У нас в области столько вечерних школ, сколько надо, ни больше ни меньше. Для меня ценна не сама по себе школа, а конституционное право каждого ребенка в возрасте до 15 лет получить основное образование. Когда я пришел в область, у нас не учились 1700 детей – их отчислили в период демократических преобразований педагогические коллективы дневных школ. Ребят оставляли на второй год, «зажимали» так, что те убегали из школ. А как же доступность и качество образования? На мой взгляд, доступность заключается в том, что все дети, прописанные на данной территории, должны быть в школе. Когда выяснилось, что есть группа детей, которая не может находиться в обычной школе, но все же изъявила желание учиться в вечерней, мы открыли вечерние школы в том количестве, которое на тот момент требовалось. На сегодняшний день ситуация улучшилась и некоторые из них закрылись за ненадобностью. И сейчас нет ни одного ребенка, который не получал бы основного образования на территории нашей области.
Но есть другая острая проблема, о которой еще никто в России, кроме нас, во весь голос не говорит. Когда мы обеспечили на Новгородчине 100-процентную доступность образования для всех детей, возник вопрос о том, откуда же берутся беспризорники и безнадзорники. Как так может быть, если по статистике все дети учатся в школе?!
Я попросил вернуться к старой схеме, которая была еще в СССР, предполагающей закрепление школ за микрорайонами и перепись детей учителями. Оказалось, что все совсем не так просто. В городе в квартиру не войдешь, ее теперь никто не откроет – терроризм, экстремизм и бандитизм заставили людей спрятаться за металлическими дверями, поставить кодовые замки в подъездах. Совершенно новое явление, которое породила рыночная экономика: прописано одно число детей, а проживает совсем другое.
Я задаю вопрос: почему этого раньше не было, а сейчас есть? Разница в оплате коммунальных услуг, имущественные интересы, наследственные права заставляют людей, уходя от уплаты налогов, искать какие-то лазейки, а безработица толкает их на миграцию в поисках лучшего места. Как при этом обнаружить число неучащихся детей, как в этих условиях считать, сколько нам требуется вечерних школ? Мы попробовали получить подтверждение по прописанным детям, что в данный момент они проживают в других областях, городах и селах. Но такую информацию никто не дает, мало того, над нами смеются! А ведь совсем недавно отчет в Министерстве образования не принимали без указания в нем числа обучающихся, прописанных в других регионах. Конечно, это трудная ситуация. Но вовсе не патовая. Сегодня мы выступили с инициативой от Новгородской области и предлагаем, чтобы в закон о государственной регистрации граждан на территории России была внесена поправка, предполагающая, что при регистрации прибывающий гражданин должен представить справку о месте учебы ребенка в возрасте до 15 лет. Если гражданину нужно прописать 14-летнего мальчика у бабушки в Новгороде, пусть он справкой подтвердит, что сын учится. И укажет – где. А вот какой формой обучения занять ребенка – вечерней, дневной, сменной, на дому, в виде экстерната и так далее, мы уже будем решать в индивидуальном порядке. Если бы сейчас министр образования и науки нас поддержал, если бы «Единая Россия» внесла вместе с нами такую поправку, а Государственная Дума РФ ее приняла, мы смогли бы ответить президенту на вопрос о том, сколько у нас безпризорников и безнадзорников. И почему они появляются. А появляются они потому, что нет ответственности за выполнение Конституции РФ и Закона «Об образовании». Мы тратим средства на создание приютов, на поиски детей, на их перевоз. И все впустую. Лучше эти деньги потратить на создание различных учебных заведений, в том числе вечерних и сменных школ.
Владимир АВЕРКИН, начальник Управления образования Новгородской области
Комментарии