search
main
0

Доступность образования должна быть у всех

Если, идя по Кутузовскому проспекту от центра, вы повернете направо, то скоро увидите вывеску «ЦППРиК «Благо». Зайдя в этот центр, вы встретитесь с множеством родителей, чьи дети глухи от рождения или потеряли слух. Они приходят сюда для того, чтобы получить помощь, потому что верят в то, что их дети при соответствующей поддержке могут развиваться и получить такое же образование, как и дети, не имеющие проблем со слухом. Директор центра «Благо» Михаил ЛЮБИМОВ в этом смысле пример для многих: он сумел не только получить хорошее образование, но и при помощи Департамента образования, Западного окружного управления образования создать это учреждение, а потом стать кандидатом психологических наук. Сегодня Михаил Львович размышляет о том, какие проблемы и перспективы есть у социально-педагогической реабилитации детей со сложными нарушениями.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, интегрированных в общеобразовательную среду. Однако существует многочисленная группа лиц с тяжелой степенью интеллектуальной и физической инвалидности, которые по разным причинам могут обучаться лишь в условиях сети специальных коррекционных общеобразовательных учреждений, это не исключает возможности получения доступного им уровня образования.

Особое внимание при обучении этих детей уделяется трудовому и профессиональному обучению. Однако по статистике лишь 6% выпускников-инвалидов системы специального образования успешно трудоустраиваются по полученной профессии. Это обусловлено недостаточной мобильностью этих людей, отсутствием необходимой квалификации, недостаточным количеством квотированных рабочих мест и нежеланием руководителей предприятий и организаций брать на работу инвалидов. Надо отметить, что эта проблема существует не только в нашей стране, но и в западных странах, несмотря на широко реализуемую политику толерантности.

Полноценная и эффективная социально-педагогическая реабилитация детей со сложными нарушениями физического и интеллектуального развития возможна только при создании новой системы обучения, которую можно обозначить как «Школа будущего». Создание «Школы будущего» для детей с тяжелой инвалидностью должно рассматриваться как часть системы, позволяющей не только заниматься обучением и реабилитацией детей с тяжелыми ограничениями здоровья, но и подготовкой к существованию в среде, где им предстоит жить и работать. Создание системы, в которую будут входить «Школы будущего» для детей с тяжелыми ограничениями возможностей здоровья, предполагает выполнение таких условий, как:

– эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления независимо от ведомственной принадлежности;

– тесное сотрудничество учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– создание единого регистра детей-инвалидов с персонифицированным учетом проводимого комплекса реабилитационных мероприятий в образовательной, медицинской и социальной сферах;

– реализация информационного и организационно-методического обеспечения медико-социально-образовательного комплекса (создание своего рода единой информационной палаты – банка – трех систем: медицинской, образовательной и социальной сфер);

– решение ресурсных проблем (материальных, профессиональных, методических и иных).

Выполнение этих условий позволит создать всестороннюю систему «Школы будущего» для детей с тяжелыми нарушениями здоровья, которая должна стать единым комплексом с хорошо развитой инфраструктурой. Цель такой «Школы будущего» – обеспечение своих выпускников соответствующим профессиональным образованием в заранее подготовленной для них социально-производственной среде, а также формирование необходимых социальных навыков.

В комплекс «Школы будущего» должны входить:

– центры ранней помощи для детей с нарушениями в развитии;

– центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции по профилю нарушений;

– специальные дошкольные учреждения, в том числе инклюзивные детские сады;

– специальные школьные учреждения, обеспечивающие на своей базе профессиональную подготовку, прежде всего НПО, учебные заведения по профессиональной подготовке людей с инвалидностью, где после освоения какой-либо профессии и профессиональной тренировки в различных вариантах могут работать люди с инвалидностью;

– социальные жилые дома для проживания и реабилитации людей с тяжелыми ограничениями здоровья со специальным сопровождением.

При этом центры ранней помощи для детей с тяжелыми нарушениями в развитии должны заниматься многопрофильной диагностикой ребенка, разработкой индивидуальной программы в соответствии с потребностями конкретного ребенка и его семьи, комплексным психолого-педагогическим и социальным сопровождением ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, комплексным психолого-педагогическим и социальным сопровождением семьи как индивидуально, так и в группах поддержки, содействием социальной интеграции ребенка в общество.

Основными направлениями деятельности центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции должны быть: оказание комплексной помощи детям, имеющим нарушения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии раннего дошкольного и школьного возрастов, разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье, учреждениях системы образования, социальной защиты и здравоохранения, методическое руководство и оказание помощи педагогам ОУ и специальных коррекционных образовательных учреждений.

Система дошкольного образования должна воплощать видовое многообразие в соответствии с потребностями социума и включать в себя специальные дошкольные учреждения с компенсаторными программами, обеспечивающими формирование всех видов деятельности и возрастных новообразований через процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста, детские сады с комбинированными программами, которые осуществляют взаимодействие между специальными и общеобразовательными программами пропедевтического – подготовительного – школьного образования, а также инклюзивные дошкольные образовательные учреждения.

Специальные школьные учреждения должны обеспечивать на своей базе профессиональную подготовку, и прежде всего НПО, а учебные заведения по профессиональному обучению людей с инвалидностью реализовывать образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Социальные жилые дома для проживания и реабилитации детей-инвалидов со специальным обслуживанием и сопровождением должны быть предназначены для детей с тяжелой инвалидностью, которые не могут самостоятельно себя обслуживать и получать педагогическую и социальную помощь родителей по разным причинам.

Социальное обслуживание этих детей включает в себя совокупность социальных и коррекционно-педагогических услуг. В этих социальных домах должны организовываться специальные учреждения профессиональной интеграции инвалидов или мастерские для инвалидов. Эти мастерские должны предоставлять людям с умственными и физическими недостатками рабочие места с учетом их возможностей, а также физических и интеллектуальных особенностей.

Система образования детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями физического и интеллектуального развития может и должна стать для них сферой реализации их профессионального и личностного потенциала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте