search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования
0

Дополнительное – значит важное

​Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в действие с 1 сентября 2013 года, для системы дополнительного образования детей означает вступление в исторический этап развития. Содержательные аспекты дополнительного образования детей раскрываются в разных главах и статьях ФЗ, дают новые перспективы и точки роста. Каковы же основные законодательные векторы дополнительного образования детей?

Цели дополнительного образования детейВ Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1 ст. 2). Дополнительное образование занимает важное место в структуре системы образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (гл. 2 ст. 10). Закон определяет цели дополнительного образования детей и взрослых:- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; – укрепление здоровья и организацию их свободного времени. Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10  ст. 75). В законе есть два ключевых момента: дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования; в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2 ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Отсутствие требований к итоговой аттестации в системе дополнительного образования остро обозначает проблему обеспечения образовательных достижений обучающихся, обеспечения динамики индивидуальной успешности и позитивной социализации каждого обучающегося, трансляцию инновационных педагогических практик в области образовательных воспитательных технологий, обеспечивающих образовательные результаты. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Обучающиеся в системе дополнительного образования детей и взрослых – дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане без ограничений в возрасте. Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.Дополнительные образовательные программыВ законе определено: к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (гл. 2 ст. 12). В соответствии с этим положением в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования – дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ, сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл.10, ст. 75).Образовательные организации дополнительного образованияУчреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым законом определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Закон определяет, что организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В соответствии с законом дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы) (гл. 2 ст. 23).В действующем Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. №504, зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2012 г.) определены виды образовательных учреждений дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детства и юношества, станции юных натуралистов, детская экологическая (эколого-биологическая) станция, в которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области могут реализовываться в области искусств и спорта в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств); специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; детско-юношеских спортивных школах в соответствии с особенностями реализации программ и требованиями к ним, раскрытых в ФЗ. В настоящее время должны разрабатываться обеспечивающие нормативные акты.Дополнительные программы в области искусства и спортаВ соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта включены в систему непрерывного образования на принципах непрерывности и преемственности этапов профессионального становления личности (гл. 11 ст. 83, 84).Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования. Законом определено, что утверждение перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств осуществляет Министерство культуры РФ.Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают:1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам в соответствии с нормативными актами соответствующих министерств: культуры, спорта, образования и науки РФ. Эти федеральные государственные требования в области физической культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора на основе выявления индивидуальных способностей и физических данных. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются нормативными актами Министерства культуры, Министерства спорта и Министерства образования и науки РФ. Проекты нормативных актов в настоящее время должны быть в разработке.Перечень типов образовательных организаций, в которых могут реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств:    в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);    в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;    в образовательных организациях высшего образования. В соответствии с гл. 6 ст. 60 ФЗ «Об образовании» выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.Дополнительное образование в кадетских школахВ законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях (гл. 11 ст. 86). В законе обозначены общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «кадетская школа», в которых образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.Сетевая форма реализации дополнительных программНовый закон определил сетевую форму реализации образовательных программ, которая распространяется и на дополнительные образовательные программы. Сетевая форма согласно ФЗ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ могут участвовать научные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, искусства и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренного соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (гл. 2 ст. 15). Отталкиваясь от направленностей дополнительных образовательных программ, можно спрогнозировать новые образовательные сети: научно-технические, физкультурно-спортивные, спортивно-технические, культурологические, эколого-биологические, художественно-эстетические и другие, в которые могут войти научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, учреждения спорта и физической культуры, ландшафтные парки и иные организации. Для включения в сетевую форму у образовательной организации дополнительного образования должны быть концепция и программа развития, высокая мотивация к разработке и развитию программ, ориентированных на современные образовательные потребности, ведь сетевая форма должна осуществляться на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов социального партнерства и сотрудничества.Лариса ЛЬВОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте