Цель: показать разнообразие существующих средств массовой информации, их особенности и роль в обществе, возможности трактовки сообщений СМИ.
Урок направлен на ускорение адаптации учащихся к правилам поведения в обществе и развитие личности через составление собственного мнения о вариантах решения проблем, связанных с функционированием СМИ.
Задачи: представить виды СМИ, их характеристики и краткую историю их появления; обозначить функции, которые они выполняют в современном демократическом обществе; классифицировать информацию, которая может передаваться СМИ.
Содержание урока
Современный мир невозможен без газет, журналов, радио и телевидения. Чаще всего наши знания об окружающем мире почерпнуты из сообщений, которые они транслируют и публикуют.
Откуда вы знаете, что продолжается война в Ираке? Какая будет завтра погода?
Сами того не замечая, мы каждый день получаем огромное количество информации, и это особенность современного демократического общества.
Итак, из каких СМИ мы получаем информацию? Телевидение, радио, газеты, интернет.
Что появилось первым в истории?
Первыми появились газеты. В 1609 году в Германии вышла в свет первая рукописная газета, и называлась она «Ведомость». С развитием технологий и инженерной мысли возникло сначала радио, потом телевидение и, наконец, интернет.
Какое СМИ имеет самую широкую аудиторию?
Очень часто читатель или слушатель без всяких оснований верит тому, что говорится в СМИ. В разных странах в зависимости от устойчивости демократических традиций и продолжительности истории их существования жители в разной степени им верят. Например, в США американцы верят СМИ лишь на 30%, они знают, что авторы информации могут обмануть, осознанно или неосознанно. В первом случае – это манипуляция общественным мнением, во втором – непрофессионализм.
Будет ли читатель в следующий раз подписываться на газету, которая его обманула? Если нет, то должна ли она умереть, закрыться, поскольку у нее не будет средств на дальнейшее существование, ведь СМИ – это еще и бизнес. Если газета не будет читаемой, она не выживет даже за счет рекламы.
Кстати, доля доверяющих СМИ в России очень высока – более 80%.
Поэтому возникает множество вопросов и проблем: что может и что не может публиковать средство массовой информации, какие опасности связаны с ее деятельностью, кто должен предостерегать СМИ от публикации сообщений, признаваемых опасными, неэтичных материалов или материалов, содержащих, например, призыв к борьбе отдельными категориями населения?
Зачем нужны средства массовой информации? Какую роль они играют в обществе?
СМИ являются посредником между отдельными общественными группами, между обществом и бизнесом, обществом и государственной властью, между ветвями власти.
Какие бывают виды информации?
Развлекательные материалы, новости, комментарии, интервью, передачи-дискуссии, репортажи, аналитические материалы.
Газеты и телевидение обычно классифицируются в зависимости от тематики: деловые, бизнес и экономические, общественно-политические, развлекательные. Есть также и специализированные СМИ, которые выпускаются для определенной аудитории – врачей, учителей, детей, нефтяников, химиков и т.д. Есть и корпоративные, когда одна компания или предприятие организует таким образом систему внутренних коммуникаций.
Радио Пермского государственного университета – это корпоративное или специализированное СМИ?
Демонстрация печатных СМИ разных видов и тематик, в том числе агитационных предвыборных бюллетеней. Показ телевизионных роликов: новостей, интервью, различных передач с последующим обсуждением.
Чем СМИ в демократических странах отличаются от СМИ в недемократических?
Суть дискуссии: в недемократическом, авторитарном обществе СМИ обычно полностью контролируются властью, которая дозированно выпускает в свет ту информацию и в той форме, в которой считает нужным. Такие СМИ могут быть не интересны обществу, поскольку они не являются объективными, они не отражают весь спектр мнений по каждому вопросу. Но других нет, и потому люди все равно будут их читать. Среди советских газет и журналов были интересные, но в основном власть заставляла подписываться на них, они были государственными и потому имели материальную поддержку со стороны власти.
В демократическом обществе каждый может выпустить газету или передачу на телевидении или организовать сайт в интернете. Были бы деньги. Для чего это нужно организатору СМИ?
Он может пожелать сделать на этом бизнес либо как-то управлять общественным мнением. Но при этом он все-таки не может писать и говорить то, что ему вздумается.
Поскольку СМИ доходят до каждого человека и многие им верят, они выполняют социальную функцию и поэтому должны соблюдать массу этических норм. После того как была законодательно установлена свобода слова, стали появляться кодексы этики журналистов разных стран, журналистских ассоциаций и отдельных СМИ.
Что в первую очередь должен содержать кодекс этики?
Говорить правду, не лезть в частную жизнь, представлять множество разных точек зрения, не допускать оскорбительных высказываний, разделять новость и комментарий – это одно из самых важных требований.
Почему это важно?
Новость – это нейтрально окрашенная информация, а комментарий – субъективное мнение человека, эксперта. Чтобы читатель или слушатель не мог спутать одно с другим.
За нарушение этических требований в отношении нарушителей могут применяться различные санкции.
Задание на дом: эссе на тему «Какую пользу и какую опасность несут в себе СМИ?»
Пермь
Комментарии