Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнительные возможности. Рекомендации по использованию ИКТ учителем-предметником

Учительская газета, №39 от 23 сентября 2008. Читать номер
Автор:

Применение новых технологий на этапе усвоения новых знаний и способов действий

на этапе закрепления знаний и способов действий на этапе обобщения и систематизации знаний на этапе контроля и самопроверки знаний на этапе подведения итогов занятия

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Показатели реального результата решения задачи: активные действия учеников с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Использование наглядности обеспечивает лучшее восприятие учебного материала. Для большей эффективности применения ИКТ на этом этапе учитель не должен использовать только объяснительно-иллюстративный метод, при котором учебный материал распределяется по слайдам. Благодаря новым технологиям можно создавать собственные модели проблемных ситуаций и различных процессов, которые способствуют рассмотрению связей и отношений в объекте изучения.

Для создания качественной презентации необходимо придерживаться четырех принципов построения презентации: Зачем? – Что? – Как? – Что дальше? (Рис. 1.)

Нужно определить:

1. Зачем эта презентация учителю и ученику?

2. Что разместить на слайдах?

3. Как представить информацию на слайде?

4. Что дальше делать с полученной информацией?

Пример структуры презентации для объяснения нового материала изображен в таблице 1.

Данную структуру можно менять в зависимости от того, какие методы и приемы будет использовать учитель при объяснении нового материала.

Примечание: для лучшего восприятия информации необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации для оформления слайдов

1. Один слайд – одна идея.

2. Один текстовый слайд – максимум семь строк.

3. Читаемость и читабельность.

4. Самообъясняемость слайдов.

5. Минимум слайдов, максимум смысла.

6. Единый стиль оформления.

7. Диаграммы для данных и таблиц.

8. Рисунки для абстрактных понятий.

9. Анимация и эффекты – только к месту.

Рекомендации для демонстрации слайдов

1. Проверьте оборудование и освещение заранее.

2. Сделайте тренировочный прогон и посчитайте время.

3. Займите такое положение относительно экрана, чтобы не загораживать его во время использования.

4. Удостоверьтесь, что всем видно изображение.

5. Не отворачивайтесь от аудитории чаще, чем нужно.

6. Сначала логический переход (словами), затем смена слайда.

7. Сами меняйте слайды, если это возможно.

8. Не демонстрируйте слайд без пояснений.

9. Поэтапно объясните каждый слайд:

элементы;

обозначения;

выводы.

Использование ИКТ

на этапе первичной проверки понимания

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Показатели реального результата решения задачи: усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у школьников.

Примеры проведения первичной проверки понимания

Опорный конспект

Во время использования презентации для объяснения нового материала в целях экономии времени, повышения активности учеников и первичной проверки понимания можно разработать опорный конспект, который следует раздать им в распечатанном виде с заданиями:

на заполнение пропусков;

на выделение существенных признаков изучаемых объектов, понятий;

на заполнение схем, таблиц;

на составление (исправление) последовательности действий;

на сопоставление;

на формулирование выводов и так далее.

Тестовые задания

Если объем нового материала небольшой, то первичную проверку понимания можно проводить и после его изложения с помощью тестовых заданий, размещаемых на слайдах. При этом можно использовать фронтальную, индивидуальную, парную, групповую формы работы и организовать само- или взаимопроверку*.

При использовании тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа можно применить тестовую презентацию с гиперссылками. Подобная презентация позволяет организовать переходы между слайдами таким образом, что переход на следующий вопрос станет возможным только при выборе правильного варианта ответа.

Схемы тестовых презентаций

Схема 1: обратите внимание на то, что подчеркиванием указаны объекты (текст, рисунки), на которые настроены гиперссылки, стрелками (®) указано направление перехода при нажатии на гиперссылку. Стрелки на слайде – это управляющие кнопки (отсыл на предыдущий и следующий слайд).

Схема 2: в отличие от предыдущей здесь на слайде с сообщением «Вы ответили неправильно» используется кнопка возврата на последний показанный слайд. Таким образом достигается сокращение количества слайдов в презентации.

Схема 3: при ее реализации для каждого номера вопроса настраивается гиперссылка на слайд с формулировкой вопроса. Слайд с сообщением «Вы ответили неправильно» – общий для всех формулировок вопросов, так как используется кнопка возврата на последний показанный слайд. Слайд с сообщением «Молодец!!!» также общий для всех вопросов, так как на нем организована ссылка на слайд со списком вопросов.

Использование ИКТ на этапе закрепления знаний и способов действий

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Для закрепления знаний и способов действий ИКТ предоставляют учителю целый набор возможностей, чтобы создавать дидактический материал с дифференциацией заданий, а также использовать обучающие программы по своему предмету.

Примерная структура печатных дидактических материалов

Выбирая составляющие предложенной структуры, вы сможете формировать тот дидактический материал, который вам необходим (табл. 2).

С целью экономии бумаги при выводе дидактических материалов на печать можно придерживаться следующих рекомендаций:

формат бумаги – А4;

все поля по 1 см;

ориентация: альбомная (книжная) в зависимости от выбранной схемы;

2 колонки, расстояние между колонками 2 см;

текст карточки отформатирован;

выполнено копирование материала с оптимальным использованием пространства листа.

Варианты оформления дидактических материалов для печати представлены на схеме 4.

Если урок вы проводите в компьютерном классе, то имеет смысл применить электронные дидактические материалы, которые позволят сэкономить время на уроке, выполнить автоматическую обработку результатов, использовать компьютерное моделирование (виртуальные лаборатории, программы, моделирующие различные ситуации, процессы, системы), а при наличии цифровых лабораторий выполнять с их помощью лабораторные работы.

Исходя из технических средств и целей урока, вы сами определите целесообразность использования печатных или электронных дидактических материалов. В таблице 3 приведено сравнение некоторых видов дидактических материалов в печатном и электронном виде.

Использование ИКТ на этапе обобщения и систематизации знаний

Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Показатели реального результата решения задачи: активная продуктивная деятельность учеников по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

ИКТ помогут в создании и систематизации карточек-заданий, презентаций для проведения урока-обобщения, конкурсов, викторин, игр. Кроме того, можно использовать программы, моделирующие различные процессы и системы.

Пример структуры презентации для обобщения и систематизации знаний

Целесообразно использовать такую презентацию в сочетании с карточками-заданиями, которые позволят активизировать деятельность учащихся на уроке (табл. 4).

Использование ИКТ на этапе контроля и самопроверки знаний

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Показатели реального результата решения задачи: получение достоверной информации о достижении всеми учениками планируемых результатов.

Как правило, для решения этой задачи учитель с помощью ИКТ разрабатывает контрольную работу, которую использует в печатном виде. Использование такого дидактического материала обеспечивает проведение работы над ошибками и коррекцию знаний.

Преимущество электронного тестирования заключается в быстроте обработки результатов. При наличии сети и настройки сетевого администрирования тестовой среды появляется возможность формирования базы данных по результатам тестирования и проведения мониторинга.

При отсутствии тестовой среды тесты с автоматической обработкой результата можно создавать средствами табличного процессора. Основные способы ввода информации для обработки результатов теста следующие:

ввод ответа с клавиатуры – позволяет реализовать практически любой тип тестового задания (с одним, несколькими вариантами ответа, указание последовательности действий, ввод результата вычислений и так далее);

выбор ответа из раскрывающего списка – позволяет реализовать тип тестового задания с одним вариантом ответа и на сопоставление, а также сократить время на ввод данных.

В таблице 5 приведен пример структуры теста с автоматической обработкой результата, созданного средствами табличного процессора.

Используя структуру теста с автоматической обработкой результата, созданного средствами табличного процессора, для организации самопроверки знаний учащихся, можно разработать кроссворд с автоматической обработкой результатов.

На схеме 5 показан процесс автоматической обработки данных в кроссворде, созданном средствами табличного процессора.

Использование ИКТ на этапе подведения итогов занятия

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Показатели реального результата решения задачи: адекватность самооценки ученика и сравнение ее с оценкой учителя. Получение школьниками информации о реальных результатах обучения.

Для демонстрации критериев оценивания работы на уроке и представления перспектив последующей работы можно использовать презентацию. Если используется накопительная балловая система оценивания на уроке, то можно подготовить средствами Excel таблицу результатов с автоматическим определением оценки для каждого ученика или группы.

ИКТ на этапе информации о домашнем задании

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Показатели реального результата решения задачи: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учениками в соответствии с актуальным уровнем их развития.

На слайд презентации можно вынести формулировку домашнего задания, инструкцию по его выполнению, а если это творческое или нестандартное задание, то привести примеры его выполнения.

Алена МИХАЙЛОВА, методист по ИКТ Центра развития образования,

Нижневартовск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту