Колыма – золотое сердце России. Благодаря тому, что когда-то, меньше века назад, здесь нашли богатые месторождения благородных металлов, в 30-е годы и было осуществлено массовое и планомерное заселение этого сурового края. Но времена меняются. Политика государства в отношении Севера – тоже. Теперь в этих местах не только ловить рыбу и заниматься земледелием – даже добывать золото становится невыгодно. Это раньше сюда стремились за тысячи километров если не за романтикой, то в надежде заработать, зная, что им гарантированы всевозможные надбавки, коэффициенты и льготы. Сейчас целые поселки пустеют – народ усиленно мигрирует на материк.
Действительно, Магаданская область напоминает огромный остров, отделенный от цивилизации с одной стороны морем, с другой – бескрайними пространствами болот и тундры. Здесь нет железных дорог, а знаменитая Колымская трасса, начинаясь в Магадане, теряется где-то по пути к Якутску. Добраться сюда можно в основном или по воздуху, или по воде. Наверное, поэтому кто-то лет 10-15 назад на очень высоком уровне, побывав здесь, решил, что чем дальше строить школы, детские сады, дома творчества, поликлиники, котельные, создавать инфраструктуру для их нормальной работы, лучше вообще все тут перевести на вахтовый метод работы. Другими словами – вернуть (или вынудить вернуться) на Большую землю всех, кто не относится к коренным национальностям, потому что у последних вроде как запросов меньше. И оставить только временщиков-лимитчиков, согласных по полгода жить в бараках, работая на приисках. Только ведь не случайно за последнее время здесь вдруг возросло количество китайцев, стремящихся всеми силами закрепиться в этих местах. Не случайно в Магадане появилось так много молельных домов, построенных на западные деньги. Не случайно все больше местных предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых стало переходить в руки тех, кто сидит за много тысяч километров (часто – в другой стране) и кому проблемы края глубоко безразличны. Свято место пусто не бывает. И если мы уйдем отсюда, не придется ли потом вновь воссоздавать все с нуля или даже завоевывать собственные земли?..
Но, к счастью, есть на Колыме люди, которым небезразлична судьба родного края. И они делают все, чтобы сохранить его красоту, преумножить богатства, вырастить новое поколение, для которого главной целью в жизни было бы не стремление уехать отсюда как можно раньше, а остаться и продолжить освоение этих суровых, но прекрасных мест.
О них наш рассказ.
Статфакт
Территория – 461,4 тыс.кв.м. (область занимает 9-е место по величине в Российской Федерации).
Расчетная численность постоянного населения – 225,6 тыс. человек. (Для сравнения: 2001 год – 233,5 тыс., 2002-й – 229,2 тыс.).
В том числе 207,8 тыс. – городское, 17,8 тыс. – сельское население.
Плотность населения – 0,49 человека на 1 кв. км.
Численность трудоспособного населения – 161 тыс. человек.
Административный центр – г. Магадан, население 129,8 тыс. человек.
На 2003-2004 учебный год
Система среднего образования – 80 учреждений:
– 14 начальных;
– 7 основных;
– 51 средних полных;
– 4 специальных (коррекционных);
– 4 вечерних (сменных).
Сельские школы составляют 26% от городских.
Всего в школах области обучаются 24159 школьников.
На дому получают образование 152 человека, в форме экстерната – 247, в семье – 3.
Система дополнительного образования – 21 учреждение:
– 10 центров дополнительного образования;
– 6 детско-юношеских спортивных школ;
– 1 Дворец детского творчества;
– 2 Дома детского творчества;
– 1 авиационно-технический клуб;
– 1 станция юных техников.
В учреждениях работает 665 объединений различного направления (86 – технического, 19 – спортивно-технического, 129 – эколого-биологического, 33 – краеведческого, 73 – спортивного, 257 – художественного творчества, 15 – культурологического, 74 – других).
Дополнительным образованием охвачены 50% школьников области.
Система дошкольного образования – 51 детский сад (7451 человек – 59,8% детей от 1 года до 7 лет).
По сравнению с 2000 годом количество групп возросло на 6,3%.
Сеть детских садов различного вида:
– 5 центров развития ребенка;
– 2 компенсирующих детских сада;
– 23 – комбинированного вида;
– 17 общеобразовательных детских садов;
– 4 комплекса «Начальная школа – детский сад».
Кадровый состав – 905 педагогов, 48,7% из которых имеют высшее образование (что на 10% выше российского показателя).
Средняя заработная плата работников образования на конец 2003 года – 7245 рублей (для сравнения: 2002 год – 4833 рубля).
Учреждения образования организуют ежегодный летний отдых школьников. В 2003 году в летний период было занято 52,3% школьников.
Факультативы, кружки, спецкурсы в 2003 году посещали 10235 учеников.
Комментарии