search
main
0

Достоинства и недостатки ВПР по русскому языку в 8‑м классе

Всероссийские проверочные работы (ВПР) вот уже несколько лет являются неотъемлемой частью учебного процесса российской школы. Частью, требующей от учителя и учеников основательного и серьезного подхода.

Елена Селезнёва

 

Но так ли естественно и просто, как иногда о ВПР пишут чиновники, достигаются высокие результаты? Возможно, пришло время поразмышлять об этом относительно новом явлении в жизни школы и непредвзято, максимально объективно оценить достоинства и недостатки данного комплексного проекта в области оценки качества образования.

Убеждена, что выскажу точку зрения всех неравнодушных учителей русского языка: мы не против общей объективной оценки уровня образования школьников и хорошо понимаем, что давно пришло время для формирования единых ориентиров в оценке результатов обучения. Но, возможно, любое, даже самое полезное, нововведение, задуманное из самых лучших побуждений, в процессе практической реализации обнаруживает многие проблемные и болевые точки, предвидеть которые первоначально просто невозможно в силу самых разных причин.

Итак, обратившись к демонстрационной версии ВПР по русскому языку для 8‑го класса, попробуем выявить определенные проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ученик при подготовке к ВПР.

  1. К ВПР обязательно нужно готовить! Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждают, что ВПР – обычная контрольная работа, к которой специально готовить не нужно. Это и так, и не так одновременно. В стандартной контрольной работе или диктанте ученик должен продемонстрировать умения, ставшие навыками. Если вспомнить один из основных постулатов педагогики, то можно сделать вывод о том, как формируются навыки для написания контрольной письменной работы: все задания к упражнениям учебника максимально способствуют переходу единичных умений в навыки. Но ни в одном учебнике нет заданий, по своим формулировкам полностью совпадающих с заданиями ВПР. Похожие, безусловно, есть. Но таких, как в ВПР, однозначно нет. Это одна из главных причин, почему совестливые учителя обязательно готовят и к ВПР, и к ОГЭ, и к ЕГЭ! По-другому просто не получится достойно смотреть в глаза ученикам и их родителям.
  2. Первая проблема предполагает сразу же вторую: как, где и когда найти на уроке время для подготовки к ВПР? Противники специальной подготовки утверждают: «Просто выполняйте задания упражнений. Больше ничего не нужно для ВПР». Позволю себе не согласиться с этим. Обратимся к заданию 5 для 8‑го класса: «Поставьте знак ударения в следующих словах: квартал, правы, облегчить, черпать». Если мы исходим из того, что учебник – это основной источник информации для ученика, то где же эти слова в разделе «Произноси правильно»? Их там нет. Надеюсь, что для моих учеников это задание не составляет труда только потому, что буквально с 5‑го класса мы систематически и планомерно готовимся и к ВПР, и к ОГЭ, и к ЕГЭ.
  3. Третья проблема обнаруживается во всех классах: ученики должны обосновать условия выбора ответа. В задании 4 читаем: «Укажите условия выбора написания «нн». Конечно, на уроках русского языка ученики с помощью графических подчеркиваний объясняют орфограмму. Задание же ВПР предполагает словесное объяснение. Чтобы ученик мог дать письменные объяснение, вероятно, в заданиях к упражнениям должно быть нечто похожее. Чтобы обучающиеся справлялись и с этим заданием, приходится подобные объяснения практиковать с ними на уроках. Опять приходим к тому, что к ВПР нужно обязательно готовить.
  4. С четвертой проблемой придется столкнуться обязательно и тоже ценой немалых усилий учителя и ученика ее разрешить. К моменту проведения ВПР остаются еще не рассмотренные темы программы. А задания на них есть. Можно, конечно, их не выполнять и в форме сбора результатов поставить прочерк. Но возможные баллы ученика, несомненно, будут снижаться. И пусть нас успокаивают тем, что оценки за ВПР не выставляются в журнал, но ведь сравнивать оценку ВПР и ОГЭ уже начали. Да и зачем ученика обижать снижением оценки за непройденное? Мы же любим наших детей! Возможно, заслуживает внимания мысль о том, что ВПР должны проводиться не весной, а осенью следующего учебного года, за предыдущий класс обучения?
  5. Все чаще возникает и такой проблемный вопрос: какое время должно отводиться на написание ВПР? Вне всяких сомнений, уменьшать его с 90 минут до 45 категорически нельзя. Из года в год приходится слышать от учеников, что и за 90 минут в 8‑м классе они едва успевают полно и обоснованно дать ответ на 17 заданий ВПР. Уменьшение времени выполнения работы может сделать эту работу невыполнимой!

Вероятно, не стоит в этой статье подробно рассматривать такой технический недочет, как сбой расписания во время проведения ВПР. А ведь оно обязательно страдает, и пропадают уроки других учителей-предметников. Вопрос оплаты учителю-эксперту хочется совсем оставить за скобками. Коллеги меня поймут: на проверку работ в одном классе эксперту требуется примерно от трех до четырех астрономических часов. И время это, увы, никак не оплачивается. Грустно, но это часто обычный факт нашей любимой работы в школе…

А в целом учителя-филологи совсем не против ВПР! Хотелось бы, конечно, чтобы все тонкости и нюансы этой работы, выявляющиеся исключительно на практике, были учтены и скорректированы так, чтобы и единые стандартизированные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся стали возможны, и не страдал учитель, и ученик был рад своим учебным победам. Российский педагог, привыкший трудиться с полной самоотдачей и ответственностью, готов принимать новое, работать на благо детей и их будущее! А над формой и сроками проведения ВПР, характером вопросов, соотношением с заданиями упражнений можно ведь и подумать… Учителя России очень на это надеются!..

Елена Селезнёва, к. п. н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории cредней общеобразовательной школы №2 города Алатыря Чувашской Республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте