search
main
0

Довести до ума

Как помочь ребенку стать конструктором, инженером, изобретателем?

Уолту Диснею принадлежит фраза: «Если ты способен выдумать что-то, ты можешь и сделать это». Многие ее воспринимают так: в школьниках нужно воспитывать не только стремление что-то придумывать, но и умение все это реализовать, довести до практического воплощения. Однако, как выясняется, существуют и иные трактовки.

Говорят, что уж чего-чего, а выдумывать мы горазды, это у нас в крови. В самом деле, наши люди, долгими десятилетиями живущие в условиях тотального дефицита, научились использовать все, что есть под рукой, для решения любой практической задачи, давать вторую жизнь использованным фломастерам, одноразовым зажигалкам, старым покрышкам, пустым пластиковым бутылкам, рваным капроновым чулкам и т. д. Кто еще мог бы догадаться, что с помощью пары обычных бритвенных лезвий, нескольких спичек, ниток и электрического провода можно за несколько минут вскипятить трехлитровую банку воды, а вымоченный в солярке кирпич способен долгое время гореть, превратившись в портативный костер!

В Советском Союзе, если кто помнит, во многих периодических изданиях была даже специальная рубрика «Маленькие хитрости», где читатели делились друг с другом подобными секретами, причем совершенно бесплатно. (Поговаривают, что некоторые ушлые иностранцы скупали эту литературу, тщательно ее изучали, а потом патентовали у себя самые интересные изобретения.)

Но это, повторяю, было в те времена, когда наши люди обходились малым в силу объективных причин. За последние годы очень многое изменилось. Если раньше у тебя под рукой были только топор, пила-ножовка, молоток и гвозди, ты был вынужден очень сильно постараться, чтобы с их помощью и из старых досок (новые слишком дорогие!) построить себе дачу. И ведь строили! Теперь в нашем распоряжении широчайший ассортимент любых инструментов, стройматериалов, расходников. Да и школы сегодня оснащаются современным оборудованием, туда поступают новейшие станки, приборы, автоматы, с помощью которых дети могут и должны научиться многому.

И вот как раз тут уместно спросить: а как все это отразилось на способности наших детей творить, выдумывать, пробовать? Готовы ли они, имея под рукой все это богатство, создать с его помощью нечто новое, уникальное, нестандартное? Успехи российских школьников на международных олимпиадах по робототехнике и соревнованиях показывают – да, способны. Правда, робототехника – это все-таки особое и весьма специфическое направление творчества. Другое дело – соревнования WorldSkills Junior, там наши ребята тоже демонстрируют очень неплохие результаты. Но и там им предлагают фактически выполнить ряд заданий в строгом соответствии с заданными правилами, преследуя цель получить вполне ожидаемый, запланированный результат. Да, там тоже есть место творчеству, но все-таки это по большей части репродуктивная деятельность.

Уместно провести аналогию со спортом высоких достижений и массовым спортом. Все мы прекрасно знаем, что наши спортсмены одни из сильнейших в мире, однако физическая подготовка среднестатистического гражданина РФ оставляет желать лучшего. Это значит, что мы умеем сосредоточивать усилия на подготовке избранных, и у нас это весьма неплохо получается, но вот в плане работы с массами наблюдается очень серьезный пробел. То же самое, кстати, можно сказать и относительно интеллектуальных направлений деятельности. Российские школьники каждый год привозят кучу медалей самого разного достоинства с олимпиад по математике, биологии, химии, информатике и т. п. Но опять же уровень подготовки среднестатистического ученика по этим предметам, увы, довольно низок.

Так как же быть? Что нужно сделать, для того чтобы не только те ребята, которые посещают кружок робототехники в школе и ходят на занятия по техническому конструированию в местный Дом детского творчества, научились «креативить» и воплощать свою идею в жизнь – от описания до практического результата, модели, аппарата?

– Я занимаюсь инженерным творчеством с детьми много лет и хочу сказать сразу: не вижу никакой связи между способностью к техническому творчеству и дефицитом, – говорит Анатолий Шперх, руководитель Школы инженерного мышления, Санкт-Петербург. – Мне кажется, эти вещи просто лежат в разных плоскостях. Если мы, конечно, ведем разговор о способности сгенерировать новое сложное и законченное решение, а не о банальном умении любой ценой выкрутиться из ситуации.

Вот в этой разнице и заключается огромная проблема, которая лежит в основе многих наших бед. На мой взгляд, следует различать способности, требуемые для выживания любой ценой, и умение целенаправленно создавать новое. Да, советский человек умел из бутылок построить дом. Но был ли этот дом лучше кирпичного? Я люблю бродить по улицам своего дачного поселка, расположенного среди живописных холмов Карельского перешейка. Домики, которыми он застроен, появились в основном в 70-80‑е годы прошлого века – в эпоху того самого тотального дефицита. Боже, что за убогость они собой представляют! Да, строители умели использовать все, что есть под рукой. Фантазия впечатляет. Я вижу, как один обил дом досками от винных ящиков, а другой покрыл крышу тентом от фургона «Совтрансавто». Вижу дома, размеры которых подгонялись к размеру досок, которые хозяева смогли достать. Вижу рамы, утащенные с промышленных зданий, вставленные в проемы маленьких избушек. И вентиляционные короба, переделанные в водяные баки.
Креативно? Да. Не может не вызвать уважения та энергия, тот напор, с которым хозяева цеплялись за жизнь, за тот клочок земли, дарованный им государством, и старались в рамках шести соток построить пригодный для жизни мир.

Получилось ли у них? Тогда казалось – да. С высоты сегодняшнего дня – нет.

Сегодня, обозревая этот Шанхай и фавелу в одном флаконе, я постоянно пытаюсь понять, почему из тех же материалов нельзя было создать что-то более комфортабельное, более пригодное для жизни? Только потому, что не было денег? На мой взгляд, причина в другом.

Любой проект – это якорь, заброшенный в будущее. Для того чтобы создать дом, его нужно сначала представить во всех мелочах. Если хотите, составить проект. Разбить его на части и продумать пути достижения промежуточного и конечного результатов. Проложить дорожки, которые сольются в итоге в образе желаемого будущего.

Всего этого советский человек в массе своей делать, увы, не умел. Почему же? Да потому что, несмотря на сегодняшнее представление о том времени как о царстве стабильности, это было в высшей степени нестабильное время. Достанем шифер – будем крыть дом шифером. Но ведь к моменту кровельных работ шифера может и не оказаться. И крыли крышу толем, рассчитывая, что через год-другой, может, повезет, и железо достанут. Главное – начать строить, а там посмотрим.

Дома в моем поселке росли, как деревья. Без плана и желаемой цели. Сумел достать доски – сделал обшивку из досок. Утащил где-то рамы от коровника – сразу же придумал, куда их можно приспособить. Нужна ли для этого креативность? Еще какая! Помогает ли эта креативность в инженерном творчестве? А вот тут вопрос сложный.

С одной стороны, помогает. Когда-то давно я работал гидом и возил детские группы по Украине. И вот в одном глухом месте на берегу Днестра наш видавший виды автобус сломался. До ближайшего поселка было километров десять, и мы, отчаявшись починить единственное средство передвижения, уже было собрались идти пешком, выгрузив детей и построив их на обочине, как из-под капота вылез водитель и закричал: «Девочки, есть ли у кого резинка для волос?» Резинку ему дали. Он подвязал этой резинкой какие-то шкивы, и мотор завелся. До поселка мы дотянули вот на этом «честном слове».

Этот Кулибин нас спас тогда. Но почему столь богатая инженерная смекалка водителя не позволила ему проверить автобус перед выездом и устранить неисправность еще до того, как она проявилась? А это уже наводит на мысль, что креатив советского человека зачастую был лишь реакцией на безалаберность. Свою собственную, «смежников» или страны в целом – не суть важно. «Мы воздвигаем перед собой препятствия, чтобы с успехом их преодолевать».

В любом случае тактически подобная креативность может помочь очень хорошо. Превратить резинку для волос в ремень для шкива огромного автобуса – важное умение, способное решить локальную проблему. Мы до сих пор гордимся этим умением выйти из безвыходного положения. Но вот только стратегически это умение никак не поможет. А в инженерном деле главное – не решить локальную задачу, а именно обладать глобальным видением. Уметь представить будущее, формализовать его и проложить к нему дорогу.

Вот в этом и заключается главный секрет технического творчества. Именно этому учат (или должны учить) кружки и секции. Беда в том, что это безумно трудно. Куда труднее, чем догадаться использовать резинку для шкива. Современные технические кружки в массе своей ограничены в технической базе, материалах. А материал зачастую диктует решение («что бы мы ни делали, получается автомат Калашникова»). Работая с конструкторами Lego, сложно выйти за границы парадигмы Lego. Работа со стандартными элементами приучает к их стандартному использованию. Такому, которое диктуется инструкцией. Это очень полезное для инженерного образования умение – следовать инструкции, соблюдать стандарты. Но в какой-то момент стандарт начинает довлеть над всем. В мире Minecraft невозможен круг. И мы приучаемся жить в мире прямо­угольников, не замечая, что квадратное колесо не самое лучшее колесо.

Но другое в данной парадигме невозможно. Мы можем придумать резинку для волос, которая позволит квадратному колесу катиться лучше. А вот выйти из парадигмы и вспомнить, что колесо может быть иной формы, сложно. И именно этого не хватает современному техническому творчеству. Понимания, что начинать учиться в среде готовых блоков, типовых инструкций – это здорово и правильно.

Нам нужно вовремя перестроиться. Вырасти из коротких штанишек предварительно расчерченных решений, начать планировать и строить самостоятельно. С этим у нас проблемы. Посмотрите, в WorldSkills наши побеждают только в младшей и средней категориях. Там как раз очень к месту наши сметка и умение выкрутиться. Но как только речь идет о комплексном подходе, о проектировании с нуля с учетом свойств используемых материалов, у нас прокол. И возникает он прежде всего потому, что в самом начале, когда ребенок только приходит в техническое творчество, его учат тому, что легче. Работе по инструкции, работе с готовыми блоками, работе, результат которой заранее известен, и он хорош. Но вот делать что-то с нуля, понимая свойства материала, используя знание физических законов, наш ребенок в массе не умеет и страшно боится. Это немудрено, его никто этому не учит. И вообще, кто ж ему позволит, ведь ножом можно порезаться, а клеем надышаться.

Но именно этим мальчишки во дворах занимались – строили домики из сучьев, мастерили игрушечное оружие из дерева, выходили в «открытое море» огромных луж на собственноручно сделанных плотах. Они резали пальцы и набивали шишки, но понимали пределы материала, безопасности, жизни.

Так случилось, что в погоне за предсказуемостью и безопасностью мы уничтожили целый пласт культуры, не предложив ничего взамен.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте