В марте этого года я оказалась в составе делегации педагогов Иванова, посетивших по приглашению организации «Русский дом» Сербию. В Белград мы приехали втроем: директор городского методического центра Иванова Галина Губа, учитель русского языка и литературы лицея №22, преподаватель филологического факультета Ивановского государственного университета Татьяна Майорова и я.
Анна АНТОНЕВИЧ, учитель русского языка и литературы средней школы №24, методист по управлению инновационными процессами городского методического центра Иванова, лауреат конкурса «Учитель года России-2007»
Мы встречались с министром образования автономного округа Воеводина, учителями, преподавателями университета города Нови-Сад, рассказывали о том, что волнует российских педагогов, проводили мастер-классы, обсуждали общие для учителей двух стран педагогические проблемы. И, конечно, давали уроки. Мое открытое занятие было посвящено 65-летию Великой Победы, я предложила ребятам для детального анализа документальный очерк Константина Симонова «Свеча», повествующий об освобождении Белграда русскими воинами, о горькой участи сербского народа.
Реакция была очень и очень душевная. Одна из школ, где я работала с детьми, называется «20 октября» (это день освобождения Белграда), там урок был очень к месту. Дети хорошо анализировали эпизод с городским пейзажем: я просила их сравнить Белград симоновский с Белградом за окном… И старуха им понравилась. В Сербии народ очень религиозный, у них интересные интерпретации были. Что старая женщина хоронит солдата по-христиански. Что свеча – это подаренная солдату свадьба, которой у него не будет никогда… Это было пронзительно до слез.
В одной из школ ученики сказали после урока: «Мы так о Второй мировой ни с кем не говорили. Всегда только статистика, цифры, жертвы, кто прав, кто виноват… А вот так, чтобы понять мотивы поведения человека на войне, причем человека гражданского, – так с нами никто о войне не говорил».
Так совпало, что мой дед и дед Ильи Сергеевича Тяпкова (он работает в «Русском доме», и именно он нас пригласил в Сербию) освобождали Югославию. Когда я сказала об этом детям, у них были такие изумленные глаза… Вот она, связь поколений воочию.
Предлагаю вашему вниманию сценарий этого урока.
Форма: урок аналитического чтения.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, воспитание толерантности.
Задачи:
– привлечь внимание учащихся к событиям Второй мировой войны;
– содействовать формированию таких качеств личности, как человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание;
– раскрыть гуманистическую суть очерка К.М.Симонова;
– формировать умение анализировать текст и делать выводы;
– формировать личностное отношение к прочитанному;
– содействовать пониманию учащимися роли советских воинов в освобождении Европы от фашизма.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в Microsoft Power Point.
Ход урока
44-й… До Белграда версты…
И памятным осенним днем
Им было, верьте, так непросто
Подняться под сплошным огнем.
Пылал Белград, дымилась Сава,
Дождем рыдало небо,
побледнев…
И шла, как мать, к солдатам
Слава,
От гибели спасти всех не сумев…
Учитель: О чем мы сегодня поговорим на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Прежде чем мы перейдем собственно к анализу текста, предлагаю вам вернуться в 1944 год, посмотреть на тех, кто освобождал от фашистов Европу (демонстрация слайдов). Какие чувства вызывают у вас эти мгновения войны, запечатленные в кадрах военной хроники?
Учитель: Дорогами войны прошагал известный русский писатель, поэт, публицист Константин Михайлович Симонов. Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Как вы думаете, в чем важность пребывания на фронте писателей и журналистов?
Учитель: Излюбленным жанром публицистов военных лет был военный очерк. Это короткий рассказ на военную тему, написанный с натуры. Давайте прочитаем маленький очерк Константина Симонова, который называется «Свеча».
Чтение очерка.
Вопросы:
Кто является героем очерка «Свеча»?
Какое фактическое событие легло в основу очерка?
О чем рассказывает нам Симонов? Попробуйте пересказать очерк одним предложением (формулирование фабулы):
Одна старая жительница Белграда решила похоронить убитого русского солдата. Она, рискуя жизнью, предает его земле и на могиле бойца зажигает свою венчальную свечу.
Учитель: Все верно. Скажите, где больше затронуты читательские чувства: в тексте, что лежит перед вами, или же в одном предложении?
Учитель: В чем же сила художественного слова? Писатель рассказывает нам о поступке Марии Джокич так, что никто из нас не остается равнодушным. Как он это делает?
Исследовательская работа
Учитель: Давайте посмотрим на средства создания художественности документального очерка.
Пейзаж.
Обстановка.
Портрет героини.
Задание 1. Выберите из текста слова, позволяющие воссоздать пейзаж. (Зачитываем вслух.) Посмотрите, какое наследие оставили фашисты жителям Белграда. Какие слова делают пейзаж страшным?
– Голый сквер.
– Железная решетка, которая искалечена пулями.
– Изуродованное железо.
– Мертвое дерево.
– Воронки от снарядов (изувеченная земля).
Какое изобразительно-выразительное средство использует Симонов?
О чем мы задумываемся, глядя на такое описание города?
Задание 2. Выберите из текста слова, изображающие обстановку в тот день. Подумайте: какие слова повторяются и зачем?
– «…по ним стали стрелять немцы, как кругом разорвалось много мин…»
– «А одна разорвалась возле развалины…»
– «Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины».
– «Немцы продолжали стрелять…»
– «А немцы все стреляли…»
– «Когда мины рвались далеко, пламя только колыхалось, но несколько раз, когда они разрывались ближе, свеча гасла».
Задание 3. Главной героиней своего очерка Симонов сделал женщину. Почему? Как жилось женщинам во время войны?
Давайте посмотрим, какой мы видим героиню. Представьте ее внешне, опираясь на текст.
Внешний портрет:
– старая женщина;
– старушечий, неторопливый шаг;
– вдовий платок;
– немощная женщина.
Вывод: физически слабая.
А какова Мария внутренне?
Внутренний портрет:
– Не боится смерти – храбрая.
– Не боится трудностей – выносливая (в чем ее сила?).
– Терпеливая, настойчивая (в чем ее настойчивость?).
– Щедрая (в чем ее щедрость?).
Вывод: мужественная, сильная духом.
Учитель: Почему Мария дарит солдату венчальную свечу?
Учитель: Мы видим старуху Марию только со стороны. И она молчит. Но ведь она не просто молча сидит рядом с убитым, а потом рядом с его могилой.
Творческое задание
Придумайте: Что Мария могла бы сказать, обращаясь к убитому солдату? Что Мария могла бы сказать, обращаясь к живому солдату?
Учитель: Почему действие очерка происходит в Сербии, а не в России?
Ведь так же хоронили наших солдат и русские женщины в России.
Учитель: Симонов своим очерком хотел донести до людей очень важную мысль. У беды и горя нет национальностей, перед трагедией войны все люди равны. Своим благородным поступком Мария Джокич утверждает вечные ценности: все люди – сыны человеческие.
Тысячи русских солдат, которые понимали, что надо освободить от фашизма не только Советский Союз, но и всю Европу, остались лежать в сербской земле. Прошу вас почтить их память минутой молчания.
P.S. Презентацию к уроку см. на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к июньской «Методической кухне».
Комментарии