Михаил ВИНОГРАДОВ, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением немецкого языка №1294, победитель окружного профессионального конкурса «Педагогический дебют-2008»:
Одним из самых ярких воспоминаний в бесконечной веренице школьных событий мне, безусловно, представляется конкурс «Педагогический дебют-2008», участником которого я стал по инициативе администрации школы №1294. Как можно демонстрировать повседневную и кропотливую школьную работу в оригинальных рамках конкурса? Думаю, что сами организаторы состязания для молодых педагогов округа, только зарождавшегося на востоке столицы, не могли однозначно ответить на поставленный вопрос.
Подготовка конкурсного урока… Какую выбрать тему? Какой класс взять, чтобы максимально реализовать поставленную цель и задачи? Эти и многие другие вопросы ежедневно преследовали меня. К счастью, оказались рядом коллеги, готовые прийти на помощь. Среди них могу выделить директора Л. Салонину, завуча Н. Морохову, учителя С. Борисова и многих других. Тема и класс были наконец-то выбраны. Историческое и культурное осмысление церковного раскола XVII века в России в 7-м классе – задача крайне интересная и необычайно сложная. Театрализованное представление, анализ отечественных событий в контексте европейского опыта выступали как своеобразные мосты для достижения истинного знания о прошлом. Репетиция урока в 7-м «А» классе. Заинтересованных в уроке учителей почти столько же, сколько и «подопытных» учеников. Результат не удивил: конструктивная критика, доброжелательные советы и горячие дискуссии. Впервые ощутил настоящее единение педагогического коллектива в работе, заинтересованность каждого в результате (пусть даже чужом!). Окружная комиссия и выступление с 7-м «Б», который оказался надежным помощником и показал свое достоинство в добросовестной учебной работе.
Конкурсные испытания за пределами школьных стен… Как же мне показать себя без учеников? Очень сложно, но выхода нет. Отсутствует и уверенность в положительном результате педагогических соревнований для меня, но работа идет, а новые мысли приходят все чаще. Вот уже и шестерка лауреатов, к которым я оказался причисленным, дает демонстрационные занятия на своих сверстниках. Компьютерные технологии не использую (что резко отличает меня от остальных финалистов), а представляю старинные фотографии как исторический источник с определенной методикой их использования в учебном процессе. Эта идея пришла в голову изначально, затем появилась масса других, но предпочтение было отдано именно фотографиям, бережно хранимым в моем семейном архиве уже более ста лет. Почувствовать прошлое через приобщение к миру исторических источников – центральное направление моей деятельности в качестве учителя-предметника.
Меня объявляют победителем! Результат удивил, так как мои коллеги в финале продемонстрировали высокий уровень педагогического мастерства. Вскоре понял глубинный смысл произошедшего. Достичь победы могут многие, а нести груз оказанной чести удается только меньшинству. Первый победитель «Педагогического дебюта» – огромное доверие, которым нужно не гордиться, а ежеминутно оправдывать. Эта мысль посетила меня непосредственно в день победы. Людмила Анатольевна (директор родной школы), поздравляя с крупным достижением, в качестве подарка предложила мне однодневный отдых дома, но я, не задумываясь, ответил, что награду нужно отрабатывать самоотверженной работой, и отказался от предложенной возможности.
Следующий учебный год мне хотелось всецело посвятить повышению своей квалификации и усилению предметной работы с учениками. Уже в октябре мне удалось организовать первую этнографическую экспедицию в Шатурский район, которая позволила существенно пополнить коллекцию нашего школьного музея и сделать изучение прошлого чрезвычайно увлекательным делом. Моими ближайшими учениками, отдавшими много времени и сил совместной работе в музее и архиве, стали А. Петрова, В. Строкина, А. Устругова и А. Володина. Совместно нам удалось получить два первых места в городских конкурсах проектов, второе место в Московском конкурсе школьных музеев, третье место в городской олимпиаде по истории, а также принять активное и плодотворное участие в нескольких интересных мероприятиях, проводимых в округе. Параллельно с этим я завершил написание и вышел на защиту своего научного труда «Крестьянское самоуправление в России 1889 – 1914 гг. (по материалам Московской губернии)», представленного на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Одновременно я вернулся в «Педагогический дебют», но уже в качестве члена жюри. Для меня приглашение в коллектив маститых специалистов представлялось огромной честью, которую я должен был достойно оправдать. С большим вниманием и ответственностью я следил за судьбой конкурсантов, смело, вступая в дискуссии, представлял свою точку зрения по различным вопросам. Только тогда я осознал настоящее значение конкурсного движения. Оно заключается не в том, чтобы «столкнуть» участников между собой или проверить их знания и умения, а в подлинной и бесценной помощи, которую щедро оказывают наши опытные наставники. Элита педагогического сообщества, таким образом, передает богатые традиции и опыт молодому поколению учителей, не ущемляя при этом яркой индивидуальности того или иного участника, а творчески оформляя ее и вручая путевку в большой мир педагогического совершенства.
Комментарии