В мэрии Саратова решили составить индивидуальные маршруты от школы до дома для каждого школьника. Губернатор Саратовской области поручил создать в каждом муниципалитете комиссию, которая должна проверить безопасность подходов к школам и детским садам. Меры предпринимаются в связи с трагедией в Саратове, где девятилетняя девочка была убита по дороге в школу. Губернатор Ульяновской области также поручил внедрить в регионе карты безопасного маршрута школьников. Можно ли на сто процентов обезопасить дорогу ребенка, чтобы предотвратить трагедии? И если да, то как?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности детям»:
– Обеспечить безопасность детей – главная задача общества, и ее решение требует комплексного подхода. Где-то это связано с благоустройством территории, где-то – с созданием новых школ, где-то – с работой полиции. Дети добираются на учебу по-разному: некоторые пешком, кого-то подвозят родители, кто-то едет на общественном транспорте. В 2017 году ОНФ и фонд «Национальные ресурсы образования» провели опрос, в котором участвовало более 2 тысяч родителей со всей России, и выяснили, сколько времени дети тратят на дорогу до школы. Данные были очень разными: от 5 минут до 1,5 часа. Как сообщили опрошенные, 71% учеников добираются на уроки пешком. Чтобы сделать их дорогу безопасной, стоит привлечь родителей и самих детей, попросить их сообщать об опасностях на пути: об открытых люках, недостроенных зданиях с доступом на территорию, бродячих собаках и свалках, пустырях. Важно, чтобы это можно было сделать в удобном онлайн-формате и на такие сообщения оперативно реагировали. Подобный формат взаимодействия граждан и органов власти не нов, например, в Московской области с 2016 года успешно работает сервис «Добродел».
В 2017 году 11% родителей сообщили о том, что их дети добираются до школы на общественном транспорте. Обезопасить таких ребят можно с помощью развитой сети школьных автобусов, которые довозят детей, живущих в дальних районах, до самого дома. И, конечно, важно открывать новые школы, чтобы детям не нужно было тратить время на дорогу в соседний район: в 2016 году стало известно о том, что в Башкирии ученики ходят в школу с топорами, потому что в их селе школу закрыли и на учебу нужно идти через лес, в котором водятся волки. А в октябре этого года СМИ сообщили о том, что из пригородов Сургута в школы города дети добираются через железнодорожные пути и лес, где встречаются медведи.
Также нужно контролировать, чтобы пришкольная территория и подходы к образовательным учреждениям были оснащены удобными пешеходными дорожками, хорошо освещались. Значимую роль играют профилактические беседы и уроки безопасности, на которых ребенку объясняют, что делать, если потерялся, напоминают о правилах дорожного движения и простых, но важных истинах: не разговаривать с незнакомцами, никуда с ними не ходить и не садиться в машину. Чтобы эти правила прочно вошли в повседневность детей, нужно их отрабатывать, в том числе и в игровом формате.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:
– Можно и нужно создавать безопасные условия для жизни детей в городских и сельских территориях, но крайне необходимо также научить детей безопасному поведению в любой ситуации и на любом маршруте. Практика показала, что установка камер видеонаблюдения снизила количество правонарушений в местах видеоконтроля. Освещенность улиц в темное время суток также снижает риск совершения преступлений, а в совокупности с патрулированием улиц силами правоохранительных органов и добровольных дружин создает по-настоящему безопасные условия для жителей. К сожалению, вокруг образовательных организаций сегодня хватает и заброшенных парков, и зарослей кустарников и деревьев, и неосвещенных пешеходных дорожек. Государству необходимо разработать мероприятия по созданию максимально безопасной среды для всех жителей России, и в первую очередь для детей, через создание инфраструктуры видеонаблюдения и освещения всех территорий вокруг образовательных организаций и на подступах к ним.
Год назад в Кемском районе Карелии по дороге в школу погибла школьница. Она шла по привычному для нее и многих детей, проживающих в том районе, маршруту. Если бы тропинка, по которой шла девочка, была освещена и расчищена от кустов, может быть, трагедии и не произошло.
Елена БАЧЕВА, руководитель Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация»:
– Карты безопасных маршрутов школьников не уменьшат количество асоциальных элементов в стране. Будем откровенны: опасность подстерегает наших детей не только по дороге в школу. Поэтому устранять необходимо первопричину – расчеловечивание нашего общества. Решать проблему надо комплексно! Стоит проанализировать, откуда такие нелюди берутся среди нас.
Во-первых, все (или почти все) идет из семьи. Родителей нужно учить быть родителями. А родительской общественности не просто объединять свои усилия, но и использовать потенциал любящих отцов и матерей в деле воспитания мальчиков и девочек: чужих детей не бывает! Есть окружение наших детей, вот и включаем его в орбиту совместных добрых дел. Тогда и у беспризорника появится шанс вырасти человеком.
Во-вторых, нужно не на словах, а на деле вернуть в школу воспитательную работу, освободив педагогов от лишней нагрузки, оставить им 18 часов в неделю.
В-третьих, специалистам, работающим с асоциальными семьями, с малолетними – и не только – преступниками, акцент в своей работе делать на восстановление у этих людей шкалы традиционных семейных ценностей, помогать им вернуться к самим себе, к своей человеческой природе.
Любовь КОРОБКОВА, заместитель директора школы №5, Воронеж:
– Мы уже пытались разработать подобные маршруты безопасности. На уроках обществознания учителя вместе с детьми разрабатывали такие маршруты, обсуждали и утверждали их, причем ученики поддерживали, тоже считали это нужным. У нас в микрорайоне школы большой частный сектор, есть места, где продают спиртное на розлив, и детям там ходить совсем небезопасно. Всем прекрасно известно, какими могут быть некоторые взрослые – завсегдатаи подобных мест. Поэтому мы и разработали для ребят безопасные маршруты, но дети есть дети. Они спешат, особенно утром, сокращают путь и со временем забывают о своих маршрутах, нарушают их. В итоге мы поняли, что без помощи родителей не обойтись. Встречать, провожать, особенно в темное время суток, – пока выход такой.
Ирина КЛЮЕВА, педагог, мама второклассницы, Великий Новгород:
– Если в школе учатся 1000 детей, затруднительно точно составить карту индивидуального маршрута от школы до дома для каждого ребенка. Да и ребенок может нарушить этот маршрут, если что-то или кто-то его поманит. Безопасность детей зависит в большей степени не от школы, а от воспитания, следовательно, от родителей. Я считаю, эффективнее не составлять маршруты и нагружать почти бесполезной работой учителей, а обязать классных руководителей говорить на эту тему с родителями. Я бы предложила учителям проводить на эту тему классные часы. И в конце каждого родительского собрания на прощание напоминать родителям: «Поговорите о безопасном пути домой со своим ребенком!» Ведь психологи утверждают, что последняя фраза в разговоре запоминается крепче всего. И, конечно, учителя постоянно должны беседовать на эту тему с самими учениками, особенно с теми, на чьих родителей надеяться не стоит.
Комментарии