«Живи в центре своей жизни, а не на обочине чужой» – фраза, способная описать вектор развития инклюзивной образовательной среды в наше время.
А ведь еще 15‑20 лет назад ребенок с особенностями развития и здоровья был вынужден обучаться дома без шанса на социализацию или постоянно испытывать горечь обиды от неудовлетворительных оценок в классе. Так как, несмотря на все его усилия, такой ребенок не в состоянии удерживать темп работы всего класса. Обучающийся жил на образной обочине школьной жизни.
За последнее десятилетие ситуация в корне изменилась. Теперь любой ребенок может свободно, а главное – комфортно окунуться в процесс образования благодаря индивидуальному маршруту, профессионально составленному с учетом его индивидуальных особенностей.
Процесс образования детей с ОВЗ можно сравнить с мировой навигацией кораблей. Быстрый корабль может выбрать себе более длинный, но более комфортный по погодным условиям путь из порта «А» в порт «Б». Второй же корабль, что не отличается скоростью, но имеет более устойчивую к высоким волнам корму, может выбрать себе короткий путь, лежащий через регион с частыми штормами. А третий решит, что в одиночку ему не справиться, и попросит буксир помочь ему добраться до цели. Но независимо от выбранного пути все три корабля справятся со своей задачей.
В этой системе роль педагога-психолога многогранна. Он, как диспетчер наземных служб, контролирует весь маршрут от отплытия до прибытия в порт назначения. Он знает, какие контейнеры чем наполнены и как уложены в трюм корабля. Он, как главный инженер, держит в голове все особенности конструкции корабля, чтобы выбрать для него оптимальный груз и маршрут.
Для осуществления своих функций современный педагог-психолог Москвы должен обладать большим количеством знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций.
На мой взгляд, развитие психологического сопровождения обучающихся столичных школ находится сейчас на достаточно высоком уровне, но зенит возможностей впереди.
Одним из важнейших направлений развития психологического сопровождения я считаю просветительскую работу среди родителей о месте, роли и важности своевременной помощи ребенку специалистами служб психолого-педагогического сопровождения.
Зачастую родители испытывают тревогу, услышав слова «центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» или «ограниченные возможности здоровья». У некоторых в сознании всплывают страшилки из собственного школьного детства. Руководствуясь страхами и предубеждениями, человеку сложно мыслить критически и принимать взвешенные решения. Поэтому порой родители не прислушиваются к рекомендациям или отказываются от помощи специалистов сопровождения.
Как формируются предустановки? Вопрос: для чего страус зарывает голову в песок? Ответ: страусы этого не делают, они не закапывают голову в песок. Миф сформировался две тысячи лет назад благодаря римскому писателю-энциклопедисту Гаю Плинию. Он ошибочно истолковал вид отдыхающей птицы и выдвинул предположение о страхе и закапывании в песок головы. В те времена не нашлось мнения более авторитетного, чем у Гая Плиния, что смогло бы оспорить его суждения. Так ошибка прочно закрепилась в умах людей, появился даже фразеологизм про страх и страуса.
Противовесом любому предубеждению, связанному с инклюзией, должно стать компетентное мнение коллег – специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Поэтому считаю, что развитие службы неразрывно связано с просветительской и консультативной работой психолога, повышением качества взаимодействия с родителями наших учеников и доверия с их стороны.
Достучаться до умов и сердец каждого родителя можно постоянной и единой ретрансляцией идей, опыта, возможностей, а главное – результатов работы педагога-психолога. Нужно показать родителям, что педагог-психолог школы стоит на страже комфорта и самореализации каждого ребенка в системе образования в целом и в своей школе/классе/группе в частности. А семье ребенка с особыми потребностями помогает совершить путешествие в образовании, не блуждая на ощупь, а надежно держась за трос буксира и видя свет маяка на берегу.
Антон ГАВРИЛОВ, педагог-психолог школы №920
Комментарии