На мой вопрос, что такое федеральный комплект учебников (ФКУ), заместитель министра образования Елена Чепурных ответила исчерпывающе: “Федерального комплекта учебников не существует вообще”. Отсутствие федерального комплекта, однако, не означало отсутствия проблемы по этому вопросу.
Надо четко различать федеральный комплект и федеральный перечень. Решение о создании федерального комплекта было принято в 1994 году. В то время на рынок стали выбрасываться учебники, не прошедшие никакой экспертизы. Федеральный перечень должен был служить преградой слабым по содержанию учебникам. ФКУ был создан как своего рода прообраз федерального стандарта образования. Разработку ФКУ определяли две задачи.
Во-первых, четкое определение набора вариативных федеральных учебников, за содержание которых несет ответственность государство.
Во-вторых, обоснование позиции, согласно которой именно Федерация должна оплачивать за ФКУ, а не регионы.
К сожалению, уже в 1996-1998 г. ФКУ стал размываться, расти и превратился в федеральный перечень учебников, увы, “перечень без границ”. Но федеральный перечень быстро разросся, сначала было 200 книг, потом 400, сейчас их 1400. Возник вопрос о том, чтобы привести федеральный перечень в нормативный документ, у которого было бы определенное строение. Из 1400 изданий только 5% имеют гриф “Рекомендовано”. Кроме учебников, в федеральный перечень входят задачники, хрестоматии, пособия, то есть весь шлейф, который сопровождает учебники. И, может быть, от этого создается определенная неразбериха.
– Какие основные проблемы возникли с федеральным перечнем?
– Рабочая группа под руководством Олега Лебедева провела анализ и выработала критерии для учебников, входящих в федеральный перечень. Решено было, не исключая системы вариативности образования, оставить все, что способствует развитию ребенка, но в то же время дать достаточно четкие ориентиры учителям.
Были выявлены следующие основные проблемы.
Практически ни одно издание не проходило апробацию в течение последних 7 лет, потому что у нас не было положения об апробации.
Мы не стимулировали издательства двигаться от грифа “Допущено” к грифу “Рекомендовано”. В федеральный перечень попадали учебники и с тем, и с другим грифом.
– Будет ли сокращено количество учебников по каждому предмету?
– Если мы оставим в федеральном перечне только учебники, рабочие тетради и прописи для начальной школы и в качестве критерия выдвинем соответствие учебника федеральному компоненту плана, то мы сократим федеральный перечень на 55%.
– Критерии выбора учебника достаточно четко определены?
– Мы пока вносим свои предложения для концептуального обсуждения. Критерии следующие:
1) наличие предметно-методического комплекса как целостной системы, отражающей предметную образовательную область,
2) завершенность предметной линии,
3) соответствие федеральному стандарту общего образования,
4) гриф “Рекомендовано” Министерства образования.
Наличия этих 4 критериев вполне достаточно как для попадания в федеральный перечень, так и для защиты школы от недобросовестных учебников.
– Только издательства могут подавать заявки на издание учебников?
– Нет, могут и авторы. Мы предполагаем, что будут создаваться также учебники по заказу Минобразования. Будет проводиться конкурс, как, например, сейчас по учебнику истории.
Одномоментно с экспертизой рукописи мы проведем конкурс издательств. Для них существуют достаточно жесткие и проработанные критерии.
– Часто слышны упреки в том, что Федеральный экспертный совет (ФЭС) пропускал те учебники, которые писали сами члены совета.
– В предметных секциях ФЭС уже сегодня нет авторов учебников. Если представитель секции написал учебник, то он автоматически исключается из нее. Но, на мой взгляд, проблема в другом – надо изменить идеологию работы ФЭС и издательств. Сейчас ФЭС – это определенная преграда на пути продвижения издательствами своих учебников. Если мы предполагаем, что работающие в издательствах хотят, как и работающие в министерстве и в ФЭС, чтобы у детей было больше учебников хороших и разных, то вопрос стоит в первую очередь о конструктивной совместной работе и доработке учебников. Если мы примем эту точку зрения (вопрос будет обсуждаться 12 октября на заседании коллегии Минобразования), то изменится вся стратегия деятельности ФЭС по различным предметным образовательным областям и должны будут измениться и сами секции.
Во-первых, мы хотим создать федеральный банк экспертов, состоящий из людей, способных провести экспертизу. Это могут быть люди, рекомендованные российскими академиями, вузами, институтами повышения квалификации. Это могут быть и учителя, лауреаты конкурса “Учитель года”. Не каждый талантливый человек может работать экспертом. Даже на критика учат в Литературном институте, и перед нами стоит задача подготовки экспертов.
Во-вторых, экспертиза учебников должна стать действительно общественной. К концу этого года будет создано 20 специальных центров по поддержке системы учебного книгоиздания, и мы привлечем эти центры к совместной работе с учителями-предметниками по экспертизе рукописи на этапе получения грифа “Допущено”.
Перед тем как сделать оригинал-макет, издательство получит научную экспертизу и экспертизу учителей-предметников с предложениями по доработкам рукописи. После доработки издательство представит оригинал-макет для заключения на соответствие этого учебника санитарно-гигиеническим нормам. И уж затем предметная секция ФЭС даст заключение на проведение апробации. Будут определены не более 5 школ, выпущен учебник тиражом не более 1000 экземпляров, и члены предметной секции совместно с учителями-методистами изучат воздействие учебника на детей. Для проведения этой работы планируется привлечение школ, которые имеют статус федеральных экспериментальных площадок. И только после апробации и исправления всех замечаний книга сможет получить гриф “Рекомендовано”.
– Какую ответственность будет нести ФЭС? Ведь в прошлом, как известно, пропускалось достаточно много учебников с ошибками.
– Во-первых, мы хотим сделать фамилии экспертов открытыми, а не анонимными. Чтобы человек понимал, что его фамилию узнают все. Перед экспертизой он не будет известен, чтобы исключить давление на него авторов и издательств. Но после экспертного заключения его имя раскроют.
Во-вторых, мы планируем прописать процедуру отвода экспертов со стороны издательства. Но так, чтобы это происходило не после написанной отрицательной рецензии. Для этого мы хотим воспользоваться практикой отвода судей. Если все же пройдет учебник с грубейшими ошибками, то за министром образования будет стоять право распустить предметную секцию ФЭС.
– Насколько зависим Федеральный экспертный совет от министерства?
– ФЭС – это общественная структура со своим аппаратом. Но мы хотим придать определенный статус Федеральному экспертному совету, может быть, на уровне ВАК. Но ФЭС все равно останется общественной структурой, и его решения будут утверждаться Министерством образования.
– Будут ли совместно с разработкой новых учебников дорабатываться старые?
– Сейчас идет эксперимент по усовершенствованию структуры образования. В запасе у нас два года для введения полного федерального перечня. За это время мы должны собрать все учебники, которые есть, а многие из них действительно хорошие, структурировать, доработать их и согласно новым требованиям представить на гриф “Рекомендовано”. За два года мы проведем эту работу. Параллельно будут создаваться новые учебники.
– Как будут обеспечены учебными пособиями школы, участвующие в эксперименте по 12-летке?
– В каждом регионе страны 10% школ переведут на 12-летку. Добавим к ним и экспериментальные школы РАО. В этом году по экспериментальной программе учатся первый и десятый классы. Все школы мы обеспечиваем учебной литературой по их заявкам. Сейчас идет подготовка по изменению содержания учебников для 2-го и 11-го классов. По договоренности с регионами мы на себя берем обеспеченность учебниками.
– Что происходит сейчас с электронными учебниками?
– Мы проанализировали все зарегистрированные электронные издания, которые могли иметь хоть какое-то отношение к школьной программе. Всего их оказалось около 400. Из них выбрали приблизительно 100, имеющих отношение к учебным программам. Затем отобрали 40, отвечающих нашим критериям, и после этого электронные учебники прошли экспертизу в ФЭС. Из 40 учебников было отобрано 24, которые могли бы быть направлены уже в этом году в школы. Это физика, алгебра, энциклопедия музыкальной культуры, русский музей, литература и др.
Сейчас мы разрабатываем и, думаю, 1 ноября объявим конкурс на новое поколение электронных учебных изданий. Прежде всего это должны быть практикумы или виртуальные лаборатории по физике, химии, биологии. Это одна из подпрограмм Федеральной программы единой информационной образовательной системы.
– Вы сотрудничаете с Федерацией Интернет Образования (ФИО)?
– Вскоре начнется большой проект, который называется “Общественные рейтинги в учебных электронных изданиях”. У нас сейчас идут согласования по работе, потому что ФИО больше уделяла внимание материалам Сети. Мы же интересуемся еще и тем, что находится на различных электронных носителях (дискетах, CD-дисках и т. п.). Все этапы работы обговорены, и скорее всего они войдут отдельным блоком в Федеральную программу развития образования. Центры интернет-образования могли бы помочь нам в проведении общественной оценки учебных изданий. Через центры, где будет проходить единый государственный экзамен, мы хотели бы проследить зависимость успеваемости от того, какими учебниками пользовались ученики. С этим рейтингом нельзя будет не считаться.
– Электронные учебные пособия будут сильно отличаться от учебников на бумажных носителях?
– Нам не нужна электронная версия бумажного учебника. Я считаю, это принципиально. Переводить на CD-диск учебник безнравственно и бессмысленно.
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии