Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок, с появлением школьных предметов, о которых многие сегодняшние учителя читали в юности в научно-фантастических романах, во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети». С этим нельзя не считаться. В самом деле, кто же будет, обложившись учебниками и справочниками, готовиться к завтрашнему докладу по предмету, если можно «скачать» готовый реферат, «вставить» в него яркие картинки и красиво распечатать? В итоге ученик сдает красиво оформленный реферат, не всегда даже вникая в его содержание, и получает оценку, не всегда соответствующую трудозатратам.
Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, как научить детей познавать не только ее художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя?
Когда преподаешь литературу в классе, ученики которого на ты с компьютером, выход из положения может оказаться и таким: нужно освоить доступные школьникам ИКТ, предложить им задачу, решение которой потребует применения этих технологий и пройти вместе с детьми путь поиска и обработки информации.
В итоге работа из обременительного задания превращается в совместный творческий проект. Вы вместе с детьми учитесь искать и спрашивать. Каждый школьник создает свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, который может быть использован на уроках.
Однако здесь возникает и ряд сложностей. Ведь информация в Сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Поэтому, чтобы научиться отличать достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений, нужно обращать внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления – больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если это авторский сайт, важно обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям.
Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала. А при наличии прямых ссылок на сетевые источники их стоит проверить и еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия. А также попутно узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока.
Все эти моменты следует учитывать самому и объяснить ученикам, если вы поручаете им самим разыскать в Сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию.
Ольга МАТЮХИНА, Межшкольный методический центр, с. Перемышль, Калужская область
Комментарии