search
main
0

Доставка до Луны

Важнейший шаг для космического пространства

В стенах Московского авиационного института разработан проект лунной транспортной платформы. По замыслу автора работы магистранта института №12 «Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства» МАИ Егора Мишина, данный космический аппарат можно будет задействовать на этапах полноценного освоения естественного спутника Земли.

Магистрант Егор МИШИН разработал свой проект лунной транспортной платформы
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Чем же так привлекательна Луна для человечества? Ну, например, имеющимися там запасами редкоземельных материалов, а также перспективного вида топлива – гелия-3. Миллиарды лет этот изотоп гелия заносило на лунную поверхность солнечным ветром.

Поверхность Луны содержит около пяти миллионов тонн этого вещества, тогда как на Земле насчитывается в общей сложности всего 15 тонн гелия-3. Если бы на Землю попало хотя бы сто тонн, они могли бы удовлетворить годовую потребность нашей планеты в энергии. На этом газе могли бы работать, в частности, реакторы термоядерного синтеза.

Но куда более важно наличие на земном спутнике водных запасов. В январе 1998 года на лунную орбиту был запущен американский искусственный спутник «Лунар проспектор» – по-русски «Лунный разведчик». В его задачи входило исследовать лунные породы, изучать гравитационное и магнитное поле, проводить анализ газообразных веществ, поднимающихся с поверхности Луны, а также самым внимательным образом обследовать ее околополярные области.

Наконец были получены первые результаты: нейтронный спектрограф уловил на полярных шапках Луны наличие ледяных отложений. Значит, там есть вода! Общая масса лунного льда, перемешанного с силикатными породами, составляет около миллиарда тонн.

Откуда же взялся этот лед? Так называемые лунные моря – только дань нашему воображению, никаких морей на спутнике Земли не было и нет, как и рек и озер. Вода могла появиться лишь в результате химических реакций, когда на еще не остывшей праЛуне шли вулканические процессы.

Поскольку на лунных полюсах холодно, вода там может сохраняться, не испаряясь в космос. Хотя ничего похожего на земные полярные шапки со сверкающим снегом и льдом на Луне, конечно же, нет. Льда в полярных шапках Луны едва ли один процент, а масштабы их достигают 50 тысяч квадратных километров. Это примерно площадь круга с радиусом от 100 до 200 километров. Так или иначе, но этого достаточно, чтобы Луна стала для человечества надеждой на выживание, в случае если водные запасы на нашей планете вдруг оскудеют.

Как известно, в 1972 году американцы уже побывали на Луне. Выяснилось, что там слишком холодно и пыльно, чтобы людям хотелось туда переселиться. Тем не менее идеи создания лунной базы муссируются постоянно. Специалисты НАСА уже подсчитали, что стоимость проекта составит «всего» 10 миллиардов долларов.

Лунная колония принесла бы массу выгод. Если бы Луну удалось превратить в перевалочную базу, это удешевило бы стоимость экспедиций к Марсу и другим планетам, куда, как мы надеемся, когда-нибудь отправится человечество. Наличие воды на лунных полюсах позволило бы получать кислород и водород для ракетного топлива.

Насколько реально появление лунной колонии хотя бы в отдаленном будущем? Понятно, что отнюдь не любой регион подходит для ее расположения. Наш спутник совершает один оборот за 28 земных суток, а ночь на Луне длится 354 часа – больше двух земных недель. Поэтому температуры там отличаются экстремальными перепадами. Например, на экваторе температура варьируется от 116 градусов по Цельсию в дневное время до -173 градусов в ночное. Кажется, оптимальным вариантом было бы разместить лунную базу на одном из полюсов – Северном или Южном. Как и на Земле, на лунных полюсах погода может быть достаточно холодной. Солнце там будет перемещаться вдоль горизонта, поэтому в строительстве придется использовать вертикальные боковые стены-панели, чтобы концентрировать тепло.

Эксперты склонны предполагать, что, хотя задача создания поселения на Луне является достаточно трудной, она все же решаема, по крайней мере теоретически. Тем не менее колонизация Луны невозможна без организации регулярной доставки туда различных полезных грузов. Также предполагается доставлять назад на Землю различные ресурсы и результаты научных исследований. Требуется транспорт и для доставки людей.

По словам Егора Мишина, планируется, что «платформа будет курсировать по маршруту между орбитой разрабатываемой российской орбитальной станции и лунной базой».

Платформа представляет собой модернизированный вариант советского разгонного блока ДМ. Инженеры Московского авиационного института внесли в его устройство ряд конструктивных изменений. В частности, они оснастили аппарат двигателями ориентации, увеличили размеры баков, в которых находятся окислитель и горючее, а также обновили места крепления подвесных емкостей со стыковочными узлами для перекачки топлива в основные баки. Были добавлены солнечные панели для возобновления запасов электроэнергии на борту транспортного средства. Благодаря этим доработкам аппарат сможет доставлять на Луну до 10 тонн груза и возвращать с нее до пяти тонн полезной нагрузки.

«Освоение Луны – это неизбежный шаг для дальнейшего освоения космического пространства, – считает Мишин. – Луна – относительно близкая площадка для отработки новых космических технологий, также с Луны гораздо удобнее выполнять перелеты на другие космические объекты, проводить различные наблюдения за дальним космосом. В связи с этим моя платформа с точки зрения услуг будет интересна любой организации, которой нужно доставить грузы на Луну».

Дело остается за малым – отыскать потенциальных заказчиков, которые заинтересованы в перспективах освоения Луны и готовы уже сейчас вложиться в проект.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте