search
main
0

Доверяй своему слуху! Обучение по методу естественного письма

Окончание. Начало в N 48, 49

Третья функция мягкого знака – разделительная, которую он реализует в паре с твердым знаком, ничем иным в современной практике письма не обремененным. Выясняем, что же разделяют разделительные Ъ и Ь знаки, почему учащиеся делают огромное количество ошибок и на это правило и чем занимается в это время их слух?
Эти знаки – сигнал о наличии йота, который разделяет мягкий согласный и последующий за ним гласный: ОБЪЯВЛЕНИЕ (произносим ОБЙАВЛЕНИЕ), СОЛЬЮ (произносим СОЛЙУ). Вот теперь вступает в дело слух, который должен выявить наличие или отсутствие йота. Слышится йот – пиши разделительный Ъ и Ь: ОБЪЯВЛЕНИЕ, СОЛЬЮ. Не слышится – эти знаки ставить не нужно: ОБЯЗАННОСТЬ (произносим ОБЯЗАННОСТЬ), СОЛЮ (СОЛЮ). Прием двоякого произношения и здесь исправно работает: ОБЪЕМ – ОБЕМ, С МАТЕРЬЮ – С МАТЕРЮ. Какой из этих двух знаков выбрать – об этом говорится в правиле.
А теперь скажите, люди добрые, стоит ли доверить специалистам Орфографической комиссии навести здесь разумный порядок или по-прежнему оставить наших детей наедине со всем этим, мягко выражаясь, хаосом?

6. Правописание А – О в приставках РАЗ – РОЗ, РАС – РОС.
Фонетическая обусловленность возникновения вариантов написания нам уже хорошо знакома: в безударном слоге О звучит близко к А.
Когда гласный приставки стоит под ударением, ошибки быть не может: РОЗЫСК, РОСПИСЬ. В безударном слоге слышится и пишется А в соответствии с фонетическим принципом: РАЗЫСКИВАТЬ, РАСПИСАНИЕ. Двоякое произношение и здесь применимо: РАЗЫСКИВАТЬ – РОЗЫСКИВАТЬ, РАСПИСАНИЕ – РОСПИСАНИЕ.
“Ловушку” нам ставит морфологическое письмо, согласно которому большинство приставок проверяется сильной позицией звука: ПОРВАЛ – ПОНЯЛ, ЗАБЫЛ – ЗАНЯЛ.

7. Правописание конечных З – С в приставках.
И здесь все ясно: звонкие согласные в конце слова и перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими озвончаются. Таким образом, происходит своеобразная экономия сил: органам речи легче произнести подряд два глухих или два звонких, чем перестраиваться на ходу. Подобное мы наблюдаем при смягчении твердого согласного перед мягким, полного уподобления предыдущих согласных последующим, выпадении согласного при их стечении и т.д. Рассказывая об этом учащимся, мы не только вскрываем причинно-следственные отношения между фонетикой, орфоэпией и орфографией, но и воспитываем уважительное внимание к процессу производства звуков, где органы речи вынуждены мгновенно перестраиваться, поскольку каждый звук требует особых артикуляционных действий.
Выбирая верный вариант написания, полагайся на свой слух, при необходимости прибегая к универсальному приему двоякого произношения: БЕЗБРЕЖНЫЙ – БЕСБРЕЖНЫЙ, БЕСПОЛЕЗНЫЙ – БЕЗПОЛЕЗНЫЙ. Такого рода проверка обеспечивает безошибочное написание только в отношении приставок на конечный З – С (исключая приставку С). Что же касается всех других приставок, то их написание подчиняется морфологическому принципу и проверяется переводом сомнительного согласного в сильную позицию – перед гласным, сонорным или В: ПОДРУБИТЬ – ПОДЫСКАТЬ, ОТПИЛИТЬ – ОТЫСКАТЬ, ОТВЯЗАТЬ.
Это нельзя ни в коем случае переносить и на написание корней типа НИЗКИЙ (проверяется НИЗОК) по аналогии с приставкой НИЗ – НИС в словах НИЗЛОЖИТЬ, НИСПОСЛАТЬ, написание которых подчиняется фонетическому принципу. Сюда же можно отнести знаменитые ЗДАНИЕ (корень ЗД – ЗИД – ЗОД; СОЗИДАТЬ, ЗОДЧИЙ), ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ (приставка С слилась с корнем, и ее написание соответствует произношению).

8. Правописание корней с чередующимися гласными.
Фонетическая обусловленность ошибочных написаний такого рода хорошо известна учащимся по уже изученным ранее правилам: произношение О в безударном слоге близко к А, Е (Э после мягкого согласного) близко к И. Не составляет труда усвоить учащимся и одно из исторических чередований, а именно – А, Я (А после мягкого согласного заменяется сочетаниями ИМ, ИН: ЖАТЬ – ПОЖИМАТЬ, ВЗЯТЬ – ВЗИМАТЬ, НАЧАТЬ – НАЧИНАТЬ).
В текстах слова с указанными корнями встречаются на каждом шагу, порождая неимоверное количество орфографических ошибок. Посмотрим, какую помощь учащимся здесь может предложить орфография. В школьных учебниках и пособиях по русскому языку правила правописания корней с чередующимися гласными занимают от 4 до 6 страниц убористого текста. Если учесть, что почти каждое из них включает написания, подчиняющиеся различным принципам орфографии, то просто, как говорится, рука не поднимается казнить наших школьников и абитуриентов за то, что они попросту игнорируют эти правила. Где же выход?
После долгих раздумий и проверок мы решили предоставить этим корням “политическое убежище” среди правил фонетического письма, разделив их на две группы. Первая группа – “близнецы”, вторая группа – “антиподы”.
Первую группу корней делим на две подгруппы.
Первую подгруппу “близнецов” составляют пары корней, отличающиеся друг от друга не только гласным, но и согласными звуками, по этому признаку они легко узнаваемы: ЛАГ – ЛОЖ: ПОЛАГАТЬ – ПОЛОЖИТЬ; СКАК – СКОЧ: СКАКАТЬ – СОСКОЧИТЬ; РАСТ, РАЩ – РОС: РАСТЕНИЕ, ВЫРАЩУ – ЗАРОСЛИ; А, Я – ИМ, ИН: ЖАТЬ – ПОЖИМАТЬ, ВЗЯТЬ – ВЗИМАТЬ, НАЧАТЬ – НАЧИНАТЬ.
Вторую подгруппу “близнецов” составляют пары, где “поправочным импульсом” для выбора верного варианта написания служит последующий за корнем гласный А или согласный Н:
БЕР – БИР (а): СОБЕРУ – СОБИРАЮ; ПЕР – ПИР (а): ЗАПЕРЕТЬ – ЗАПИРАТЬ; ДЕР – ДИР (а): СДЕРУ – СДИРАЮ; ТЕР – ТИР (а): СТЕРЕТЬ – СТИРАТЬ; МЕР – МИР (а): УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ; ЖЕГ – ЖИГ (а): СЖЕГ – СЖИГАЮ (в первом корне Э чередуется с О); СТЕЛ – СТИЛ (а): СТЕЛИТЬ – ЗАСТИЛАТЬ; БЛЕСТ – БЛИСТ (а): БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ; ЧЕТ, ЧЕС – ЧИТ (а): ВЫЧЕСТЬ – ВЫЧИТАТЬ; КАС – КОС (н) КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ.
Во вторую группу корней с чередующимися гласными входят пары, которые мы назвали “антиподами” на том основании, что если в одном пишется А, то в другом непременно пишется О. И наоборот. “Поправочным импульсом” для выбора верного варианта написания здесь служит ударный слог. Группу “антиподов” мы также делим на две подгруппы.
Первая подгруппа, где под ударением слышится и пишется А, а это значит, что без ударения пишется О: ГАР – ГОР: ЗАГАР – ЗАГОРЕТЬ; ТВАР – ТВОР: ТВАРЬ – СОТВОРИТЬ; КЛАН – КЛОН: КЛАНЯТЬСЯ – ПОКЛОНИТЬСЯ.
Вторая подгруппа, где под ударением слышится О, значит, в безударном слоге надо писать А: ЗОР – ЗАР: ЗОРИ – ЗАРЯ.
Учащиеся рисуют таблицу, кладут перед собой, затем проверяют на упражнениях ее надежность, а дома заучивают наизусть, как таблицу умножения.
Однако перед этим необходимо остановиться на многочисленных и разнообразных “ловушках”, угрожающих ее надежности. Их так много, что мы решили прибегнуть к нумерации, чтобы самим не запутаться.
I. Необоснованное включение в состав корней с чередующимися гласными написание А – О в словах с корнями ПЛАВ – ПЛОВ. Дело в том, что О здесь никогда не произносится, стало быть, никакого чередования не происходит. Слова с корнем ПЛАВ проверяются по морфологическому принципу путем перевода под ударение: ПЛАВУЧИЙ, ПОПЛАВОК, ПЛАВНИК – ПЛАВАТЬ. Что же касается ПЛОВЦА и ПЛОВЧИХИ, то это традиционное, ничем не обоснованное написание. В словах ПЛЫТЬ, ЗАПЛЫВАТЬ, ЗАПЛЫВ гласный Ы ударный, и по нему пишется Ы в корне слов ПЛЫВУН, ЗАПЛЫВАТЬ и других.
II. Правописание корней МАК – МОК, МОЧ, а также РАВН – РОВН подчиняется дифференцирующему принципу и рассматривается в третьей группе правил.
III. Под влиянием морфологического принципа учащиеся неправомерно проверяют написание сомнительного гласного словами, где он стоит под ударением: ПОСТЕЛЬ – ЗАСТЕЛАТЬ (застилать), СМЕРТЬ – УМЕРАТЬ (умирать), СЖЕЧЬ – СЖЕГАТЬ (сжигать). Проверяют слова с чередующимися гласными МЕР – МИР словом МЕРА, а слово ИЗМЕРЯТЬ словом МИР и т.д.
IV. Наконец, имеется множество исключений, которые не поддаются логическому объяснению и пополняют ряды “словарных слов”. Кроме ПЛОВЦА и ПЛОВЧИХИ, по поводу которых наши ученики шутят, что они вроде бы и не плавают, а едят плов, сюда входят: СОЧЕТАТЬ, СОЧЕТАНИЕ, ПОЛОГ, СКАЧОК, ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТИСЛАВ, РОСТОВ, ВЫГАРКИ, УТВАРЬ, ЗОРЕВАТЬ и другие.

Нужно ли еще приводить доказательства того, как разнобой в действующих правилах до такой степени осложняет обучение грамотному письму, что порой кажется, что сама русская орфография вопиет о помощи.
Не нуждается в дополнительных доказательствах и кризисное состояние грамотности в нашем обществе, подтверждением чего служат многочисленные свидетельства о том, что подавляющее большинство российских граждан, получивших среднее и высшее образование, безграмотны.
Создав в результате длительной научной и преподавательской работы принципиально отличную от традиционной школьной методику “естественного письма” и получив в процессе апробирования этой методики на занятиях с учащимися разных возрастов и различного уровня грамотности весьма обнадеживающие результаты, мы обратились во многие научные, образовательные и правительственные организации и органы с предложением немедленно начать всероссийскую кампанию ликвидации тотальной малограмотности на основе методики “естественного письма”. Пока это предложение никого не вдохновило.

Нина СМИРНОВА,
кандидат филологических наук
Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте