search
main
0

Дорогу осилит идущий. Не дети созданы для школы, а школа создана для детей

В сентябре 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании РФ», который гарантирует равные условия для получения образования всем детям, включая детей с особыми образовательными потребностями. Школы по желанию родителей и заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии обязаны принять детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить обучающихся специальными условиями для получения качественного образования.

Закон также регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием, которое предполагает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.Понятие «инклюзия» вошло в жизнь школы №536 и в силу необходимости стало реальностью еще в 2012 году. Шесть лет назад очаровательной семилетней девочке, инвалиду с детства с нарушением опорно-двигательного аппарата, только что научившейся говорить и с трудом ходить, держась за руку взрослого, школа дала возможность обучаться совместно с другими детьми в первом классе.На тот момент законодательная и нормативная база находилась на этапе разработки и утверждения. На государственном уровне механизм обучения и социализации детей с ОВЗ отсутствовал. Проблема была «делом рук самих утопающих», то есть родителей. Все зависело от их силы воли, стремления достичь желаемой цели и неравнодушного отношения к данной проблеме руководителя образовательной организации и педагогического коллектива.Перед учителями встала задача обеспечить полноценное и всестороннее развитие девочки, которая так стремилась учиться в школе вместе со своими сверстниками. Вопросы возникали один за другим. Казалось, что ответы найти будет невозможно. Но педагогический коллектив не растерялся.С учетом возрастных индивидуальных возможностей и состояния здоровья была построена персональная образовательная траектория.Первое время для достижения положительной динамики в обучении коррективы в индивидуальную образовательную программу вносились каждые три месяца, исходя из результатов освоения программы.В инклюзивной школе очень важно, что и дети, и родители, и педагоги и специалисты школы должны быть полноправными партнерами. Положительные результаты будут видны только тогда, когда все участники образовательного процесса глубоко заинтересованы в обучении, воспитании и социализации. Поэтому были определены совместные действия школы и семьи, без которых невозможен положительный результат развития и освоения образовательной программы:- регламент посещения школы;- сопровождение ребенка до школы и в школе;- расписание индивидуальных занятий и занятий в классе;- разработка индивидуальной программы обучения и развития в рамках класса и школы.На протяжении первого и второго класса обучения девочка не выпускала маминой руки. Хотя одноклассники с первых дней с пониманием и заботой относились к ученице, проявляя уважение и при необходимости оказывая помощь. Страх остаться без мамы сопровождал девочку до третьего класса, но учителя и специалисты школы сумели подобрать эффективные формы и методы работы, которые помогли освоить основные способы социального взаимодействия, самостоятельного решения проблем, связанных с обучением в школе и избавления от страха отсутствия мамы рядом.Все это способствовало формированию желания находиться в школе, повысило учебную мотивацию и интерес к общению между детьми и взрослыми.Девочка стала проявлять свой интерес и знания, участвуя в школьных и городских конкурсах. В классе вместе со всеми детьми она принимала активное участие в проектной деятельности, готовила и успешно защищала проекты.Огромный вклад по коррекции опорно-двигательного аппарата и совершенствованию навыков самостоятельного передвижения внес учитель физической культуры Григорий Сергеевич Черкаев. Он не только принимал участие в обучении девочки ходить, не держась за руку взрослого, но и развил ее способности заниматься физической культурой вместе со всем классом; научил выдерживать нагрузку с 20 до 45 минут, открыл широкий спектр потенциала осваивать и успешно реализовывать себя в спортивных играх и даже ходьбе на лыжах. Девочка научилась ощущать радость от управления своим телом, удовольствие от уроков физической культуры.Но в школе проходят не только занятия. Ребенок активно вовлечен и во внеурочную деятельность. Например, посещает кружок компьютерной графики, где учится работать и осваивать компьютерные азы, изучает навыки рабочей профессии «делопроизводитель», любит рисовать, в своеобразной технике выкладывая на лист свои фантазии и мироощущения.В настоящее время девочка активно включена в школьную деятельность и комфортно чувствует себя в детском коллективе. Инклюзивное образование позволяет ей расширять личные возможности, получать в школе достаточно внимания, понимания, уважения, любви и заботы.Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей. Школа должна учитывать потребности ребенка, а не ребенок должен подходить под те или иные рамки, которые установило образовательное учреждение. Все это говорит о том, что в нашей школе каждый ребенок имеет равные возможности для обучения и развития. Общество, принимая детей с ограниченными возможностями в класс, открывает им двери в дальнейшей интеграции на жизненном пути, формируя новую культуру в мире – принятие каждого человека с его особенностями.Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства.Влада БУГРОВА, педагог-психолог, руководитель социально-психолого-педагогической службы школы №536

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте