search
main
0

Доступный эксклюзив . Легенды и мифы Аничкова дворца

Этот удивительный дворец в самом центре Петербурга окружен многочисленными старинными тайнами (более сотни лет Аничков дворец был любимой резиденцией императорских семей) и вполне современными устойчивыми мифами. Миф первый, обывательский: не может быть, что в великолепном здании на Невском по-прежнему занимаются дети, а если и так, то сюда «обычных» детей не принимают. Миф второй, чиновничий: дополнительное образование – это нечто второстепенное, без чего вполне можно обойтись.

Что может педагогический коллектив Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных противопоставить этим суждениям? Только реальную работу, реальные результаты и достижения, о которых, быть может, будущие историки напишут труд под названием «Легенды и мифы СПбГДТЮ». Это произведение будет не менее интересным, чем «Легенды и мифы Древней Греции», ведь за 68-летнюю историю здесь столько создано, столько построено, столько воспитано людей, вершащих судьбы Петербурга и России, что уже есть и свои Гераклы, и свои Прометеи…

Но традиции и опыт – это еще далеко не все, чтобы соответствовать стремительно развивающимся запросам сегодняшнего общества. С каждым новым набором в творческие коллективы дети и родители задают новые вопросы, интересуются иногда экзотическими направлениями деятельности или такими программами в области компьютерных технологий, о которых пока еще пишут лишь в специализированных журналах. Запросы и детей, и родителей противоречивы. Вот почему так важно иметь свою педагогическую позицию, которая, с одной стороны, позволяет опираться на накопленный опыт, а с другой дает возможность для эксперимента.

– В Петербурге, да и, пожалуй, в стране нет ни одного учреждения, имеющего такой богатый спектр деятельности, как наш Дворец, – говорит директор СПбГДТЮ Владимир Киселев. – Но ни коллег, ни родителей даже самым вкусным образовательным «меню» сегодня не удивишь, тем более – в Петербурге, где помимо нашего Дворца успешно работают еще 114 учреждений дополнительного образования, каждое со своей изюминкой.

Сегодня, когда конкуренция на рынке образовательных услуг становится реальностью, положение не самых крупных и государственных домов детского творчества, и коммерческих «групп развития ребенка» оказывается зачастую более выигрышным: первые чисто географически приближены к потребителю – жителю своего района, вторые не предъявляют к своим воспитанникам столь высоких требований, какие характерны для Дворца. Поэтому будем откровенны: очередь на запись в творческие коллективы Дворца сегодня куда меньше, чем ночные столпотворения родителей у дверей элитных гимназий и лицеев. И тем не менее цифры впечатляют: 16 тысяч воспитанников, около 1000 детских творческих коллективов, едва ли не самый крупный педагогический коллектив среди образовательных учреждений.

Санкт-Петербургский Дворец – давно признанный лидер в дополнительном образовании России. Как известно: трудно стать лидером, но еще труднее эту позицию удерживать. Поэтому во Дворце прикладывают огромные усилия к тому, чтобы его образовательная среда динамично развивалась и обогащалась, предоставляла детям уникальные условия для развития.

Во-первых, сохраняются и углубляются «эксклюзивные» направления деятельности, которыми славится Дворец, – от палеонтологии до сложнейших компьютерных технологий. При этом в СПбГДТЮ нет, например, кружка бисероплетения или вязания крючком, потому что ради изучения особенностей морского бентоса можно и с другого края города приехать, а кружок мягкой игрушки легко найти возле дома. Еще один из «эксклюзивов»: Аничков лицей – едва ли не единственное сохранившееся общеобразовательное учреждение в структуре учреждения дополнительного образования.

Во-вторых, в СПбГДТЮ ориентируются на старшеклассников. В Петербурге, как и во многих городах России, не так уж много творческих коллективов, отвечающих интересам и возможностям подростков, а в городском Дворце творчества юных более 70 процентов воспитанников старше 14 лет.

В-третьих, создаются условия для проявления социальной активности детей. Опыт последних лет показал, что ребята всерьез хотят участвовать в жизни города, что им важна оценка, которую дают их социальному творчеству не только педагоги, но и руководители города. Кстати, и городское руководство довольно охотно идет на контакты с детьми – встречи с вице-губернатором Санкт-Петербурга С.Б.Тарасовым, председателем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры В.А.Деменьтевой были не только интересны ребятам, но и полезны взрослым.

В-четвертых, Дворец активно сотрудничает со школами в совсем новом деле – введении элективных курсов. На протяжении многих лет здесь создавались великолепные условия для профессиональной ориентации старшеклассников, не зря значительная часть выпускников Дворца выбирает ту профессию, с которой впервые они познакомились в лаборатории, клубе, кружке. Вот почему сегодня Дворец так настойчиво предлагает школам не создавать наскоро программы элективных курсов, а приводить ребят сюда, во Дворец, где такие программы уже есть и работают. Подобное сотрудничество позволит школам расширить образовательное пространство, детям – сделать шаг к будущей профессии, а Дворцу – привлечь в свои коллективы новых заинтересованных воспитанников.

Коллеги по системе дополнительного образования России прекрасно знают Санкт-Петербургский Дворец как своеобразный форпост в методической работе, в работе по обучению кадров.

– В настоящее время Дворец готовится к прохождению аттестации и аккредитации по программам повышения квалификации работников системы дополнительного образования, – говорит заместитель директора Дворца Александра Бойцова.

В самом Дворце обучение молодых педагогов включает не только курсы, но и непосредственное общение с мэтрами, создавшими в свое время брэнд СПбГДТЮ. Это передача опыта «из рук в руки», общение глаза в глаза. Для молодых и начинающих педагогов работает постоянно действующий семинар, лучшими педагогами проводятся мастер-классы.

Вот уже несколько лет в городском Дворце творчества юных существует добрая традиция: тем, кто успешно освоил программу и защитил свою работу в технических лабораториях и исследовательских коллективах, ансамблях и клубах, вручают свидетельство о дополнительном образовании. Надо сказать, что к этому документу ребята относятся с таким же пиететом, как и к школьному аттестату. Потому что для них «дополнительное образование» на много лет стало главным делом. Они, прожившие во Дворце насыщенной творческой жизнью пять, десять лет, твердо знают: их успехи и награды российского и международного уровня, их гражданская позиция, их кругозор – все это берет начало здесь, во Дворце, на Невском проспекте, 39.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте