Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информациюВ мэрии Саратова решили составить индивидуальные маршруты от школы до дома для каждого школьника. Губернатор Саратовской области поручил создать в каждом муниципалитете комиссию, которая должна проверить безопасность подходов к школам и детским садам. Меры предпринимаются в связи с трагедией в Саратове, где девятилетняя девочка была убита по дороге в школу. Губернатор Ульяновской области также поручил внедрить в регионе карты безопасного маршрута школьников. Можно ли на сто процентов обезопасить дорогу ребенка, чтобы предотвратить трагедии? И если да, то как?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности детям»:
– Обеспечить безопасность детей – главная задача общества, и ее решение требует комплексного подхода. Где-то это связано с благоустройством территории, где-то – с созданием новых школ, где-то – с работой полиции. Дети добираются на учебу по-разному: некоторые пешком, кого-то подвозят родители, кто-то едет на общественном транспорте. В 2017 году ОНФ и фонд «Национальные ресурсы образования» провели опрос, в котором участвовало более 2 тысяч родителей со всей России, и выяснили, сколько времени дети тратят на дорогу до школы. Данные были очень разными: от 5 минут до 1,5 часа. Как сообщили опрошенные, 71% учеников добираются на уроки пешком. Чтобы сделать их дорогу безопасной, стоит привлечь родителей и самих детей, попросить их сообщать об опасностях на пути: об открытых люках, недостроенных зданиях с доступом на территорию, бродячих собаках и свалках, пустырях. Важно, чтобы это можно было сделать в удобном онлайн-формате и на такие сообщения оперативно реагировали. Подобный формат взаимодействия граждан и органов власти не нов, например, в Московской области с 2016 года успешно работает сервис «Добродел».
В 2017 году 11% родителей сообщили о том, что их дети добираются до школы на общественном транспорте. Обезопасить таких ребят можно с помощью развитой сети школьных автобусов, которые довозят детей, живущих в дальних районах, до самого дома. И, конечно, важно открывать новые школы, чтобы детям не нужно было тратить время на дорогу в соседний район: в 2016 году стало известно о том, что в Башкирии ученики ходят в школу с топорами, потому что в их селе школу закрыли и на учебу нужно идти через лес, в котором водятся волки. А в октябре этого года СМИ сообщили о том, что из пригородов Сургута в школы города дети добираются через железнодорожные пути и лес, где встречаются медведи.
Также нужно контролировать, чтобы пришкольная территория и подходы к образовательным учреждениям были оснащены удобными пешеходными дорожками, хорошо освещались. Значимую роль играют профилактические беседы и уроки безопасности, на которых ребенку объясняют, что делать, если потерялся, напоминают о правилах дорожного движения и простых, но важных истинах: не разговаривать с незнакомцами, никуда с ними не ходить и не садиться в машину. Чтобы эти правила прочно вошли в повседневность детей, нужно их отрабатывать, в том числе и в игровом формате.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:
– Можно и нужно создавать безопасные условия для жизни детей в городских и сельских территориях, но крайне необходимо также научить детей безопасному поведению в любой ситуации и на любом маршруте. Практика показала, что установка камер видеонаблюдения снизила количество правонарушений в местах видеоконтроля. Освещенность улиц в темное время суток также снижает риск совершения преступлений, а в совокупности с патрулированием улиц силами правоохранительных органов и добровольных дружин создает по-настоящему безопасные условия для жителей. К сожалению, вокруг образовательных организаций сегодня хватает и заброшенных парков, и зарослей кустарников и деревьев, и неосвещенных пешеходных дорожек. Государству необходимо разработать мероприятия по созданию максимально безопасной среды для всех жителей России, и в первую очередь для детей, через создание инфраструктуры видеонаблюдения и освещения всех территорий вокруг образовательных организаций и на подступах к ним.
Год назад в Кемском районе Карелии по дороге в школу погибла школьница. Она шла по привычному для нее и многих детей, проживающих в том районе, маршруту. Если бы тропинка, по которой шла девочка, была освещена и расчищена от кустов, может быть, трагедии и не произошло.
Елена БАЧЕВА, руководитель Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация»:
– Карты безопасных маршрутов школьников не уменьшат количество асоциальных элементов в стране. Будем откровенны: опасность подстерегает наших детей не только по дороге в школу. Поэтому устранять необходимо первопричину – расчеловечивание нашего общества. Решать проблему надо комплексно! Стоит проанализировать, откуда такие нелюди берутся среди нас.
Во-первых, все (или почти все) идет из семьи. Родителей нужно учить быть родителями. А родительской общественности не просто объединять свои усилия, но и использовать потенциал любящих отцов и матерей в деле воспитания мальчиков и девочек: чужих детей не бывает! Есть окружение наших детей, вот и включаем его в орбиту совместных добрых дел. Тогда и у беспризорника появится шанс вырасти человеком.
Во-вторых, нужно не на словах, а на деле вернуть в школу воспитательную работу, освободив педагогов от лишней нагрузки, оставить им 18 часов в неделю.
В-третьих, специалистам, работающим с асоциальными семьями, с малолетними – и не только – преступниками, акцент в своей работе делать на восстановление у этих людей шкалы традиционных семейных ценностей, помогать им вернуться к самим себе, к своей человеческой природе.
Любовь КОРОБКОВА, заместитель директора школы №5, Воронеж:
– Мы уже пытались разработать подобные маршруты безопасности. На уроках обществознания учителя вместе с детьми разрабатывали такие маршруты, обсуждали и утверждали их, причем ученики поддерживали, тоже считали это нужным. У нас в микрорайоне школы большой частный сектор, есть места, где продают спиртное на розлив, и детям там ходить совсем небезопасно. Всем прекрасно известно, какими могут быть некоторые взрослые – завсегдатаи подобных мест. Поэтому мы и разработали для ребят безопасные маршруты, но дети есть дети. Они спешат, особенно утром, сокращают путь и со временем забывают о своих маршрутах, нарушают их. В итоге мы поняли, что без помощи родителей не обойтись. Встречать, провожать, особенно в темное время суток, – пока выход такой.
Ирина КЛЮЕВА, педагог, мама второклассницы, Великий Новгород:
– Если в школе учатся 1000 детей, затруднительно точно составить карту индивидуального маршрута от школы до дома для каждого ребенка. Да и ребенок может нарушить этот маршрут, если что-то или кто-то его поманит. Безопасность детей зависит в большей степени не от школы, а от воспитания, следовательно, от родителей. Я считаю, эффективнее не составлять маршруты и нагружать почти бесполезной работой учителей, а обязать классных руководителей говорить на эту тему с родителями. Я бы предложила учителям проводить на эту тему классные часы. И в конце каждого родительского собрания на прощание напоминать родителям: «Поговорите о безопасном пути домой со своим ребенком!» Ведь психологи утверждают, что последняя фраза в разговоре запоминается крепче всего. И, конечно, учителя постоянно должны беседовать на эту тему с самими учениками, особенно с теми, на чьих родителей надеяться не стоит.
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информацию
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.