». Ежедневно проводился конкурс сюжетных фотографий.
При всем этом погода не жаловала участников экспедиции. За две недели только три дня нас радовало солнышко, ночью температура опускалась до очень низких значений, палатки хрустели от дождя, а последние три дня шел нескончаемый проливной дождь. Несмотря на это, программа экспедиции была выполнена в полном объеме. На итоговой конференции в переполненном концертном зале на сцене в увлекательной и презентационной форме учащиеся рассказывали о результатах своих изысканий. По итогам конференции организаторы экспедиции вручили учащимся сертификаты.
Традиционный приз «Золотая ручка» была вручена Дарье Садуновой, девятикласснице из Сарова. А приз победителя фотоконкурса достался Александру Алексину, десятикласснику из Нижегородской области.
Учителя года России показали мастер-классы, поделились опытом работы и провели творческие мастерские для учителей Пермского края и Якутии. Общение в творческой, непринужденной обстановке, практический опыт, пытливые глаза педагогов, благодарность коллег за полезную, плодотворную работу. Что может быть лучше оценки твоего труда?
Расставались ребята со слезами на глазах, обменивались электронными адресами и номерами телефонов, договаривались о скорой встрече. Все хорошо, что хорошо завершается. Впереди у ребят обработка накопленного материала, подготовка исследовательских и проектных работ.
От всей души благодарим учителя географии, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Ирину Александровну Баскевич и учителя химии, лауреата конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимира Нодаровича Головнера, за прекрасную экспедицию!
Андрей Семке, учитель физики средней школы № 11 города Ейска Краснодарского края, учитель года Кубани-2000
Использованы материалы Владимира Нодаровича Головнера.
Фото из архива экспедиции.
Комментарии