Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнительное – значит нужное

УГ - Москва, №44 от 2 ноября 2010. Читать номер
Автор:

Многолетние исследования, проводимые на плановой основе МИОО в сфере дополнительного образования детей, позволяют утверждать, что этот компонент российской образовательной системы, по сути, стал состоявшимся правовым прецедентом системной инновации в образовании.

Галина БУДАНОВА, проректор МИОО:В региональной системе дополнительного образования детей сформирован инновационный потенциал, осмысление которого может позволить оформить модельную схему обеспечения успешности модернизации общего образования в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа».Принятая Президентом РФ Дмитрием Медведевым в феврале 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет стратегию развития общего образования на новом этапе модернизации российского образования. К числу основных направлений этого процесса отнесены:    Переход на новые образовательные стандарты.    Развитие системы поддержки талантливых детей.    Совершенствование учительского корпуса.    Изменение школьной инфраструктуры.    Сохранение и укрепление здоровья школьников.    Расширение самостоятельности школьников.Несложно заметить преемственность обозначенных образовательной инициативой «Наша новая школа» перспектив с задачами модернизации, проводимой на основе Концепции модернизации российского образования, принятой в 2001 году.В 2006 году Государственный совет Российской Федерации рассмотрел вопрос о развитии образования в Российской Федерации и зафиксировал в докладе «От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособности России», что: «Запланированные к выполнению на первом этапе меры не удалось реализовать в полном объеме». К числу основных причин этого было отнесено то, что:    Воплощение реализуемых приоритетов чаще всего не оценивалось с позиций социально-экономической эффективности образования.    Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов.    При всей масштабности проводимых экспериментов изменения не затронули основной массы работников системы образования, в связи с чем для многих из них модернизация не стала актуальной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом что повседневные проблемы образования решались медленно.    Не удалось обеспечить необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом.Обратив внимание органов управления образованием федерального и регионального уровней на сделанные выводы, Государственный совет Российской Федерации подтвердил установленные ранее сроки завершения процесса реализации концепции модернизации национальной образовательной системы и поставил новые цели, основным результатом достижения которых должен стать выход образования на новый уровень инновационного развития.Принятые Госсоветом решения составили основу Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), направленного на оформление инновационного сектора российского образования.Первые результаты его реализации были обобщены в 2007 году Советом по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Подводя итоги состоявшегося обсуждения, тогдашний Президент России Владимир Путин поручил оформить современную модель образования.Содержание этого поручения было зафиксировано в следующих пяти пунктах:    разработка образовательных стандартов, направленных на получение обучающимися соответствующего объема знаний и умение их применять;    внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы экспертного и общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и профессиональных ассоциаций);    создание при участии объединений работодателей и профессиональных ассоциаций эффективной системы непрерывного образования и повышения профессиональной квалификации в соответствии с требованиями современного рынка труда;    создание условий для академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава;    оценка качества образовательных услуг, оказываемых инновационными образовательными учреждениями, получившими государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование».Это поручение было дополнено в феврале 2008 года на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления идеей формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики.К разработке были предложены проблемы:- финансирования образовательных учреждений всех типов и видов, включая учреждения дошкольного и дополнительного образования детей;- поддержки талантливой молодежи;- научно-методического сопровождения процесса реализации инновационных образовательных программ, отбираемых на конкурсной основе в рамках интеграции образования, науки и производства;- дополнительного профессионального образования (профессионального образования взрослых).Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований принять меры для развития территориальной образовательной среды, включая укрепление материально-технической базы учреждений дошкольного и дополнительного образования детей.Приступив к исполнению обязанностей Президента РФ, Дмитрий Медведев подтвердил курс на приведение национальной образовательной системы в соответствие с новыми обстоятельствами жизнедеятельности Человека и дополнил ранее оформленные поручения новыми.В принятый 3 декабря 2008 года Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года был включен пункт, согласно которому должна была быть разработана национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».В январе 2010 года Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов заслушал министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко об итогах реализации принятой в 2001 году Концепции модернизации образования и первоочередных мерах по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В выступлении Андрея Фурсенко было обозначено, что в ближайшей перспективе Россия должна располагать новой школой, способной обеспечить современное качество общего образования за счет:    реализации содержания общего образования, обновленного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в логике целевой установки на развитие творческой индивидуальности личности как основы подготовки детей школьного возраста к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;    создания в каждой школе условий, учиться в которых увлекательно и интересно, есть время для самоподготовки, удовлетворения и развития познавательных интересов, занятий спортом, сохранения и укрепления здоровья;    создания разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, профессиональной поддержки инициативы и самостоятельности.Несложно заметить, что находящаяся в отношениях преемственности с концепцией модернизации российского образования национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» сориентирована на создание условий для развития творческой индивидуальности человека в школьном возрасте, то есть на привнесение в школу ценностной ориентации на культивирование творческих способностей личности.Основной смысл проектной проработки идеи использования общим образованием инновационного потенциала дополнительного образования детей – изменение отношения взрослых (в данном случае профессионального педагогического и родительского сообществ) к креативным возможностям детей, признание их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы получения образования.При этом необходимо раскрыть целевое назначение обозначенной идеи посредством своеобразной инвентаризации сформировавшихся к настоящему времени представлений о дополнительном образовании детей и формах их реализации массовой педагогической практикой в определенной логике.Что же сегодня известно о дополнительном образовании и что позволяет утверждать, что расширение формата использования потенциала дополнительного образования детей может быть признано системной инновацией, позитивной для общего образования?Начну с одобренной решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 года Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года.Согласно обозначенной концепции система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей:    создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;    многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;    личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;    личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;    признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения;    применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями для развития творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности.Дополнительное образование детей – «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей – это долгосрочные инвестиции в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума.Следствие этого – накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.Так представлено дополнительное образование в одобренной решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. концепции.Использованные в данном случае характеристики дополнительного образования детей предполагают их конкретизацию, что и необходимо сделать в процессе проектной проработки идеи широкоформатного использования инновационного потенциала дополнительного образования детей общим образованием. С этой целью вернемся к моменту включения дополнительного образования детей в структуру образовательной системы Российской Федерации. Широко известно, что это событие состоялось в 1992 году. Закон РФ «Об образовании» ввел новый тип образовательных учреждений – учреждение дополнительного образования детей – и определил новый подход к классификации образовательных программ.Значительно менее широко известно, что законодательное закрепление получила идея изменения правового статуса внешкольных учреждений. В новом качественном состоянии образовательных учреждений дополнительного образования детей внешкольные учреждения получили право на организацию образовательной деятельности.Принятое на законодательном уровне решение, как показали прошедшие годы, имело прогрессивное значение. Российское образование получило возможность создания педагогической системы, имеющей в основании признание права детей школьного возраста (преимущественно от 6 до 18 лет) на использование своего свободного времени в образовательных целях.Под свободным временем детей понималось тогда и понимается сегодня время, свободное от выполнения непреложных обязанностей по освоению законодательно установленных образовательных программ, включая выполнение домашних заданий.Свободным признавалось тогда и признается сегодня время, предоставляемое детям для использования в соответствии со своими интересами, по своему усмотрению в рамках законодательно установленных возрастных ограничений в дееспособности на уровне прав и ответственности. Правовой статус детей предполагает ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за принимаемые детьми решения по всем вопросам жизнедеятельности, включая использование свободного времени.Понятие «образовательные цели» тогда было использовано для обозначения прав детей на освоение образовательных программ, не отнесенных к числу основных, и образовательных учреждений на разработку и реализацию дополнительных к основным образовательных программ.Под образовательными программами понимались тогда и понимаются сегодня программы, рассчитанные на организацию образовательного (учебно-воспитательного) процесса.Стартовая непроработанность феноменологических характеристик предусмотренного законом дополнительного образования детей проявилась практически сразу. Дополнительное образование не попадало в формат классического традиционного формального образования. Присущая этому виду образования логика неформального и информального образования препятствовала подчинению дополнительного образования детей законодательно закрепленным основаниям формального образования.Изменения, внесенные Законом РФ «Об образовании» в правовой статус внешкольных учреждений, требовали адекватной его природе нормативно-правовой базы, но не могли быть сделаны по факту без признания права детей на свободу выбора формы получения образования, соответствующего их возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям.Ситуация растянутости во времени завершения перехода внешкольных учреждений в новое качественное состояние учреждений дополнительного образования обусловила обострение системных противоречий, не получивших до сих пор разрешения. Но это не помешало признанию школой дополнительного образования, в связи с чем проявились новые проблемы и противоречия.Согласно российскому законодательству дополнительное образование в национальной образовательной системе сегодня представлено на уровнях образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ.Предоставленное учреждениям общего образования право на реализацию дополнительных программ может свести идею использования школой инновационного потенциала дополнительного образования детей к реализации дополнительных образовательных программ. Этот подход школой освоен. Остается понять, достаточно ли этого для достижения целей, предусмотренных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».Принципиально значимым представляется обоснование модели школы, использующей инновационный потенциал дополнительного образования детей с учетом видовых особенностей формального, неформального и информального образования для изменения характера (стиля) отношений (или взаимоотношений, что точнее) взрослых (педагогических кадров) и детей, обучающихся в образовательной школе.Новая модель новой школы должна иметь в основании ценностную установку на создание условий для свободного самоопределения обучающихся в выборе образования, адекватного их творческой индивидуальности, и механизма его реализации.Сложность решения этой задачи состоит в законодательно установленных возрастных ограничениях детей (до 18 лет) в правах и ответственности. Связанная с этим непреложность участия наделенных ответственностью взрослых не может быть основанием для подавления заложенной природой в человеке творческой индивидуальности.Инновационный потенциал дополнительного образования детей сегодня определяется прежде всего открытостью мира творчества для детей. Реализация идеи использования школой инновационного потенциала дополнительного образования детей предполагает обоснование комплекса необходимых для этого мер, имея в виду как необходимость конкретизации инвариантных оснований дополнительного образования детей, так и формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом.Принимая эту идею к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.Кафедра педагогики дополнительного образования разработала и приняла к реализации структурно-уровневую модель повышения квалификации работников дополнительного образования детей. В ее основе – дифференцированный подход к организации повышения квалификации с учетом присущего сфере дополнительного образования детей многообразия образовательных областей, видов и типов образовательных программ и программ организации деятельности детей в рамках неформального и информального образования.Реализуемая кафедрой модель системы повышения квалификации имеет трехуровневую структуру.На первой ступени решаются задачи введения в педагогику дополнительного образования. Здесь реализуются программы для начинающих педагогов, руководителей и для тех, кто не имеет педагогического образования.Вторая ступень предназначена для обеспечения профессионального роста специалистов. Здесь реализуется имеющая модульную структуру комплексная программа «Теория и практика дополнительного образования детей». Количество программных модулей и их содержательная направленность находятся в состоянии постоянного обновления, что объясняется спецификой дополнительного образования детей. Все программные модули имеют базисную часть, отражающую общие для всех категорий работников дополнительного образования детей теоретические знания и специализированные методические (преимущественно 36-часовые) блоки, реализуемые на базе учреждений, располагающих оформленным опытом организации дополнительного образования по одному из направлений, силами работающих в них специалистов.Для педагогов дополнительного образования программы формируются в соответствии с направленностями, а практический блок реализуется на базах профильных учреждений. Учебные занятия проводятся в разных формах. Лекции органично встроены в образовательный процесс. Особое место занимают коллективная рефлексия и самостоятельная работа специалистов. Образовательные программы повышения квалификации предполагают входную и итоговую диагностику, освоение подходов к созданию методических комплексов к реализуемым специалистами образовательным программам.На третьей ступени решаются задачи совершенствования профессионального мастерства. Реализуемые на этой ступени программы и программные модули рассчитаны на опыт специалистов по организации дополнительного образования детей на высоком качественном уровне. Здесь реализуются проблемно-тематические программы. В рамках этих программ педагоги осваивают технологии презентации своего опыта в самых различных формах (подготовка статей к печати, подготовка самоанализа к аттестации, выступление на конференциях, участие в конкурсах, выставках и другое).Осуществляемое МИОО повышение квалификации работников дополнительного образования детей вписано в рамки накопительной системы. В состоянии разработки находится процесс использования современных информационных коммуникативных технологий.Предлагаемые специалистам программы подготовлены для освоения в дистанционном режиме, освоены способы организации сетевого взаимодействия специалистов, оформлен регламент деятельности профессиональных коалиций в формате ИКТ.Особое место в системе повышения квалификации занимают постоянно действующие проблемно-практические семинары и городские методические объединения. В дополнение к имеющимся 11 городским методическим объединениям в новом учебном году должно быть создано еще 5. Заседания городских методических объединений проводятся на базе как городских, так и окружных учреждений раз в месяц, возникающие на них вопросы становятся предметом обсуждения на методических семинарах и консультациях.Созданная в Москве система повышения квалификации работников дополнительного образования по праву признается уникальной в масштабах страны не только по количеству реализуемых образовательных программ и их качеству, но и по уровню методической оснащенности. Однако это не позволяет останавливаться на достигнутом. В нынешнем учебном году предстоит инвентаризация реализуемых программ с учетом требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Надо определить роль и место повышения квалификации в системе управления процессом использования инновационного потенциала дополнительного образования детей общим образованием.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту