search
Топ 10

Дорога, которую они выбирают. Финал Всероссийской акции «Я – гражданин России»

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей и молодежи, их переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности. Перед образовательными учреждениями встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.

Последние 6 лет многогранная деятельность школьников в сфере социального проектирования реализуется в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России». За это время в финалах всероссийских акций приняли участие 63 региона Российской Федерации.

В минувший учебный год проходила VI Всероссийская акция. В ней участвовали 53 субъекта Российской Федерации: республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Алтайский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Вологодская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Ульяновская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, города Москва и Санкт-Петербург. На экспертизу заочного этапа было направлено около двухсот проектов, из которых было отобрано 57 лучших, которые были приглашены на финал Всероссийской акции «Я – гражданин России». Команды, ставшие участниками финала, прошли серьезный конкурсный отбор: стали победителями районных, городских, областных конкурсов социальных проектов и заочного этапа Всероссийской акции.

Из всех краев и областей

Ребята из школ, воспитанники учреждений дополнительного образования, молодежных общественных организаций подготовили проекты, направленные на решение острых, неотложных проблем местного сообщества. Условно их можно объединить в несколько тематических групп:

проблемы благоустройства и экологии;

проблемы школьной жизни;

решение актуальных социальных проблем;

вопросы патриотического воспитания и увековечения памяти земляков.

Финалистами VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» и участниками профильной смены во Всероссийском детском центре «Орленок» в августе 2006 г. стали команды:

средней школы №11 поселка Комсомольского г. Кизляра Республики Дагестан с проектом «Безработица и ее влияние на социальную среду в п. Комсомольском»,

Петровской средней школы г. Петрозаводска Республики Карелия с проектом «Школьное туристическое бюро «Илматар»,

Ики-Бурульской средней школы Республики Калмыкия с проектом «Приятного аппетита»,

большецарынской средней школы №2 Октябрьского района Республики Калмыкия с проектом «Омбудсмен детства»,

средней школы №19 г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл с проектом «Пешеходный переход – твоя безопасность»,

Улах-Анской средней школы Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) с проектом «Я – патриот родного края»,

станции юных натуралистов г. Моздока Республики Северная Осетия-Алания с проектом «Война – экологическое бедствие»,

Каратунской средней школы Апастовского района Республики Татарстан с проектом «Если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья»,

гимназии №56 г. Ижевска Республики Удмуртия с проектом «Ритмы сердца»,

Веселоярской средней школы Рубцовского района Алтайского края с проектом «Даешь каток!»,

детских творческих объединений «Академия экологии души» г. Геленджика Краснодарского края с проектом «Зимой мы учимся, а летом трудимся»,

академического колледжа ВГУЭС г. Владивостока с проектом «Детской библиотеке быть!»,

средней школы №28 г. Владивостока с проектом «Детский травматизм на дорогах, ведущих к школе»,

средней школы №5 с.Сергиевскоe Грачевского района Ставропольского края с проектом «Влияние сотового телефона на жизнь школьника»,

средней школы №4 п. Ванино Хабаровского края с проектом «Мы выбираем чистый поселок!»,

средней школы №35 г. Архангельска с проектом «Детский дом – дом здоровья»,

средней школы №12 г. Астрахани с проектом «Создание музея национальных культур»,

средней школы №65 г. Астрахани с проектом «Сотвори свое будущее»,

средней школы «Белогорский класс» г. Алексеевки Белгородской области с проектом «Издание газеты для подростков»,

молодежной организации «Лоск» Александровского района Владимирской области с проектом «Перед учителями в долгу»,

средней школы №1 р.п. Городище Волгоградской области с проектом «Молодежная газета Городищенского района»,

средней школы №134 г. Волгограда с проектом «13-й квартал, он такой один»,

гимназии №1 г. Волгограда с проектом «Создание сайта «Школа – правовое пространство»,

Гремячинской средней школы Сямженского района Вологодской области с проектом «Детская площадка»,

Центра детского творчества п. Грибановский Воронежской области с проектом «Дети – детям»,

туристско-краеведческого клуба «Юлит» п. Стрелица Семилукского района Воронежской области с проектом «Газета для поселка»,

средней школы №2 г. Кантемировки Воронежской области с проектом «Дорога, которую мы выбираем»,

Новоселковской средней школы Гаврилово-Посадского района Ивановской области с проектом «Село родное…»,

Буньковской средней школы Ивановской области с проектом «Чтобы помнили» (Сквер памяти),

Войловской средней школы Людиновского района Калужской области с проектом «Взойдет ли солнышко над «Солнышком»,

Дома детского творчества г. Вилючинска Камчатской области с проектом «Обустройство площадки для отдыха на сопке Заячьей»,

лицея №89 г. Кемерова с проектом «Нет – вандализму!»,

областного Дворца творчества детей и молодежи г. Костромы с проектом «Надежда России»,

гимназии №13 г. Магадана с проектом «Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана»,

Дворца творчества юных им. В.П.Чкалова г. Нижнего Новгорода с проектом «Вместе в будущее»,

Рагозинской средней школы Седельниковского района Омской области с проектом «Я и будущее моего района»,

Николаевской средней школы Сорочинского района Оренбургской области с проектом «Спортивное оборудование и инвентарь для сельской школы»,

Овсяниковской средней школы Орловского района Орловской области с проектом «RABIES – STOP» (решение проблемы профилактики бешенства),

Дома детского творчества г. Заречный Пензенской области с проектом «Школа активного гражданина»,

гимназии г. Опочки Псковской области с проектом «Есть в Опочке уголок…»,

Веселовской средней школы Веселовского района Ростовской области с проектом «Веселовский парк»,

Милославской средней школы Рязанской области с проектом «Информационно-профориентационный центр «Фортуна»,

средней школы №124 г. Самары с проектом «Труба зовет»,

Садгородской школы Кинель-Черкасского района Самарской области с проектом «Благоустройство зоны отдыха»,

областного многопрофильного лицея Самарской области с проектом «Самару, улицу, лицей преобразить – вот наша цель»,

Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова с проектом «Школа актива (волонтеров) как решение проблемы незанятости детей, проживающих в удаленных районах города»,

средней школы №11 г. Южно-Сахалинска «Самая первая»,

гимназии п. Ноглики Сахалинской области с проектом «Перекресток»,

Русскопотамской школы Ачитского района Свердловской области с проектом «Неблагоустроенное детство»,

Первомайской средней школы Томского района Томской области с проектом «Боль людская»,

Поросинской средней школы Томского района Томской области с проектом «Дополнительный рейс»,

Тумкинской средней школы Тереньгульского района Ульяновской области с проектом «Лесной дозор»,

средней школы №106 г. Челябинска с проектом «Студенческий день донора»,

средней школы №79 г. Санкт-Петербурга с проектом «Ленинградские дети»,

средней школы №1714 г. Москвы с проектом «Безопасная зона»,

Центра эстетического воспитания детей гимназии №1521 г. Москвы с проектом «Улица для человека».

Впервые в финале Всероссийской акции «Я – гражданин России» принимали участие представители Дагестана, Карелии, Северной Осетии-Алании, Удмуртии, Приморского и Хабаровского краев, Кемеровской, Магаданской, Омской, Рязанской областей.

Отрадно отметить, что в этом учебном году акция разворачивалась в условиях реализации программы «К демократическим ценностям – через гражданское образование», предполагающей активное внедрение в структуру учебно-воспитательного процесса социальных проектов школьников. В данной программе приняли участие 12 регионов России.

Доля образовательных учреждений, вовлеченных в социальное проектирование, от общего числа общеобразовательных учреждений региона составила:

в Алтайском крае – 15%,

в Астраханской области – 39%,

в Волгоградской области – 18%,

в Вологодской области – 34%,

в Воронежской области – 35%,

в Республике Калмыкия – 42%,

в Краснодарском крае – 19%,

в Пензенской области – 38%,

в Сахалинской области – 20%,

в Томской области – 15%,

в Ульяновской области – 38%,

в Челябинской области – 8%.

Представители власти

становятся партнерами

Отрадно отметить, что растет не только число участников акции, но внимание представителей местной власти, общественных организаций и фондов к тому, что делают подростки для своего социума.

Во время работы над проектами ребята встречались с руководителями администрации разного уровня, депутатами, проводили с их участием «круглые столы». Они были посвящены обсуждению достижений и проблем школьного социального проектирования, анализу результатов проектной деятельности и определению перспектив развития этой эффективной педагогической технологии, обеспечению участия команд в VI Всероссийской акции «Я – гражданин России».

На одной из таких встреч глава администрации Кантемировского городского поселения Воронежской области А.Гавриленко сказал: «У меня сложилось хорошее впечатление о современной молодежи, думающей о будущем России. Она идет не только в ногу со временем, но и опережает ритм страны. Для решения проблем, обозначенных в проектах, администрация готова оказать необходимую помощь, и тогда мы вместе сможем на нашей малой родине чувствовать себя подлинными гражданами России».

Финал VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» состоялся во Всероссийском детском центре «Орленок» с 10 по 31 августа 2006 года. Одновременно в «Орленке» проходил Всероссийский детский гражданский форум, в котором помимо финалистов данной акции участвовали победители Всероссийского конкурса моделей школьного самоуправления «Лидер-2006» и лучшие образцовые творческие коллективы, реализующие программу «Адрес детства – Россия». Форум предполагал активное взаимодействие школьников в этих трех группах, знакомство каждой из них с особенностями конкретной тематической смены.

Во время финала наиболее емким был смотр проектов школьных команд по четырем названным тематическим направлениям. Из их числа было выделено 12 наиболее полно отвечающих технологии социально-образовательного проекта «Гражданин». Нужно было определить лидеров социального проектирования России для выдвижения их на награждение премиями Президента РФ в рамках реализации национального проекта «Образование».

Авторитетное жюри в составе: И.Калиш, кандидата педагогических наук, заместителя начальника отдела воспитательной работы и спорта управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственного секретаря оргкомитета акции; В.Пахомова, кандидата исторических наук, руководителя Самарского регионального центра гражданского образования; А.Иоффе, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования; Л.Славкиной, методиста Научно-методического центра ВДЦ «Орленок», – назвало в качестве образцовых следующие проекты:

Направление «Школьные и молодежные проблемы».

1. «Омбудсмен детства» – Республика Калмыкия.

2. «Даешь каток!» – Алтайский край.

3. «Спортивное оборудование и инвентарь для сельской школы» – Оренбургская область.

Направление «Благоустройство и экология».

1. «Дорога, которую мы выбираем» – Воронежская область.

2. «Благоустройство зоны отдыха» – Самарская область.

3. «Детская площадка» – Вологодская область.

Направление «Социальные проблемы».

1. «Труба зовет» – г. Самара.

2. «Дополнительный рейс» – Томская область.

3. «Неблагоустроенное детство» – Свердловская область.

Направление «Патриотическое».

1. «Чтобы помнили» (Сквер памяти) – Ивановская область.

2. «Самая первая» – Сахалинская область.

3. «Создание музея национальных культур» – г. Астрахань.

Сотрудники Самарского регионального центра гражданского образования провели многоуровневый мониторинг определения школьников-лидеров, внесших наиболее весомый вклад в работу над проектом своей команды. Были проведены социологические опросы педагогов-координаторов школьных проектов, участников команд, членов жюри, воспитателей и вожатых «Орленка», позволившие объективно оценить вклад каждого финалиста в разработку и реализацию социальных проектов, их гражданские и лидерские качества.

В результате была определена группа детей, достойных поощрения за активную многоплановую деятельность по решению важных проблем на своих территориях:

1. Цагана Эльдеева – Республика Калмыкия.

2. Дмитрий Милошенко – Алтайский край.

3. Сергей Климачев – Оренбургская область.

1. Анна Гончарук-Иванова – Воронежская область.

2. Ксения Бабусенко – Самарская область.

3. Катя Уварова – Вологодская область.

1. Ксения Голобородько – г.Самара.

2. Полина Баклушина – Томская область.

3. Мария Шароглазова – Свердловская область.

1. Андрей Колосов – Ивановская область.

2. Ольга Чеховская – г. Южно-Сахалинск.

3. Татьяна Калистратова – г. Астрахань.

Важной вехой финала VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» стал парад проектов, который проходил 18 августа на сцене Дворца культуры и спорта ВДЦ «Орленок». Участникам и гостям финала были представлены четыре наиболее технологичных проекта – лидеры четырех тематических групп: 1) «Омбудсмен детства»; 2) «Дорога, которую мы выбираем»; 3) «Труба зовет»; 4) «Чтобы помнили».

«Дети не только будущее страны, но и ее настоящее», – считают участники команды «ЮнИОР» из Республики Калмыкия, представившие социальный проект «Омбудсмен детства». Самой актуальной проблемой его участники посчитали проблему защиты прав ребенка в Республике Калмыкия. Целью проекта стало введение в ней государственной должности уполномоченного по правам ребенка.

Работа над проектом осуществлялась по трем направлениям:

правовое просвещение детей и родителей;

социальное взаимодействие с органами государственной власти;

законотворческая инициатива – разработка законопроекта «Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия».

В результате участники проекта привлекли внимание общественности, органов государственной власти и местного самоуправления к проблеме. Им удалось добиться того, что Народный Хурал принял Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия». И в статью 3 подпункта 2 пункта 1 внесено следующее дополнение: «Уполномоченный по собственной инициативе выявляет и расследует случаи грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, либо отдельные случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, если они связаны с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты». Также по предложению школьников закон дополнен статьей 23, состоящей из 4 пунктов, в которых изложены принципы правового и гражданского воспитания детей и молодежи.

Таким образом, ребята из Калмыкии на деле доказали, что любой гражданин России может выступить с законодательной инициативой, которая не останется без внимания. Уполномоченный по правам человека республики Владислав Сависько выступил в Народном Хурале и предложил: «Учитывая важность проблемы защиты детства, объявить в Республике Калмыкия 2007 год – Годом прав детей».

Учащиеся Кантемировской школы №2 Воронежской области, проведя социологический опрос школьников об актуальных проблемах своего поселка, остановились на идее восстановления в микрорайоне, в котором проживает более 2 тысяч человек, тротуара по улице Шевченко. Наличие в округе крупных учреждений и предприятий: таможни, пограничной службы, лесхоза, электросети, колхоза «Кантемировец», ООО «Продвижение» приводит к огромному потоку большегрузного транспорта на данном участке дороги. По ней ежедневно проезжают сотни автомобилей.

Маневрируя между машинами, половина учащихся школы №2 поселка Кантемировка идет по опасному участку дороги протяженностью около полукилометра. Таким образом, половина школьного коллектива детей и учителей по меньшей мере два раза в день подвержена опасности – попасть в дорожно-транспортное происшествие. Опасной дорогу в школу делает то, что тротуар по улице, построенный более 30 лет назад, находится в плачевном состоянии. Поверхность его на 80 процентов повреждена или полностью отсутствует.

Группа аналитиков просчитала количество автомобилей, проезжающих по дороге в школу. Цифры впечатляющие – за 1 час (с 7 часов до 8 часов утра) проезжает 240 машин, а мимо них, маневрируя, идут дети в школу. Определив проблему проекта, подростки исследовали состояние безопасности учащихся по дороге в школу. Опросили жителей микрорайона, работников таможенного поста. Получили консультации специалистов ГИБДД.

Проектная группа наметила конкретные виды деятельности: расчистить зону тротуара от деревьев и кустарников, освободить остатки тротуара от бытового мусора, восстановить тротуар по ул. Шевченко до здания школы.

Для его восстановления ученики обратились к депутату Совета Кантемировского городского поселения с просьбой инициировать на сессии народных представителей вопрос о включении в план благоустройства поселка предложений участников проекта. Глава Кантемировского городского поселения, рассмотрев обращение учащихся Кантемировской школы №2 с просьбой поддержать их инициативу и социальный проект «Дорога, которую мы выбираем», постановил: включить в план работ по благоустройству поселка ремонт пешеходного тротуара; с помощью архитектурной группы разработать смету на производство работ по ремонту пешеходного тротуара; предусмотреть в районе школы установку дорожных знаков и устройство «лежачего полицейского» согласно правилам дорожного движения.

Владимир ПАХОМОВ, кандидат исторических наук, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования; Татьяна КОБЕЛЕВА, кандидат педагогических наук, методист центра

Окончание следует

Полосы подготовили Ирина ДИМОВА, Маргарита Курганова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту