Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в действие с 1 сентября 2013 года, для системы дополнительного образования детей означает вступление в исторический этап развития. Содержательные аспекты дополнительного образования детей раскрываются в разных главах и статьях ФЗ, дают новые перспективы и точки роста. Каковы же основные законодательные векторы дополнительного образования детей?
Цели дополнительного образования детейВ Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1 ст. 2). Дополнительное образование занимает важное место в структуре системы образования в РФ и включает в себя подвиды: дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование (гл. 2 ст. 10). Закон определяет цели дополнительного образования детей и взрослых:- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; – укрепление здоровья и организацию их свободного времени. Дополнительное образование должно решать задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей, реализации программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (гл. 10 ст. 75). В законе есть два ключевых момента: дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования; в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2 ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Отсутствие требований к итоговой аттестации в системе дополнительного образования остро обозначает проблему обеспечения образовательных достижений обучающихся, обеспечения динамики индивидуальной успешности и позитивной социализации каждого обучающегося, трансляцию инновационных педагогических практик в области образовательных воспитательных технологий, обеспечивающих образовательные результаты. Подвид «дополнительное образование детей и взрослых» указывает на то, что дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни, раздвигает границы возможностей дополнительного образования и снимает возрастные ограничения для обучающихся. Обучающиеся в системе дополнительного образования детей и взрослых – дети в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане без ограничений в возрасте. Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых.Дополнительные образовательные программыВ законе определено: к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (гл. 2 ст. 12). В соответствии с этим положением в системе дополнительного образования детей и взрослых реализуются дополнительные общеобразовательные программы, в системе дополнительного профессионального образования – дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и предпрофессиональных программ, сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл.10, ст. 75).Образовательные организации дополнительного образованияУчреждение дополнительного образования детей в соответствии с новым законом определяется как образовательная организация дополнительного образования. Закон устанавливает типы образовательных организаций, реализующие дополнительные образовательные программы, среди которых образовательная организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Закон определяет, что организации дополнительного образования также могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В соответствии с законом дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в дошкольных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие программы), в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы) (гл. 2 ст. 23).В действующем Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. №504, зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2012 г.) определены виды образовательных учреждений дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, детства и юношества, станции юных натуралистов, детская экологическая (эколого-биологическая) станция, в которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области могут реализовываться в области искусств и спорта в детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств); специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; детско-юношеских спортивных школах в соответствии с особенностями реализации программ и требованиями к ним, раскрытых в ФЗ. В настоящее время должны разрабатываться обеспечивающие нормативные акты.Дополнительные программы в области искусства и спортаВ соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» дополнительные общеобразовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта включены в систему непрерывного образования на принципах непрерывности и преемственности этапов профессионального становления личности (гл. 11 ст. 83, 84).Закон устанавливает, что в области искусств, физической культуры и спорта реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их образования, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования. Законом определено, что утверждение перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств осуществляет Министерство культуры РФ.Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают:1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.Законом устанавливаются федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам в соответствии с нормативными актами соответствующих министерств: культуры, спорта, образования и науки РФ. Эти федеральные государственные требования в области физической культуры и спорта должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора на основе выявления индивидуальных способностей и физических данных. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются нормативными актами Министерства культуры, Министерства спорта и Министерства образования и науки РФ. Проекты нормативных актов в настоящее время должны быть в разработке.Перечень типов образовательных организаций, в которых могут реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств: в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств); в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; в образовательных организациях высшего образования. В соответствии с гл. 6 ст. 60 ФЗ «Об образовании» выдаются документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.Дополнительное образование в кадетских школахВ законе установлен порядок обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях (гл. 11 ст. 86). В законе обозначены общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «кадетская школа», в которых образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.Сетевая форма реализации дополнительных программНовый закон определил сетевую форму реализации образовательных программ, которая распространяется и на дополнительные образовательные программы. Сетевая форма согласно ФЗ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ могут участвовать научные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, искусства и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренного соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (гл. 2 ст. 15). Отталкиваясь от направленностей дополнительных образовательных программ, можно спрогнозировать новые образовательные сети: научно-технические, физкультурно-спортивные, спортивно-технические, культурологические, эколого-биологические, художественно-эстетические и другие, в которые могут войти научно-производственные объединения, театры, библиотеки, музеи, учреждения спорта и физической культуры, ландшафтные парки и иные организации. Для включения в сетевую форму у образовательной организации дополнительного образования должны быть концепция и программа развития, высокая мотивация к разработке и развитию программ, ориентированных на современные образовательные потребности, ведь сетевая форма должна осуществляться на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов социального партнерства и сотрудничества.Лариса ЛЬВОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии