Заваленный плохими стихами, Твардовский никому и никогда не советовал бросить писать. Вовсе не из деликатности. Просто он был умным человеком и понимал, с какой огромной силой способно воздействовать слово на человеческую душу. Пусть сбивается ритм, “хромает” рифма. Все равно нужно писать ≈ не для того, чтобы публиковаться, а чтобы разобраться в себе. Такова была главная мысль, которую высказывал поэт в ответных письмах.
Она справедлива для любого вида искусства. Ибо среди того, что отличает человека от животного, не последнее место занимает творчество.
Развитие эстетического вкуса требует времени и целенаправленных занятий. Оно невозможно без продуманных программ. Одно время у нас их утверждали даже директора школ, зачастую неспециалисты. Первый конкурс авторских образовательных программ для системы дополнительного образования, объявленный министерством несколько лет назад, показал, что уровень многих из них был очень примитивен. А последний конкурс (четвертый) доказывает, что рекомендации и семинары, творческий поиск самих учителей не прошли даром. Программы четвертого конкурса по сравнению с первым ≈ небо и земля.
Изменился подход к их разработке. Прежде больше внимания уделяли технологии: как правильно в таком-то танце поставить ногу, как верно держать руку. Сегодня на первое место вышел образовательный аспект. Разработчики программ драмкружка, например, предусматривают не только постижение актерского мастерства, но изучение истории театра, вообще искусства. Смысл программ – научить ребенка языку жанра, языку искусства. Главное, чтобы он понял: искусство служит для саморазвития, а не для приятного времяпрепровождения.
Особенность нынешних программ ≈ вариативность. Они могут быть рассчитаны на разные сроки, даже до десяти лет. Некоторые предусматривают индивидуальные планы для одаренных детей, ведь с ними нужно работать иначе, чем с обычными учениками.
В современном художественном образовании наряду с музыкой, хореографией, театром большое внимание уделяется фольклору. Наверное, это можно объяснить возросшим интересом к национальным истокам. Привлекает и то, что в народном искусстве не может быть вранья, которого слишком много вокруг. Большой плюс работы в фольклорном коллективе состоит в том, что он дает возможность для научной работы. Имеется в виду собирание песен. В экспедициях приобретается опыт по их систематизации, анализу, но самое главное ≈ опыт общения. Ведь в деревне не сфальшивишь. Никакая бабушка из вежливости слушать вас не будет. Она должна увидеть, что ее уважают.
Как отмечает советник отдела внеучебной деятельности и развития дополнительного образования Министерства образования Наталья Кучер, в последние годы складываются хорошие отношения между учреждениями образования и культуры: музеями, например.
– Они допускают детей к работе с фондами. Мы приветствуем, если школа создает свой музей. Ведь здесь развиваются эстетический вкус, навыки научной работы, умение работать с архивами, коммуникабельность. Однако как ни покажется это странным, но детское творчество пока никто не изучает. Какие тенденции наметились в хоровом искусстве, в школьных театрах, в детской живописи? Я уверена, что все это заслуживает такого же внимания, как и “взрослое” творчество.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии