search
main
0

Доверься мне, я помогу

​«Вот они, сидят за партами и смотрят на меня! Даже не верится!» – думала она, начиная свой первый урок в школе. До этого она много слышала от коллег, что нужно сделать первоначально. И установить психологический контакт, и найти свой стиль, свою фишку, то, чем ее уроки будут отличаться от уроков других учителей, выработать для себя правила психологической гигиены, потому что получаться будет не все и не всегда, вести дневник, где стоит записывать свои впечатления от уроков и классов. Несомненно, это помогло не растеряться.

Она заранее знала, каким учителем хочет быть, нарисовала себе образ, к которому нужно стремиться. Главное, что учительница себе тогда сказала: «Избегай авторитарности, потому что для молодого учителя это выглядит несуразно». Да и насмотревшись на разных учителей с авторитарным стилем преподавания, она сделала определенные выводы и четко решила, что так авторитет среди учеников зарабатывать не хочет. Вообще у нас должны строиться субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, не так ли?! Что, кстати, очень сложно реализовать.Чего она ждала? Идеальных учеников? Нет, с ними же будет скучно. Понимающих? Нет, всякие дети бывают, с разным восприятием мира. Она ждала горящих глаз, открытых ртов, живого интереса к своему предмету, то есть к истории. Значит, стараться нужно было ей. И она старалась, конспекты, учебники, дополнительная литература, презентации, документы, карты и многое другое.Знаете, она добилась результатов. Как было приятно наблюдать за происходящим, когда на тебя внимательно смотрят и слушают, при этом задавая вопросы! Но, увы и ах, не все были заинтересованы. Один мальчик все никак не хотел включаться в активное обсуждение на уроке, рисовал что-то в тетради, пропускал мимо ушей вопросы. Тогда учительница задумалась о том, как привлечь его внимание. Она дала ему индивидуальное задание на дом, которое он захотел выполнить. На следующий урок мальчик довольно активно высказывался, получил пятерку, а самое главное – понял, что может работать совместно с ребятами. С тех пор он больше не скучал на уроках истории.Эта учительница хотела и ждала доверия со стороны учеников и коллег. Но не всегда это радовало, все-таки коллектив зачастую женский, а дети иногда не шли на контакт и не стремились раскрыть все карты. Тогда она начала рассказывать на уроках истории случаи из своей личной жизни, когда она училась в школе. Ребятам было интересно послушать, что бы сделала учительница в той или иной ситуации. Она училась слушать своих учеников: если не сделал домашнее задание, то почему, если не смог ответить, то почему, если не работал на уроке, то почему, если что-то не нравится, то что именно предложить взамен. А как действовало на детей предугадывание их действий, когда ты заранее знаешь, что они скажут и как поступят!Однажды она дала возможность детям высказаться – они тоже переживали, старались быть лучше, обсуждение длилось долго. Наболело. Знаете, что они говорили? «Если он (учитель) так поступает, то почему я не могу?» Разве не аргумент? Или, может быть, прикроемся своим положением?! Мы для них образец для подражания, они чувствуют отношение к себе. Им не нужен учитель – неприступная крепость, им нужен учитель, к которому можно обратиться за помощью, которому можно довериться, которого можно не бояться.Девочка не любила предмет, потому что жутко боялась учителя, зубрила понятия, даты, но ничего не понимала и каждый раз слышала выговор и оценку «три» за свои старания. Однажды пришел другой учитель, который не ставил свой предмет во главу угла, как любят делать многие. Ведь тот предмет, который мы преподаем, он самый важный, не так ли? Не так. Все должно быть в меру. Учительница с радостью наблюдала за успехами той девочки, которая еще недавно сотрясалась в страхе при слове «история».Работа, работа и еще раз работа – так прошел первый год учительницы в школе. Она была довольна, ей нравилось. Но, как всегда, один вопрос стоял остро – вопрос о заработной плате. Все-таки хочется, чтобы труд материально компенсировался. На одном желании учить детей и энтузиазме долго не протянешь. Было сложно. Наступали моменты, когда она хотела бросить работу лишь из-за более высокого заработка, но было одно «но». Она не могла оставить свой любимый класс, не представляла себе, как будет начинать день без общения с детьми. Она и сейчас надеется, что они, повзрослев, будут лучшими и, окончив школу, будут навещать ее. Ведь это не заменит ни одна награда.А тут еще наступил новый учебный год, и вот оно чудо – заработная плата стала больше благодаря пилотным проектам. Надо стараться. Следует заметить, благодаря ему учителя более активно начнут работать с детьми, да и над собой тоже. Это важный стимул!«Аттестация учителей, вот что пугает, – думала учительница. – Картина пока неясная, как набрать столько баллов. Если учитель постоянно будет участвовать в различных конкурсах, когда же он будет заниматься обучением детей? Сколько времени понадобится для накопления этих баллов?» Не раз она слышала фразы, подобно этой: «А ты поработай лет 15-20, как я, а потом и проси, чтобы тебе категорию повысили!» Но, к сожалению, это непозволительная роскошь, если честно, то проще профессию сменить. Молодые готовы учиться, перенимать опыт, совершенствоваться, применять современные технологии, участвовать в различных мероприятиях.«Нужно начать вести портфолио, – думала учительница. – Только это кажется нереальным, это как раз и удастся собрать лет через 10. Как много нововведений! К чему все это приведет? Напугает ли это молодых специалистов?»Она не перестает надеяться, что молодым учителям помогут, подскажут, поддержат не только словом. Потому что на настоящий момент, кажется, что их пытаются извести неоправданными требованиями. Сразу в мыслях появляется фраза: «Я научу тебя Родину любить!» Не стоит сравнивать молодых с более опытными педагогами, потому что они пришли работать в школу, несмотря на все трудности и проблемы, не за тем, чтобы на них «ставили опыты», не за тем, чтобы им в лицо говорили, что они еще «зеленые» (сами знают), ведь у них есть стремление и желание работать результативно в соответствии с государственным стандартом, Законом «Об образовании», рабочими программами.Она надеется, не без поддержки, конечно, знающих и опытных, что все-таки удастся осуществить все задуманные нововведения с положительным результатом, создать «цветам» благоприятные условия для их здорового и правильного роста.Ольга МЕДЯНКИНА, учитель истории школы №79

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте