Мы воспитываем не только будущих инженеров, врачей, учителей, строителей, рабочих, но прежде всего гражданина. Понятие «гражданин» вмещает в себя несколько других, очень важных: это и патриот, и высоконравственный человек, знающий права и обязанности, умеющий быть толерантным и справедливым. Такие необходимые черты личности, как нравственность, духовность, становятся предметом обсуждения на уроках обществознания, права, граждановедения. В 11-м классе я обязательно провожу подобное занятие как обобщающее.
Сегодня наше общество переживает футурошок – психическое состояние, похоже на заболевание, вызванное неспособностью людей выдерживать психологические нагрузки. Задача гражданского образования состоит в противодействии процессу десоциализации, смягчении моральных и душевных травм в условиях стремительного нарастания динамизма и неопределенности.
Семинарское занятие по этой теме проходит в виде «круглого стола» как урок-рассуждение. Такая форма располагает к размышлению, осмыслению очень важных для молодых людей понятий, обмену мнениями и дискуссиям. Подростки при этом воспринимают друг друга не как оппонентов, а как собеседников, хотя и имеющих противоположные взгляды, но одинаково заинтересованных в том, чтобы разобраться в поставленной проблеме. Они выступают в роли политиков, философов, журналистов, искусствоведов, литературных критиков, а педагоги берут на себя роль общественности. Материал по обществознанию сочетается с философией и литературой. Ребята при подготовке к семинару отыскали примеры духовности, нравственности человека и примеры бездуховности, аморальности, ознакомились с мнениями писателей, философов, других известных людей о ценностях истинных и мнимых.
Социализация личности невозможна без приобщения человека к гуманистическим ценностям. Разговор об этом мы начинали на уроках граждановедения еще в 5-7-х классах, теперь продолжили.
На доске написаны высказывания: «…главное – сеять души в людях» (Андрей Платонов). «Время дурное? Ну что же, на то и человек, чтобы улучшить его» (Томас Карлейль – английский писатель).
Ход урока
Учитель: Сегодня мы рассмотрим проблему духовного и нравственного состояния современного общества. Во время обсуждения за «круглым столом» попробуем увидеть положительные и отрицательные стороны его. На доске помещен колос, в нем – золотые (здоровые) и черные (испорченные) зерна. Наша задача, образно говоря, «отделить зерна от плевел», то есть научиться отделять здоровые проявления человеческого духа от «черных дыр» бездуховности. С помощью ваших ответов мы будем растить колос из золотых зерен, убирая черные. В итоге попробуем сделать выводы. Все присутствующие, в том числе и гости-педагоги, могут задавать вопросы выступающим. В конце урока прошу вас оценить выступления участников семинара по предложенной на доске оценочной шкале.
Гипотеза: перед человеком стоит выбор – как жить и на что направить свою душу.
Философы поясняют понятия: мировоззрение, мораль, нравственность, духовность, бездуховность; помогают составить в тетрадях «философскую копилку» из высказываний известных людей о значении духовности для человека; напоминают 10 христианских заповедей.
Социологии и статистики показывают с цифрами и данными социологического опроса, какие проблемы волнуют сегодня людей, какими «болезнями» страдает современное общество; комментируют фотовыставку (подборка из журналов об отношении к старикам, детям, инвалидам, животным, культурным ценностям и собственные фотоработы по теме); объясняют понятия: милосердие, вандализм, черствость; организуют беседу с аудиторией.
Литераторы говорят о том, как этические проблемы отражены в литературе; читают стихи Владимира Высоцкого из фильма «Баллада о Робин Гуде», отрывок из поэмы Андрея Вознесенского «Ров», письмо Марины Цветаевой детям и свои стихи (с последующим обсуждением); объясняют понятия: ответственность, моральный выбор, цинизм, добро и зло, любовь, верность, экология духа, манкуртизм.
Журналисты представляют какую-либо газету или журнал (название издания – на визитках); делают краткий обзор СМИ по проблеме бездуховности среди молодежи; делают анонс событий культурной жизни города; рассказывают о духовно богатых людях.
Искусствоведы выбрали два самых массовых вида искусства: кино и музыку; показывают контраст между духовными и пошлыми примерами современной культуры.
В противовес образцам пошлости и безвкусицы из современной видеопродукции были показаны фрагмент из фильма «Письмо в бутылке», песни группы «Любэ», определено жизненное кредо.
При подготовке к уроку учителю необходимо ненавязчиво и аргументированно подсказать старшеклассникам степень допустимости использования тех или иных аудио- и видеоматериалов на уроке. Например, неприличные выражения, сцены насилия и жестокости в конкретном фильме не использовать.
Выводы
Современное общество в духовном смысле далеко от идеала. Оно серьезно больно, его поразили черствость, бессердечие, безвкусица и пошлость, равнодушие, вандализм и вещизм. Но в нем есть и здоровые духовные силы: добро и милосердие, гуманизм и романтика, хотя они и в меньшинстве. Это дефицит духовности. Для человечества недостаток ее может обернуться трагедией, гибелью. Но всегда есть выбор, и делать его вам, молодым. Говорят, что «зелень – золото мира». Вы «зелены», молоды. Вы достигните зрелости тогда, когда научитесь противостоять нашествию бездуховности, безнравственности. Сегодня вы сделали к этому умению очень важный шаг.
В оценивании, как и в дискуссии, принимают участие и взрослые участники семинара, входящие в группу «Педагогическая общественность». Любой представитель этой группы имеет право задать вопрос каждой группе или конкретному участнику, а также кратко выразить свою точку зрения. Данная группа не готовится заранее в отличие от учеников. Ребята цитируют найденные ими высказывания:
Следует тратить дух и тело для добычи пищи, но не следует тратить для этого чести.
Страна темна, а человек в ней светится.
Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях.
То, что не является действительной ценностью, не находит себе надолго убежища среди людей. Тот, кто верит, что обман, насилие, вообще какая-нибудь неправда, как бы она ни была прикрыта и приукрашена, может лечь в основу людских отношений и сообщества людей, тот жестоко заблуждается.
Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
Ян Амос Коменский
Рецепт от греха
Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача: «Есть ли у вас лекарство от греха?» «Есть, – отвечал врач, – вот рецепт:
1. Нарой корней послушанья.
2. Собери цветов душевной чистоты.
3. Нарви листьев терпения.
4. Собери плодов нелицемерия.
5. Не упивайся вином прелюбодеяния.
6. Все это иссуши постом воздержания.
7. Вложи в кастрюлю добрых дел.
8. Добавь воды слез покаяния.
9. Посоли солью братолюбия.
10. Добавь щедрот милостыни.
11. Да во все положи порошок смирения…
12. …и коленопреклонения.
13. Принимай по три ложки в день страха Божия.
14. Одевайся в одежду праведности…
15. …и не входи в пустословия, а то простудишься и заболеешь грехом опять».
Составила в 1920-е годы монахиня Шамординского монастыря. Рукопись сохранилась у схимонахини Серафимы.
Десять заповедей Божиих
1. Я Господь, Бог твой; да не будет других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день воскресный, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – воскресенье – Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего.
Из письма Марины Цветаевой детям:
«Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди, – как мы. Но говорят: что вы есть, что вы – особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
– Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближайший забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему не совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (Ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т.д.) – отвечайте: «А я – кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством.
Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется!
Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос: из сочувствия (хотя бы себе в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь – не уступить!
Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы (все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.).
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут – свой останется.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени».
Такие уроки в форме обсуждения дают несравнимо больше, чем просто беседа или лекция. Старшеклассники на семинаре говорили о таких сложных категориях, как добро и зло, достоинство, уважение, честь, долг и совесть, о взаимосвязи морали и закона.
Они сделали вывод: мы можем винить себя не только за недостойные поступки, но и даже за мысли и намерения их совершить.
Марина АНПИЛОГОВА, учитель обществоведения школы №23, Новотроицк, Оренбургская область
Комментарии