Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
В центре внимания

Дождемся ли единых гарантий?

Профсоюз настаивает на формировании отраслевой системы оплаты труда
Мой профсоюз, №12 от 22 января 2021. Читать номер
Автор:

Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил установить единые зарплаты для врачей и учителей по всей стране. Выступая в Совете Федерации, он отметил, что предлагаемые поправки в Конституцию «дают образ России как социального государства», и предложил учесть это при решении вопросов образования и здравоохранения. «На всей территории страны медицинские услуги должны оказываться одинаково качественно. При этом врачи и учителя получают разные зарплаты в зависимости от субъекта Федерации. Пора выравнивать ставки учителей и врачей в регионах», – считает Валерий Фадеев. О серьезной дифференциации зарплат педагогов по регионам говорят не первый год. Возможно ли сегодня введение единой отраслевой системы оплаты труда? Ситуацию прокомментировали в Общероссийском Профсоюзе образования.

Изменение федерального законодательства и передача полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций привели к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда работников, в том числе сферы образования, к значительной неоправданной дифференциации размеров оплаты их труда при выполнении одной и той же трудовой функции, к значительному снижению в структуре заработной платы гарантированной ее части в виде ставок заработной платы (должностных окладов). Все это не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами учителей, не привлекает молодежь на эти должности.

Вера Понкратова, эксперт Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования

Кроме того, изменение федерального законодательства привело к тому, что в настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников, в том числе работников образования, обеспечивающих конституционные гарантии прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Полномочия, которые с 2006 года предоставлены Правительству РФ по установлению базовых ставок (окладов) по профессиональным квалификационным группам (ст. 144 Трудового кодекса РФ), до сих пор так и не реализованы, несмотря на неоднократные требования профсоюзов работников непроизводственной сферы.

Затягивание принятия федеральным центром государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, привело к усугублению неоправданной дифференциации размеров оплаты труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе. Все это привело также к существенным различиям в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, к нарушению основного принципа равной оплаты за равный труд, содержащегося не только в Трудовом кодексе Российской Федерации, но и во Всеобщей декларации прав человека (ст. 23).

Не способствовало исправлению ситуации с оплатой труда педагогов общего образования применение принципов повышения оплаты труда, избранных в майских указах Президента Российской Федерации 2012 года, согласно которым учителя по уровню соотношения их средней заработной платы со средней заработной платой в субъекте РФ приравнены к младшему и среднему медицинскому персоналу, а педагогические работники дошкольных организаций не достигают даже этого уровня.

Недовольство педагогических работников вызывает еще тот факт, что даже установленный согласно указам уровень их заработной платы достигается за счет существенной интенсификации труда: выполнения учебной нагрузки, в 1,5-2 раза превышающей установленную норму часов педагогической работы за ставку, а также выполнения дополнительной работы, связанной с классным руководством, проверкой письменных работ, заведование учеными кабинетами, методической и другой работы.

Перечисленное требует унификации условий и уровней оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию, в целях обеспечения единых принципов формирования гарантий по оплате труда, то есть необходим переход на отраслевые принципы формирования систем оплаты труда. Соответствующее направление задано Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в которых с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации предполагается установление требований к отраслевым системам оплаты труда.

Кроме того, разработка законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части уточнения полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы)» включена в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. №3205‑р.

Свои предложения к указанному законопроекту Общероссийский Профсоюз образования сформулировал в письме к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – координатору Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Татьяне Голиковой.

Прежде всего, предложено в статье 129 Трудового кодекса РФ дать четкое определение понятию «минимальный размер оплаты труда». А именно, предусмотреть, что минимальный размер оплаты труда – это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Предлагается также определить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп) работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

В Трудовом кодексе РФ предложено зафиксировать необходимость установления Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сферам деятельности, включая:

– базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам и (или) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
– структуру заработной платы, в том числе долю выплат по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;
– единый перечень выплат стимулирующего характера и единый перечень выплат компенсационного характера, а также условия назначения указанных выплат работникам;
– иные требования к условиям оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности работников.

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt