«Фашисты пытались стереть город с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Ленинградцы знали: сражение будет продолжаться в любом случае. И вот по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи, обшитые броней, с пулеметами и легкими пушками на прицельных платформах. Одновременно с обороной велись работы по сохранению культурного наследия. Были сняты и зарыты в землю Клодовские кони, памятники Ленину, закрасили маскировочной краской золоченый купол Исаакиевского собора. Бомбежки и обстрелы разрушали жилые дома и предприятия, но заводы продолжали работать под бомбами и снарядами. Город жил и боролся». Это отрывок из эссе девятиклассника Евгения Долгова.
Анастасия Саяпина из параллельного класса ведет свой рассказ:
«Когда началась Великая Отечественная война, Александра Андреевна Медведева занималась самым мирным, гуманным делом – работала воспитателем в детском саду. Проводив на фронт самых близких людей, она подала заявление с просьбой принять ее на курсы медсестер, по окончании которых направить на фронт. Так на третий день войны, 24 июня, Медведева вновь села за ученический стол. А через пять месяцев она оказалась в военно-санитарном поезде №1053. 18 января 1943 года обслуживаемые поездом войска Волховского и Ленинградского фронтов прорвали кольцо блокады города на Неве».
900 блокадных дней! Именно этой, одной из трагических и в то же время героических страниц истории посвящен музей Боевой славы школы №9 Тамбова «Наши земляки – защитники Ленинграда».
Музей открыли 5 мая 1985 года. По воспоминаниям директора 9-й школы Юрия Адамского, тогда только пять экспозиций демонстрировали около 300 экспонатов. Сегодня же фонды музея насчитывают 1070 экспонатов, 565 из которых подлинные, а 30 – взяты на государственный учет. Школьная кунсткамера повествует о героической обороне творения Петра I, защитниках города, борьбе с голодом в период его блокады, о дороге жизни, солдатах 109-й дивизии, героях, о Волховском фронте, женщинах Ленинграда.
Экспозиции музея рассказывают о мужестве жителей блокадного города и о тамбовцах, участниках боев за Ленинград. Особо ценны фронтовые письма, ордена и медали, документы, наградные листы, газетные вырезки военного времени, медальоны, оружие того времени.
Отец Леонида Кучмы долгое время считался пропавшим без вести. Кто-то из его окружения посоветовал экс-президенту Украины обратиться за помощью в розыске к поисковикам. Старшего сержанта Красной Армии Данилу Кучму нашли среди захороненных в братской могиле в новгородских Новоселицах. Кадр, запечатлевший трогательную встречу с местом погребения родного человека украинского лидера, хранится на почетном месте стеллажа тамбовского школьного музея.
В 9-й школе узнаешь о героях Советского Союза: Петре Харитонове, удостоенном этого высокого звания в числе первых трех героев в июле 1941-го, Владимире Пчелинцеве, основателе школы снайперов, Александре Авдееве, летчике-истребителе; кавалерах орденов Ленина – Константине Панове и Александре Боднаре, об участниках Парада Победы 24 июня 1945 года и о почетном гражданине Тамбова, народном художнике СССР Евгении Рябинском.
Опыт работы музея обобщен Риттой Говердовской в методическом пособии «Блокадный Ленинград». Статья кандидата философских наук Сергея Махрачева «Научно-просветительская работа школьного музея школы №9 Тамбова» вошла в сборник научных работ Тамбовского госуниверситета имени Державина. Материалы музея широко используются учителями для проведения уроков, экскурсий, встреч с ветеранами войны, а ребята пишут и пишут сочинения, рефераты и проводят собственные исследования о Великой Отечественной войне.
Из реферата десятиклассника Андрея Летунова и одиннадцатиклассника Романа Синельникова:
«Великий город Ленина жил, боролся вместе со всей страной, готовил разгром немецко-фашистских захватчиков. Весь мир был изумлен величием духа, непоколебимой стойкостью и самоотверженностью защитников Ленинграда. 126 воинов Ленинградского фронта, из них 19 партизан, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 1816 тысяч награждены орденами и медалями. В тройке первых героев, получивших звание, был летчик Петр Харитонов. 28 июня 1941 года он протаранил фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88» под Ленинградом, 8 июля его подвиг был отмечен высшей степенью отличия.
Владимир Пчелинцев родился в 1919 году в Тамбове. Когда началась война, он был студентом Ленинградского горного института, одновременно с учебой в вузе он окончил курсы снайперов, готовясь сдавать на мастера спорта по стрельбе. 8 сентября Владимир Николаевич расположился за взорванным железнодорожным мостом, на перекрестье повисших над рекой железных балок. Порывистый ветер пронизывал насквозь, но отсюда прекрасно просматривалась местность. Пчелинцев посылал пулю за пулей. Вечером, сидя на топчане в землянке, он сделал зарубки на бревне: ровно 16 – по количеству уничтоженных за сутки гитлеровцев. За 8 месяцев на Ленинградском фронте Пчелинцев уничтожил 152 немецких солдата, а всего к концу войны – свыше 500″.
В 2005 году музей победил в конкурсе музеев военно-исторической славы, проводимом совместно с Министерством обороны, Министерством внутренних дел и Министерством образования и науки РФ. В 2006 году занял 1-е место и занесен во Всероссийскую книгу Почета в конкурсе, проводимом Всероссийском советом ветеранов войны, труда и правоохранительных органов. И каждый год приносит 9-й новые знаки благодарности за столь фундаментальную работу.
Образовательный процесс школы №9 направлен на удовлетворение различных образовательных запросов родителей и детей. Педагогический коллектив создает все условия для того, чтобы обеспечить успешное развитие 520 учащихся здесь ребят в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.
Оптимизация содержания образования позволяет реализовать в школе различные виды программ: дошкольной подготовки, общеобразовательные I, II, III ступени, специальные (коррекционные) VII вида, компенсирующего обучения, предпрофильной и профильной подготовки.
С учетом потребностей и возможностей учеников в школе создана система работы не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением, но и с одаренными детьми. С 2004 года школа занимает 10-11-е общекомандное место в городских олимпиадах, что является положительным результатом, так как школа идет в рейтинге после инновационных образовательных учреждений Тамбова.
В 1918 году здесь располагалась женская школа. В 1953-м на фундаменте разрушенного дома была построена нынешняя 9-я. За годы своей деятельности школа стала образовательным, культурным и досуговым центром в микрорайоне. Социальные партнеры школы – театр, Тамбовконцерт, дворцы культуры «Знамя труда», «Юбилейный», «Спутник», станция юных натуралистов, спортивная ассоциация «Факел», областная и городская станции туризма, Центр образования.
После уроков ребята посещают спортивные секции и кружки. Они ходят на футбол, спортивные танцы, карате, волейбол, баскетбол, спортивное ориентирование. Рисуют в «Родничке», посещают занятия вокально-хоровой студии «Элегия», входят в составы команды юных инспекторов дорожного движения и дружины юных пожарных.
Образовательная система школы строит свою работу на диалоге и сотрудничестве родителей, учителей, учеников и общественности, которые определяют приоритетные направления школьной образовательной политики и эффективно работают в органах школьного соуправления и самоуправления. Совет школы организует выполнение решений, принятых общим собранием трудового коллектива, утверждает основные направления работы, представляет в государственных и общественных организациях интересы школы.
Достижение допустимого уровня здоровья школьников, формирование навыков здорового образа жизни, гармоничное развитие личности в процессе образования нашли свое отражение в программе «Здоровье и здоровый образ жизни». Положительная динамика физического развития подтверждает эффективность работы педагогического коллектива по созданию комплекса мер по оздоровлению и охране здоровья детей.
Музей 9-й школы стал инициатором ежегодного проведения 27 января городского праздника в честь снятия блокады Ленинграда. В Тамбове вообще сложилась общегородская система патриотического воспитания молодежи. Неотъемлемыми составляющими общественной жизни стали «Вахта памяти», «День города», «Дни славянской письменности и культуры», акции «Слава Тамбова в памятниках истории и культуры», «Город и горожане», дни воинской славы России, в которых принимает активное участие подрастающее поколение тамбовчан. Школьники несут почетную вахту у мемориала «Вечный огонь».
Комплекс мероприятий по реализации городской целевой программы по патриотическому воспитанию горожан предусматривает охват всех категорий жителей Тамбова. Однако в центре внимания все-таки подрастающее поколение. Главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных объединений.
Комментарии