В 2014 году было принято интересное решение о создании кадетских классов в общеобразовательных комплексах в параллели 7-х классов под лозунгом «К 70-летию Победы – 70 кадетских классов». Проект заработал. Главное его преимущество – кадетское образование стало более доступным и более массовым явлением.
16 февраля 2017 года на Третьем форуме кадет в Кремле руководителем Департамента образования города Москвы И.И.Калиной было объявлено, что более 400 кадетских классов объединяют 12000 воспитанников, которые формируют условия для физического, интеллектуального и культурного развития обучающихся, способствуют выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству. Таким образом, кадетское образование можно отнести к самостоятельному профилю в общеобразовательных учебных заведениях. «Кадетство» – не только специфическое образование, но и в большей мере специфическое воспитание. Существует множество точек зрения на важность и нужность профильного обучения. Следует учесть тот факт, что выпускники общеобразовательной школы в свои 16-17 лет еще недостаточно самостоятельные люди и подвержены влиянию внешнего окружения при выборе дальнейшего жизненного пути. Они подобны витязю на распутье. При формировании кадетских классов в нашей школе мы в приоритетном порядке стремились к созданию условий:- гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;- для развития личности, ее самореализации и самоопределения;- для обеспечения получения кадетами многоуровневой, вариативной, многопрофильной подготовки, профессиональных начальных знаний и навыков, создания основы для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в учреждениях высшего (среднего) профессионального образования как гражданского, так и военного назначения;- для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерного развития их способностей и творческого потенциала;- для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе; Родине и семье, городу-герою Москве, к традициям Вооруженных сил РФ;- для формирования у кадет высокой общей культуры, нравственных, моральных, деловых и организаторских качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения своему Отечеству.Мы пытаемся выработать свою технологию формирования профиля кадетских классов. Так, в 2015 году в череде почти 100 кадетских классов появился 1-й морской кадетский 7-й «Д» класс в здании нашей школы на Загородном шоссе. Может, этому поспособствовало расположение в том месте Москвы, где начинается Севастопольский проспект.Технология формирования профильных классов заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психологической службы и педагогического коллектива:1. Проведение родительской конференции для разъяснения образовательной политики администрации школы, где рассматриваются предложения сделать выбор в пользу того или иного направления; определение конкретных направлений обучения в соответствии с имеющимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы; затем проведение классных родительских собраний с целью разъяснения вопросов, возникших у родителей и учащихся; анкетирование для изучения социального спроса на образование и образовательные услуги, которые может предложить учреждение.2. Предварительное комплектование кадетского класса из мотивированных учеников. Приведение учебного плана в соответствие с выбором учащихся, определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.3. Подача заявки и комплекта документов в Департамент образования на открытие кадетского класса.4. С получением распоряжения об открытии кадетского класса – начало работы.Для полноценного развития кадетских классов необходимо тесное взаимодействие с целым рядом структур и организаций. Причем круг взаимодействия не ограничивается установленными и обязательными: профильный вуз, военкомат, ветеранская организация, одна из структур Министерства обороны РФ. Это гибкая, динамичная система связей с различными государственными, общественными и даже коммерческими структурами. Но все это призвано работать на задачи кадетского образования, озвученные выше. В качестве примера приведу два направления взаимодействия: ветеранские организации и профильные вузы.За год с небольшим мы организовали взаимодействие уже с 4 ветеранскими организациями: нашего района Донской, Московской организацией ветеранов войны и военной службы Краснознаменного Черноморского флота, ветеранами авиации Черноморского флота (Севастополь), Советом ветеранов ЧВВМУ имени П.С.Нахимова. И дело здесь не в количестве, а в важности сотрудничества. Работа с ними чрезвычайно полезна для кадет и, надеюсь, вселяет в ветеранов надежду на то, что в стране растет достойная смена.Сотрудничество с профильными вузамиАдминистрация школы понимает, что невозможно замкнуться только на Военно-морской флот: морской профиль обязывает помочь своим будущим выпускникам применить знания, а самое главное – выразить свою привязанность к морю и профессии моряка вообще при выборе жизненного пути. Начали с «ближних соседей» – Московской государственной академии водного транспорта. Соглашение о сотрудничестве получается взаимодополняющим в решении и наших профориентационных, и их задач по привлечению будущих мотивированных абитуриентов. 16 января воспитанники морских кадетских 7-го «Д» и 8-го «Д» классов посетили учебный центр МГАВТ. Нашим кадетам представилась уникальная возможность ознакомиться с организацией практической подготовки курсантов академии по основным судовым профессиям – судоводителя, судового механика и судового электромеханика. Особый восторг у будущих мореходов вызвал тренажер по управлению судном, на котором отрабатывали реальный выход сухогруза из Химкинского водохранилища по каналу имени Москвы. Поразил воображение тренажерный комплекс судовых силовых установок, в котором размещались судовые дизельные двигатели различной мощности, в том числе высотой в несколько метров. Нам показали фактический запуск одного из двигателей. Главным итогом общения с преподавателями академии стало понимание нашими кадетами важности хорошей учебы; особо были выделены такие предметы, как математика, физика, иностранный язык. А еще кадеты убедились, насколько важной и востребованной является профессия моряка не только у нас в стране, но и во всем мире. В наших планах сделать системным взаимодействие с Балтийской государственной академией Росрыболовства (судовладельцем барка «Крузенштерн»). После посещения в ноябре 2016 года делегацией наших морских классов учебного парусного судна «Крузенштерн» об этом теперь мечтают практически все наши кадеты. Всего-то двое суток проживания на судне, стоящем в порту, у причальной стенки! А если они выйдут на нем в море, они уже никогда не смогут думать об иной профессии. К военным морякам отношение особое. Уже заключено соглашение с Севастопольским президентским кадетским училищем и военным институтом военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова (Санкт-Петербург). В планах – взаимодействие с Черноморским высшим военно-морским училищем имени П.С.Нахимова. Здесь основное направление взаимодействия связываем с организацией летней морской практики. О практических занятиях для наших кадет хочется сказать особо.Вся кадетская составляющая, как у всех в Москве, преподается в системе дополнительного образования. У морских кадет здесь значительно увеличена нагрузка. Как и все, мы обязаны иметь строевую подготовку, медицинскую, РХБЗ, огневую, тактическую. Участвуем в парадах, торжественных маршах-конкурсах «Лучший кадетский класс». И сверх этого мы изучаем историю флота, устройство шлюпки и надводного корабля, вяжем морские узлы, учимся ходить на морской шлюпке ЯЛ-6 на веслах и под парусом, изучаем основы яхтенного дела и ходим на швертботах. «Оптимист» и «Кадет» Но! Вот здесь кроется большая проблема, которую школа сама решить не может. Для обучения обращению со шлюпкой нам помогло взаимодействие с ГБПОУ «Воробьевы горы»: они предоставили нам ЯЛ-4 во временное пользование. Мы привели его в надлежащее состояние и используем в качестве практического пособия. В планах – выйти на нем на воду. Для практических занятий на шлюпках ЯЛ-6 мы использовали водную базу МГДМЦ имени Петра Великого на Химкинском водохранилище. Хочется похвастаться: 1 июня 2016 года мы выиграли городские соревнования по гребле в своей возрастной группе.Нам «мало воды» в Москве. Нам нужно море. И эту задачу мы будем решать через сотрудничество с военно-морскими учебными заведениями. И не только. Становлению наших юных моряков, особенно в яхтенном деле, нам чрезвычайно помогло тесное сотрудничество с парусным клубом «Гардемарины». Особые слова благодарности их бессменному руководителю Г.В.Андронову. У них есть чему поучиться всем юным морякам Москвы, да и окрестностей! В целом летнюю морскую профильную практику считаем необходимым сделать обязательной частью учебного процесса, своеобразной пятой учебной четвертью (четвертым триместром). Без практики, без умения ходить на веслах и под парусом, без посещения кораблей и частей ВМФ, парусных судов, судов гражданского назначения превратить мечту о профессии моряка в реальность невозможно. Для желающих в будущем открыть кадетские классы несколько советов:1. Необходимо формировать кадетские классы из мотивированных детей. «Назначенные» кадетами учащиеся все равно уйдут через какое-то время в обычный класс. Бремя дополнительной нагрузки, к которому не лежит душа, будет непосильным, несмотря на уровень мастерства педагогов и воспитателей.2. Больше внимания уделять материальной базе для кадетских классов. Как минимум в школе должен быть свой тир, прекрасно оборудованный кабинет основ военной службы, спортивный городок во дворе школы.3. Подключать взаимодействующие организации не только для парадно-выходных мероприятий, но и для решения вопросов развития кадетских классов по всем направлениям.И в заключение хочется подчеркнуть: кадетские классы востребованы, есть неподдельный интерес учащихся 4-6-х классов к поступлению в кадеты. А многие из наших кадет мечтают связать свою будущую профессию с тем, о чем узнали и с чем соприкоснулись в морском кадетском классе. А значит, дорога в море начинается и здесь. Вячеслав ГОГОЛЬ, старший воспитатель морского кадетского класса школы №630, педагог дополнительного образования, капитан 2 ранга запаса
Комментарии