search
main
0

Дорогу осилит идущий

Экономический факультет МГПУ (ныне Институт менеджмента) был создан в 1998 году по инициативе тогдашнего ректора университета В.Рябова и при активной поддержке руководителя Комитета по образованию Правительства Москвы Л.Кезиной. Start up проекта осуществляла команда под руководством М.Левицкого, в биографии которого уже были должности советника по экономике министров образования разных лет Э.Днепрова и Е.Ткаченко, а также научного руководителя разработки отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУ) Министерства просвещения РСФСР. Мы попросили академика РАО Михаила ЛЕВИЦКОГО рассказать о становлении факультета, а позже и Института менеджмента, который он возглавляет.

Создание факультета предполагало решение кадровых проблем столичной системы образования. Во-первых, принятый в 1992 г. Закон «Об образовании» определил курс на всемерное развитие финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений (ОУ), нормативного финансирования и других экономических новаций. Это в свою очередь предполагало необходимость дополнительных экономико-правовых квалификационных требований (компетенций в соответствии с ныне принятой терминологией) к администраторам ОУ и соответственно к их подготовке. Однако очевидно, что один руководитель (в данном случае директор ОУ) вряд ли был в состоянии обеспечить процесс организации и управления решением многих новых экономических задач, нужна была высокопрофессиональная команда, включающая, например, специалиста по экономико-правовым вопросам (или в идеале зам. директора ОУ по правовым и финансово-экономическим вопросам), бухгалтера (гл. бухгалтера), который владел бы не только вопросами бухгалтерского, но и весьма сложного налогового учета. Впрочем, в те годы бухгалтерское обслуживание ОУ вели так называемые централизованные бухгалтерии (ЦБ), которые, естественно, не могли предоставить каждому ОУ специальное комплексное сопровождение его (ОУ) деятельности. Поэтому в каждом ОУ, предполагающем какую-либо степень самостоятельности, все равно должен был быть специалист, обеспечивающий взаимодействие между образовательным учреждением и ЦБ. Часто такого специалиста также называли бухгалтером учреждения, однако позволить себе подобную ставку могли только крупные учреждения. Несмотря на курс самостоятельности, масштабная целенаправленная подготовка менеджеров, обеспечивающих принятие эффективных решений в области финансово-экономического функционирования и развития ОУ, в те годы была на самой начальной стадии, не существовало отраслевых программ («дорожных карт» в нынешней терминологии) по формированию корпуса таких менеджеров.Во-вторых, были определенные кадровые проблемы и с ведением школьной дисциплины «Экономика». Одной из очевидных причин стала небольшая учебная нагрузка, определяемая числом учебных часов школьной программы на эту дисциплину. Поэтому, собственно, экономику в школах зачастую вели учителя географии, истории. Впрочем, решение этой проблемы практически в год создания экономического факультета приняло Министерство образования РФ, исключив эту дисциплину из школьной программы. Тем не менее существует немало школ, где этот предмет ведут факультативно, где есть экономические клубы и секции, поэтому потребность в учителях экономики существует, и эту задачу возможно решить в том числе силами финансово-экономических работников ОУ.Наконец, в-третьих, педагогическое образование обеспечивает не только подготовку кадров для учреждений системы образования. Это, безусловно, важная, но не единственная задача педуниверситета. В широком смысле педагогический вуз призван решать задачу педагогического образования населения в целом и его социально ориентированной профессиональной группы в частности. К этой группе относятся, например, социальные работники, государственные и муниципальные служащие, специалисты кадровых служб и другие категории профессионалов, работающих непосредственно с людьми.С первых дней своего существования экономический факультет МГПУ активно включился в решение всех сформулированных задач. С этой целью первый набор абитуриентов на факультет осенью 1998 года осуществляли на специальность «менеджмент организации» (МО), впоследствии к ней добавились и «государственное и муниципальное управление» (ГМУ), и «управление персоналом» (УП). Высокую востребованность высшее образование по этим специальностям имело не только у вчерашних школьников, но и у многих уже работающих в разных социально ориентированных областях городского хозяйства столицы лиц. Для этой категории студентов с учетом специфики их трудовой деятельности была разработана специальная технология экстернатного образования, которая базировалась на нормативной базе Минобразования РФ, но была дополнена такими формами аудиторной учебной деятельности, как обзорные лекции, консультации в ходе подготовки дипломных работ, и другими видами дополнительного обучающего сопровождения студентов. Эта технология неизменно пользовалась и пользуется успехом у студентов экстерната. Нелишне отметить, что в 2000 г. Правительство Москвы (Управление госслужбы и кадров) заключило с МГПУ долгосрочный договор на подготовку по форме обучения экстернат государственных служащих, работавших на разных должностях и по разным профессиям в городском хозяйстве столицы, по сей день немало наших выпускников трудятся (в том числе на руководящих должностях) в системе социальной защиты населения Москвы, в системе столичных ЗАГСов, в префектурах и управах, жилищных инспекциях и отделах внутренних дел и многих других службах экономики и социальной сферы нашей столицы. Попутно надо отметить, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу в основном с 1 сентября 2014 года, упразднил экстернат как форму обучения, но нормативно закрепил понятие «экстерн» и установил процесс промежуточной и итоговой аттестации экстернов по тем или иным образовательным программам в имеющих соответствующую аккредитацию вузах (собственно, эта задача и ранее составляла основное содержание экстерната). При этом возможность существовавшего дополнительного учебного сопровождения для желающих получать такую помощь также остается.Особое место в педагогической деятельности коллектива экономического факультета занимала и занимает многоплановая деятельность по формированию менеджеров образовательных учреждений по правовым и финансово-экономическим вопросам. Будучи советником Л.Кезиной по экономике, я, как декан факультета, вместе с профессором факультета Т.Шевченко и заместителем руководителя Комитета по образованию Москвы Е.Никоненко осуществлял множество программ по финансово-экономическому всеобучу директорского корпуса общеобразовательных учреждений города, аттестации уровня финансово-экономической грамотности руководителей ОУ разных типов и видов. Была разработана не имевшая на тот период аналогов учебная модульная программа подготовки зам. директоров общеобразовательных учреждений по финансово-экономическим и правовым вопросам. По этой программе только для школ Южного округа были подготовлены порядка 150 таких специалистов. Наряду с этим шла работа по подготовке и повышению квалификации бухгалтерских работников централизованных бухгалтерий (ЦБ), многие из которых имели лишь среднее профессиональное образование. В течение нескольких лет через экстернатную форму обучения получили высшее профессиональное образование практически все бухгалтерские работники ЦБ во всех округах Москвы.Ежегодно в течение многих лет к началу нового учебного года (к так называемым августовским чтениям) мы выпускали весьма популярные у менеджмента ОУ методические материалы по разным наиболее актуальным на соответствующий период финансово-экономическим вопросам: сметное планирование, нормативное финансирование, благотворительные пожертвования, планирование финансово-хозяйственной деятельности. Особой популярностью пользовался методический сборник «Экономическая энциклопедия директора школы». В ряду пользующихся неизменным спросом у администраторов образования учебно-методических пособий можно также упомянуть дважды переиздававшийся практикум «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях». Все эти издания бесплатно рассылали по всем образовательным учреждениям столицы.Ведущие специалисты ИМ оказывали и продолжают оказывать практическую помощь администраторам ОУ как в столичном регионе, так и в других регионах РФ в виде консультаций, семинаров, внутреннего аудита по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности. Широта регионального охвата позволяет предлагать наиболее эффективные решения тех или иных проблем методами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике. Время подтвердило правильность принятых на этапе становления экономического факультета решений относительно стартового набора специальностей подготовки. Так, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») сформулированы квалификационные требования к должностям руководителей образовательных учреждений и их заместителей, в числе прочих – образование высшее профессиональное по направлениям подготовки «государственное и муниципальное управление», «менеджмент», «управление персоналом». Таким образом, те выпускники ИМ, которые нацелены на работу в системе образования и следуют известной пословице «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», уже имеют своеобразный базовый квалификационный бонус.Естественно, что предоставленные ИМ предпосылки карьерного роста в еще большей степени относятся к студентам, уже работающим в системе образования, и тем более к лицам, включенным в резерв на замещение руководящих должностей. Причем с переходом на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат – магистратура) возможности для достижения требуемой квалификации существенно расширились за счет возможности поступления в магистратуру в том числе действующих руководителей ОУ и их заместителей. В ИМ помимо прочих специально разработаны две магистерские программы: «Менеджмент в системе образования» и «Экономика и управление в образовании». Вторая из этих программ открывает дополнительные профессиональные возможности для работы в образовательных учреждениях. Так, происходящий в настоящее время процесс укрупнения ОУ, объединения их в многофункциональные образовательные комплексы обуславливает дальнейшее расширение и усложнение финансово-экономических функций управления этими комплексами. Здесь уже необходимы зам. директора по финансово-экономическим вопросам, полноценная бухгалтерия, специалисты которой владеют особенностями ведения бухгалтерского учета в соответствии с новым Законом «О бухгалтерском учете», вступившим в действие в 2014 г., целесообразна также организация службы внутреннего аудита, нужны специалисты для организации закупок в контрактной системе. Наряду с приобретением этих квалификаций подготовка по упомянутой программе позволяет выпускнику вести факультативные занятия в школе.Первый выпуск магистров по программе состоится в 2015 году. В нынешнем году из стен ИМ выйдут магистры по программе «Менеджмент в системе образования». Примечательно, что практически весь выпуск – работники системы столичного образования, среди них самый молодой в Москве директор образовательного комплекса в районе Выхино Артур Максаев, зав. отделом одного из центров ДПО Сергей Козлов, обладающий уже двумя высшими образованиями. Отмечу, что за все годы существования экономического факультета и ИМ его выпускники (а всего дипломы ИМ к сегодняшнему дню имеет более 4800 выпускников!) не испытывали серьезных проблем с трудоустройством. Этому способствовали многие факторы, но одним из главных здесь мы считаем особенности форм и методов внеаудиторного сопровождения учебной деятельности. Ее цель – приобщение будущих менеджеров и экономистов к корпоративной культуре университета и ее специфике в ИМ, что предполагает формирование у студентов компетенций профессиональной культуры, наиболее востребованных (по различным социологическим опросам) у работодателей: умение работать в команде, лидерские качества, креативность. Важную роль в формировании профессиональных корпоративных ценностей, развитии командного духа играют такие формы внеаудиторной деятельности, как работа студентов над коллективными проектами и защита соответствующих бизнес-проектов. В качестве примеров успешных проектов, отмеченных призами на конкурсах научно-технического творчества, можно привести разработку в области реорганизации управления городским общественным транспортом в Москве, бизнес-план студенческого туристического агентства «Student’s dreams». Этой же цели служат и ставшие традиционными межвузовские олимпиады по менеджменту на базе ИМ, в которых принимают участие различные университеты Москвы – РГСУ, МЭСИ, ГУУ, МЭГИ. На ярмарке проектов, проводимой в рамках Дня науки – МГПУ, внимание жюри привлек теоретический проект «Модель мультипликатора инвестиций на основе производственных расходов», разработанный аспирантом Института менеджмента. Научная новизна состоит в разработке новой концепции анализа мультипликационного эффекта инвестиций на основе производственных расходов предприятия-реципиента. Особое место в формировании необходимых, в частности менеджеру, качеств личности занимает спорт – своеобразная модель жизни. Под влиянием спорта у человека формируются такие качества, как целеустремленность, прогноз ситуации, лидерство, организаторские способности, способность брать инициативу на себя, способность работать в команде, жертвовать чем-то ради достижения цели и многие другие. Этому аспекту подготовки студентов в ИМ уделяется особое внимание, которое отражается и на результатах. В командных соревнованиях в рамках университетской спартакиады сборная ИМ в 2014 г. в четвертый раз за последние пять лет завоевала чемпионский титул. Развитию лидерских качеств у студентов способствует их участие в работе таких различных молодежных организаций, как «Гражданская смена», молодежные форумы («Селигер», «Информационный поток», медиафорум), международном фестивале «Детство без границ». Отмечу, что проект «Гражданская смена» объединяет более 5 тысяч людей из разных вузов столицы, его миссия – помочь каждому максимально развить свой потенциал. Для формирования креативного мышления будущих менеджеров в ИМ с 2000 г. существует экономический клуб, на заседаниях которого обсуждаются в том числе и студенческие доклады по различным проблемам российской и зарубежной экономики. Лучшие из этих докладов публикуют в специальной серии «Экономические проблемы современности», издаваемой в инициативном порядке в ИМ в течение 12 лет. На этой площадке нет ни экзаменаторов, ни экзаменующихся, ребята на равных правах с преподавателями участвуют в дискуссиях по конкретным темам, получают возможность свободно выразить свою позицию по той или иной проблеме, тем самым решается задача приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Они должны соблюдать только одно правило: их суждения должны быть аргументированы, подкрепляться конкретными данными: статистикой, фактами. Такой подход учит ребят тщательно готовиться к выступлениям, подбирать необходимую актуальную информацию, анализировать ситуации, полемизировать, формулировать свою позицию по конкретной проблеме, решать реальные жизненные проблемы, проявлять неординарность мышления, творческий подход. Кроме того, подобная форма общения преподавателей и студентов позволяет выяснить не только то, что знает студент, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между преподавателем и студентом, повышает авторитет преподавателя и вызывает интерес у студента к обучению, к самостоятельной работе.Важным элементом воспитания студенческой молодежи стало формирование в ее сознании преемственности культурного кода в целом и преемственности научного знания в частности. Реализации этой задачи служат созданные энтузиастами ИМ музей экономики и быта, музей В.Жамина, уникальный тем, что это практически единственное в России жизнеописание основоположника советской экономики образования. Приобщению студентов к истокам отечественных научных школ в рамках приобретаемых ими специальностей служит существовавшая на экономическом факультете практика стимулирования лучших студентов в форме стипендии имени В.А.Жамина. Немаловажный фактор системы формирования корпоративной культуры – приобщение студентов к университетским и институтским традициям, к организации праздников «Посвящение в студенты», «День науки», «Вручение дипломов». В ИМ сложился особый, как мне представляется, стиль общения преподавателей и сотрудников со студентами. Его трудно охарактеризовать каким-либо одним определением, возможно, это уважительное доверие, но проще отметить, чего в этом общении нет: менторства, морализирования, презумпции априорной правоты, панибратсва и многих других интонаций, которые порой интуитивно ощущаются чуткими душами вчерашних школьников.Мы хотим, чтобы наш Институт менеджмента был не просто структурным учебным подразделением университета, а постепенно превратился в любимый студентами и преподавателями дом, из которого не хочется уходить. Я говорю абитуриентам: «Приходите к нам учиться, будем идти вместе: дорогу осилит идущий!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте