Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дошкольные учреждения: кто платит и за что

Учительская газета, №38 от 16 сентября 2003. Читать номер
Автор:

В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2010 года приказом Минобразования России от 21.12.2000 г. № 3747 «Об утверждении плана мероприятий по разработке механизма создания дошкольных образовательных учреждений на основе соучредительства» и решением Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. предусмотрено проведение эксперимента по апробации и внедрению схем долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ).

Комментарий «Уû конце года в Самаре состоится семинар, на котором будут подведены итоги очередного этапа эксперимента по переходу дошкольных учреждений на нормативное финансирование. Он уже второй год проводится в трех регионах: Московская область, Самара и Великий Новгород. По словам первого замминистра образования Виктора Болотова, результаты эксперимента обнадеживают.В дошкольном образовании перспективна многоканальная схема финансирования, когда образовательная программа финансируется за счет субъекта Федерации, содержание инфраструктуры – за счет муниципалитетов, а социальные услуги – за счет родителей, считает Виктор Болотов. По его словам, сейчас отрабатывается принципиальная схема такого финансирования. Ясно одно, семьи, считающиеся обеспеченными, будут оплачивать расходы на дошколят полностью. Платными для родителей также могут быть, например, уроки плавания, иностранного языка, музыки, занятия с психологом.Замминистра сообщил, что во многих регионах стали появляться подпрограммы поддержки и развития дошкольного образования. Его наиболее перспективные направления это, например, введение вариантов кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях. Выводы, которые уже можно сделать, – успеваемость в начальной школе у ребят стала гораздо лучше. Подробнее об этом рассказал «УГ» секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц:- Группы кратковременного пребывания детей в Новгороде, например, четырехчасовые. Здесь за это время подготавливают малышей к школе: с ними успевают пройти всю необходимую образовательную программу в режиме игр. Причем родители ничего не платят. Но для дошколят в таких группах не предусмотрены еда, прогулки и обычные игры.Также в Новгороде меняют подходы к оплате родителями расходов на содержание ребенка в детском саду. Сегодня они составляют от 12 до 100 рублей и получается, что компенсируется только 20% затрат детсадов независимо от доходов семьи.В целом же система финансирования детсадов сложнее, чем школ, из-за очень большого объема социальных услуг, а также из-за обязательной родительской оплаты. Кстати, по этому вопросу с прокуратурой начались «выяснения отношений». Там считают, что взимать деньги с родителей незаконно. Ясность в этот вопрос внесут новые стандарты дошкольного образования. В них будет определен минимум, сверх которого за все придется платить. Будут определены нормы питания, количество детей в группе, а также – сколько сад должен работать: 8 часов, 10 или 12, и какова стоимость всего этого.

В основу предлагаемой модернизации системы финансирования ДОУ положены следующие цели:

* реализация конституционных прав граждан в обеспечении их услугами в области дошкольного образования;

* повышение доступности дошкольного образования для различных групп населения;

* создание организационно-экономических условий для развития дошкольного образования как начальной ступени системы образования.

Для достижения указанных целей реализуются следующие задачи:

* предоставление гражданам возможности бесплатного получения услуг в объеме государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

* внедрение долевого нормативного финансирования в системе дошкольного образования с целью:

1. использования совместных возможностей государства, муниципалитета, ведомств и родителей в вопросах организации дошкольного образования;

2. повышения эффективности использования бюджетных средств;

3. устранения субъективизма при формировании объемов бюджетного финансирования в системе дошкольного образования.

Определены принципы долевого (субсидиарного) нормативного финансирования учреждений дошкольного образования:

* образовательные услуги в объеме государственного стандарта вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансируются за счет средств государства,

* социальные услуги оплачиваются родителями и дотируются за счет средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния родителей,

* расходы по развитию и содержанию материальной базы несет собственник,

* использование механизмов соучредительства, целевого и субсидиарного финансирования с целью обеспечения государственного стандарта дошкольного образования за счет средств государственного и муниципального бюджетов.

Проведение указанного эксперимента потребовало:

* создания необходимой нормативно-правовой и методической базы;

* подготовки администраторов в системе дошкольного образования по широкому кругу управленческих и экономических проблем, входящих в содержание эксперимента;

* решения технических вопросов, в частности отладки баз данных, связанных с отсутствием необходимой статистической информации;

* информирования населения о содержании проводимых экспериментов.

При организации экспериментов требовалось учесть индивидуальные особенности систем образования субъектов Российской Федерации, которые будут участвовать в эксперименте, что потребовало разработки практически индивидуальных программ их проведения для каждого региона, в том числе определения масштаба эксперимента в каждом из регионов.

Для повышения эффективности и снижения социальных рисков (негативных социальных последствий) эксперимент по апробации и внедрению схем долевого финансирования ДОУ разбит на три этапа:

1. Этап подготовки необходимой нормативной и технологической базы проведения эксперимента и отработка ее в режиме

имитационного моделирования и деловой обучающей игры (ограниченный эксперимент) – 2002 год.

2. Этап проведения эксперимента в режиме реального финансирования (2003 год).

3. Широкомасштабное (в пределах экспериментальных субъектов Федерации) внедрение нормативного долевого финансирования ДОУ.

В эксперименте участвуют Самарская, Московская и Новгородская области.

В результате первого этапа эксперимента были реализованы следующие задачи:

1. Установлены параметры образовательных и минимально необходимых социальных услуг, предоставляемых ДОУ гражданам на бесплатной, безвозмездной основе.

2. Сформированы финансовые потоки (по источникам): государственные, муниципальные, родительская плата.

3. На основе этого разработаны:

– методика расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставляемых ДОУ,

– методика расчета объема финансирования социальных услуг, оказываемых ДОУ.

4. Разработан порядок осуществления бюджетного долевого нормативного финансирования услуг, оказываемых ДОУ, из бюджетов разных уровней.

5. Разработан порядок расчета и взимания родительской платы за предоставляемые услуги на дифференцированной заявительной основе.

6. Разработаны и приняты на уровне субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по переходу на долевое финансирование ДОУ, нормативно-правовые документы, включающие:

* Нормативные акты (постановление, приказ, распоряжение) администрации субъекта Российской Федерации, утверждающие решение об участии в федеральном эксперименте, состав координационных советов (рабочих групп) по организации подготовки и проведения эксперимента и положение о советах.

* Региональные программы организации и проведения эксперимента.

* Приказы и распоряжения государственных органов управления образованием и управления финансов администраций субъектов Федерации по организации долевого нормативного финансирования ДОУ – участников эксперимента.

7. Проведено обучение специалистов, администрации ДОУ – участников эксперимента.

8. Проведены социологические исследования социальных последствий (рисков) проведения эксперимента по переходу на долевое финансирование ДОУ в каждом из субъектов Российской Федерации, участвующем в эксперименте.

9. Создана статистическая база расчета показателей финансирования, по ДОУ – участникам эксперимента.

10. Разработана концепция мониторинга хода эксперимента, система индикаторов (критериев оценки) хода эксперимента.

Таким образом, по итогам I этапа (2002 год) эксперимента созданы:

* Методическая база проведения эксперимента;

* Нормативно-правовая база проведения эксперимента;

* Инфраструктура в «пилотных» субъектах Российской Федерации, необходимая для проведения эксперимента, включая кадровую составляющую.

В ходе второго этапа – этапа проведения эксперимента (2003 год) – будут апробированы:

* Порядок долевого нормативного бюджетного финансирования ДОУ;

* Порядок и процедуры заключения договоров софинансирования содержания детей в ДОУ (оплата образования сверх нормативов);

* Порядок и расчет взимания родительской платы за содержание детей в ДОУ на дифференцированной основе.

Будут рассчитаны нормативы и бюджетные показатели на 2004 г. с учетом расширения масштабов эксперимента (в Новгородской области охват составит 100%).

В соответствии с этим будет доработана нормативно-правовая и методическая база эксперимента и созданы условия для его широкомасштабного проведения в субъектах Федерации – участниках эксперимента.

Порядок осуществления долевого нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений

Долевое нормативное финансирование планируется осуществлять следующим образом (см. схему).

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на нормативной основе.

В этой схеме участвуют все ДОУ независимо от их принадлежности.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник).

Таким образом, муниципальные ДОУ финансируются по трем каналам:

государственный бюджет – может осуществляться в виде субвенций; муниципальный бюджет – прямое финансирование ДОУ, финансирование на нормативной основе; родительская плата, часть которой может поступить от организации-работодателя родителей в виде социальной помощи.

Негосударственные ДОУ финансируются по четырем каналам: по трем вышеперечисленным и четвертый канал: часть затрат на содержание материальной базы с учетом налоговых освобождений берет на себя собственник.

(См. схему)

Механизм бюджетного финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

– деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

– финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому виду и категории ДОУ;

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;

– государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий, социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;

– государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае соучредительства;

– органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Порядок осуществления оплаты родителями содержания детей в ДОУ

В соответствии с вышеуказанным порядком долевого нормативного финансирования ДОУ и приведенными схемами расходы на социальные услуги, оказываемые ДОУ, финансируются за счет родительской платы и частично дотируются из средств местных бюджетов. При этом расходы родителей законодательно ограничены. Они не могут превышать 20% от общего объема средств на содержание детей в ДОУ.

Проведенный анализ показал, что фактически дотируется больший объем. Фактически родительская плата составляет 14-15% от общих затрат и примерно 50% от стоимости социальных услуг.

Таким образом, возникает возможность, не изменяя установленную законодательством предельную норму родительской платы, дифференцированно подойти к ее объему в рамках 20% для различных категорий родителей (по уровню совокупных доходов).

Второй принципиальный шаг – это переход от установления категорий льгот к адресным пособиям конкретным категориям родителей, которые должны носить заявительный характер.

Реформирование порядка родительской платы за содержание детей в ДОУ определяют 3 позиции, которые реализуются субъектами Федерации – участниками эксперимента:

1. Определяется назначение родительской платы: за счет родительской платы финансируются социальные услуги, оказываемые ДОУ.

2. В зависимости от дохода родителей дифференцируется объем взимаемой родительской платы в пределах норм, установленных законодательством.

3. Реализуется переход от финансирования льготных категорий граждан к адресным пособиям заявительного характера.

Так, в Новгородской области:

1. Родительская плата включает в себя расходы на оказание социальной услуги.

2. Конкретный размер родительской платы зависит от доходов родителей (лиц, их заменяющих).

3. Расчет родительской платы ведется исходя из прожиточного минимума на одного члена семьи, установленного в территории.

4. Устанавливаются следующие размеры родительской платы:

– при доходе на одного члена семьи два и более прожиточных минимума – 100 % стоимости социальной услуги;

– при доходе на одного члена семьи от полутора до двух прожиточных минимумов – 75% стоимости социальной услуги;

– при доходе на одного члена семьи от одного до полутора прожиточных минимумов – 40% стоимости социальной услуги;

– при доходе на одного члена семьи менее одного прожиточного минимума – 30% стоимости социальной услуги.

5. Плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении взимается с родителей (лиц, их заменяющих), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в размере 50% стоимости социальной услуги.

6. Полностью от платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении освобождаются родители (лица, их заменяющие) детей, имеющих по заключению медицинских учреждений недостатки в психическом или физическом развитии, и детей, посещающих 3-4-часовые группы кратковременного пребывания.

В Самарской области:

При обеспечении социальной защиты населения и оказании адресной поддержки отдельным категориям по оплате различных видов услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями, предполагается следующее:

1. Адресная поддержка по оплате за социальные услуги, оказываемые ДОУ (далее Адресная поддержка), – это целевое предоставление семьям, пользующимся услугами дошкольных образовательных учреждений, денежных средств для оплаты социальных услуг, оказываемых ДОУ.

2. Адресная поддержка предоставляется всем семьям, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

3. Для предоставления Адресной поддержки гражданин письменно обращается в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает его ребенок, с соответствующим заявлением, содержащим основание для определения нуждаемости в помощи.

4. Размер адресной поддержки по ходатайству руководителя образовательного учреждения определяется органами социальной защиты населения, исходя из доходов семьи.

5. Установленная органами социальной защиты населения Адресная поддержка перечисляется на расчетный счет образовательного учреждения и заносится на лицевой счет ребенка.

6. Основным источником финансового обеспечения затрат, необходимых для предоставления Адресной поддержки, являются средства областного бюджета.

Методика расчета нормативов бюджетного финансирования

Механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определяет статья 41 Закона РФ «Об образовании»:

– финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий:

1. Бюджетный норматив на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

2. Бюджетный норматив на социальные услуги, финансируемые из бюджета.

3. Бюджетный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ.

4. Норматив оплаты родителями содержания ребенка в ДОУ.

Включает:

– заработную плату педагогического персонала (с начислениями),

– компенсационные выплаты на приобретение методической литературы,

– учебные расходы (приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров и др.),

– расходы на курсовую переподготовку работников, участвующих и обслуживающих оказание образовательной услуги.

Расчет начинается с определения средств на оплату труда педагогических работников в месяц в расчете на одного воспитанника.

Далее определяется тарифная и надтарифная часть оплаты труда в процентах. Соотношение тарифной и надтарифной частей оплаты труда складывается исходя из характера и содержания труда работников.

Для педагогического персонала можно рекомендовать следующее соотношение: тарифная часть – 80%, надтарифная часть – 20%. Конкретное решение принимается исходя из сложившейся практики, а также возможностей бюджета.

2. Бюджетные нормативы на социальные услуги, предоставляемые для граждан бесплатно

Бюджетные нормативы финансирования социальных услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, включают расходы:

по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала,

на питание в размере 30% от нормы, рассчитанной по натуральным показателям,

на медикаменты.

Далее определяется тарифная и надтарифная часть оплаты труда в процентах. Для административного персонала можно рекомендовать следующее соотношение: тарифная часть – 70%, надтарифная часть – 30%; для учебно-вспомогательного и обслуживающего соответственно 85 и 15%. Конкретное решение принимается исходя из сложившейся практики, а также возможностей бюджета.

В бюджетном нормативе расходы на питание принимаются в размере 30% от стоимости суточного рациона питания одного воспитанника в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона.

3. Порядок расчета оплаты родителями содержания ребенка в ДОУ

Минимальная оплата родителями содержания ребенка в дошкольном учреждении включает расходы на питание в размере 70% (30% вошли в бюджетный норматив на содержание и развитие материальной базы ДОУ) от стоимости суточного рациона питания и расходов на мягкий инвентарь.

4.1. Исходя из стоимости дневной нормы 3-разового питания 60 руб. расходы в месяц составят: 60 руб. х 70% = 42 руб. х 20 дн. = 840 руб.

4.2. Исходя из установленных норм ежегодного пополнения мягкого инвентаря в ДОУ в размере 530 руб. в год на одного воспитанника расходы в месяц составят:

530 руб. : 12 мес. = 44, 2 руб.

4.3. Итого расходы родителей в месяц на содержание ребенка в дошкольном учреждении:

840 руб. + 44, 2 руб. = 884,2 руб.

Заключение

Реализация I этапа данного проекта показала, что предлагаемая модель финансирования ДОУ позволяет:

– реализовать конституционные гарантии граждан на бесплатное дошкольное образование в пределах государственного стандарта дошкольного образования на государственном уровне;

– разделить образовательные и социальные услуги, обеспечить нормативными расчетами различные конфигурации образовательных и социальных услуг, в том числе групп кратковременного пребывания;

– внедрить нормативное финансирование в условиях ДОУ;

– интегрировать на основе долевого подхода бюджетные возможности двух бюджетных уровней;

– модернизировать порядок расчета взимания родительской платы (дифференцировать ее с учетом адресной поддержки на заявительной основе в рамках ограничений, установленных законодательством).

Проведенный социологический опрос показал:

– необходимость модернизации финансирования ДОУ;

– необходимость сохранения ограничений в родительской плате;

– необходимость и возможность оказания ДОУ дополнительных услуг как образовательных, так и социальных;

– потребность в создании групп кратковременного пребывания.

В целом анализ предполагаемой модели показывает ее первостепенное значение для повышения доступности услуг ДОУ для населения.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту