Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дождитесь нас. Или дети здесь не плачут

Учительская газета, №05 от 31 января 2017. Читать номер
Автор:

«Пожалуйста, дождитесь нас! – попросили родители трех малышей Юлию Чурсину, воспитателя детского сада №34 города Воронежа. – Нашим деткам скоро исполнится три, и мы очень хотим в вашу группу!» Юлия Станиславовна обещала подождать: в группе сейчас 22 малыша, троих еще можно взять, к тому же просят за своих детей обычно те родители, чьи первые и даже вторые ребятишки росли как раз в ее группе.

Точнее будет сказать, в их группе, потому что работают они вдвоем – Юлия Станиславовна Чурсина и Татьяна Леонидовна Грибоедова. В 2017 году их крепкому содружеству и необычной группе исполняется 10 лет. Для воронежского детского сада №34 год тоже юбилейный: в феврале дошкольная образовательная организация отметит полвека!Сад большой, в основном здании 10 групп и в здании филиала еще четыре, есть и ясельные группы. Работают по новым стандартам, с использованием современных цифровых технологий, основная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Но, как рассказывает Юлия Станиславовна, каждая группа и каждый педагог выбирают основное направление, которое включают в свою рабочую программу. Это может быть и физическая культура, и математика, и английский язык. Воспитатели Чурсина и Грибоедова свою группу сделали разновозрастной.Появилась она так. С 1993 года в Воронеже стали проводиться первые курсы по вальдорфской педагогике, тогда многие воспитатели этим увлеклись и стали учиться, в том числе и Юлия Чурсина. Как сама она говорит, содержание показалось интересным, но требующим перестройки на русский лад. Приезжавшие делиться опытом немцы наших педагогов в этом даже поддерживали, говорили, что такой богатой и насыщенной культуре, как русская, нужно использовать свои традиции. Юлия Станиславовна отучилась на курсах в Москве и начала работать в детском саду №37 при областном Институте повышения квалификации учителей в экспериментальной группе.- Эксперимент показал себя удачно, – говорит Юлия, – с тех пор мы накапливаем и развиваем наш опыт дальше. Но впрямую по чисто вальдорфской педагогике не работаем, а используем некоторые направления: природосообразность, культуросообразность, причем каждый педагог опирается на русские традиции и русские праздники. Разновозрастная группа такому контексту очень соответствует, поэтому мы выбрали данную форму, и уже много лет она себя оправдывает. Есть постоянный социальный заказ родителей, они целенаправленно приводят к нам детей и просят не бросать это начинание.Как рассказывает моя собеседница, разновозрастная группа хороша прежде всего тем, что напоминает семью и строится на этих началах. Она как большая семья, где каждый ребенок проходит путь от младшего к старшему, от ведомого к ведущему. Он переживает все ступени развития, маленький тянется за старшими, подражает им и быстрее растет. А старшие его любят как малыша в семье, заботятся о нем. Старшие всегда ждут, когда придет новый малыш, чувствуют свою ответственность. На деле это проявляется в желании помочь младшим одеться, сложить игрушки, даже покормить их.- В нашей группе, – продолжает Юлия Станиславовна, – проблем с адаптацией к детскому саду нет. У нас дети не плачут! Потому что, приходя в первый раз в сад, ребенок не успевает понять, что остался без мамы, так как его тут же старшие дети обнимают, ведут к игрушкам, показывают, рассказывают, принимают в игру. Поэтому родители сами приводят к нам своих ребятишек, и если один ребенок уже был у нас, остальные тоже будут наши!Возможно, поэтому, как говорит воспитатель, эта группа не только для детей, но и для родителей. Они за 4-5 лет – в группе дети от трех до семи – успевают сдружиться, привыкают отмечать семьями праздники и ходить друг к другу в гости. В этом году в честь десятилетия воспитатели хотят собрать вместе всех выпускников. Их уже немало, всего за эти годы было семь выпусков – иногда по пять человек выпускали, один раз был один ребенок, но было и по одиннадцать. Главное в том, что даже если выпускник всего один, для него тоже обязательно готовят большой праздник и подарки дарят. Многие из них – прекрасные самоделки.В группе много занимаются творческой деятельностью, например, всеми видами рукоделия, как современным, так и старинным. Много шьют, вышивают, а еще валяют из шерсти. Это любимое занятие детей – мокрое валяние!Когда я познакомилась с Юлией Чурсиной, я всего этого даже представить себе не могла, потому что обстоятельства нашего знакомства настраивали на совершенно другой лад. Впервые мою собеседницу я увидела в роли ведущей мастер-класса в Воронежском институте развития образования, когда там проходила научно-практическая конференция «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии». Вместе со своей коллегой Еленой Владимировной Недиковой, тоже воспитателем детского сада №34, они рассказывали своим коллегам – а желающих слушать в аудитории было так много, что пришлось просить дополнительные стулья и компьютерные мышки в соседних кабинетах – о технологии создания компьютерного анимационного фильма, например, сказки «Колобок». Только одним рассказом дело не ограничилось, все педагоги-дошкольники получили возможность оказаться в роли своих воспитанников и сами на целых 45 минут стали создателями мультика: рисовали на песочном столе героев, фотографировали их, а потом, уже используя компьютер, составляли из фотокадров сказку. А Юлия с Еленой организовывали работу и показывали, как они делают подобные мультфильмы в группе со своими детьми.Детскому саду №34 с оборудованием повезло, в чем немалая заслуга заведующей Светланы Александровны Болотовой. Здесь в распоряжении взрослых и детей две интерактивные доски и два интерактивных игровых стола, ноутбуки для воспитателей и комплект детских рей-буков, которыми может воспользоваться для занятий любой педагог. Еще есть три световых стола для песочной анимации и несколько планшетов.- Мы почти каждый день берем световой стол к себе в группу для занятий, – говорит Юлия Чурсина. – С его помощью рисуем и сочиняем сказки, героев и сюжеты, а потом снимаем это все на фотокамеру и делаем мультфильм, даже озвучиваем сами. В такой работе у ребенка развиваются речь, мелкая и крупная моторика рук, фантазия, художественный вкус… Примерно года четыре назад мы с Еленой Владимировной Недиковой вместе стали осваивать интерактивную доску, опыт приходил не сразу, просиживали ночами, оставались после работы. В Интернете уже были разработанные презентации, игры, но они в основном предназначались для школьников. Поэтому приходилось придумывать самим, и нам в этом очень здорово помогли курсы при нашем Воронежском институте развития образования. Большое спасибо сотрудникам института Людмиле Алексеевне Бачуриной и Наталье Викторовне Ярчиковой, которые во многом помогли нам. Постепенно мы набрали свой опыт: взяли песочный стол, компьютер и при их совмещении получили новый продукт – мультфильм. Нам было интересно, как можно соединить новые информационные технологии с математикой, психологией, педагогикой, чтобы детям это было комфортно и приносило пользу. Многие подростки сегодня воспринимают Интернет и компьютер как игрушку. А мы стараемся с детского сада объяснить ребятам, что компьютер – очень многофункциональная вещь. Маленькие дети очень любят то волшебство, которое возникает на их глазах и с их участием.Воронеж


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту