search
Топ 10

Дополнительное профессиональное образование в колледжах: динамика развития

​Сегодня становление индивидуальной траектории профессионального развития специалиста невозможно без постоянного обновления и приобретения новых, актуальных, востребованных инновационной экономикой, значимых для общества и индивида профессиональных и общих компетенций, которые становятся единственным средством адаптации работников в профессиональной среде, гарантом их защищенности на рынке труда. Предоставляемые ресурсные и кадровые возможности колледжей Москвы дают для этого всю необходимую основу.

Нынче колледжи и техникумы должны вступить в жесткую конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг в области ДПО, которую формируют государственные и негосударственные образовательные учреждения различных уровней образования, бизнес и корпоративные университеты, учебные центры предприятий и ассоциаций. Одним из важнейших инструментариев для решения актуальных проблем, связанных с развитием дополнительных образовательных услуг в условиях перехода колледжей и техникумов на новые механизмы финансирования образовательных учреждений, стали изучение и анализ современного состояния реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе колледжей столицы и прогнозирование развития потенциальных возможностей ОУ. Значительное место в этом занимают исследования, связанные с определением динамических изменений в структуре, численности и тенденциях подготовки квалифицированных кадров в рамках ДПО колледжей. По результатам мониторинга учреждений СПО, проводимого лабораторией внутрифирменной подготовки и дополнительного профессионального образования НИИРПО, выявлено, что в нынешнем учебном году значительно изменилась ситуация как по спектру, так и по количественным показателям реализуемых колледжами программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих. К началу 2011-2012 учебного года количество реализуемых программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения достигло 800, из них программы профессиональной подготовки охватывали 279 профессий различных отраслей экономики. В 2010-2011 учебном году дополнительными образовательными услугами колледжей Москвы (за рамками основных образовательных программ) воспользовались более 15000 человек, из них общая численность прошедших обучение по программам профессиональной подготовки составила около 6,5 тысячи человек. Это не считая объемных показателей слушателей, освоивших программу по подготовке водителей транспортных средств в автошколах на базе колледжей Москвы. Особенно важно заметить смещение приоритетов колледжей при выборе будущей программы профессионального обучения. На диаграмме (рис. 1) отражены динамические изменения, которые свидетельствуют о перераспределении интересов слушателей и видимом смещении их из сферы ремесленных и обслуживающих видов деятельности в сторону освоения новых знаний и умений в области технологичных производств (увеличение процента слушателей в области строительства, деревообработки, полиграфии). Это обосновано объективными закономерностями:- перенасыщение рынка труда кадрами для сферы обслуживания, ювелирной и транспортной отрасли;- рост процента свободного и незанятого населения, желающего приобрести необходимые профессиональные компетенции для трудоустройства на развивающихся технологичных предприятиях;- рост активности самих образовательных учреждений в удовлетворении потребностей студенческой и учащейся молодежи в получении дополнительных квалификаций в процессе обучения;- активизация производственных компаний в области взаимодействия с колледжами Москвы для обеспечения внутрифирменного обучения кадрового состава. Сегодня московские колледжи активно сотрудничают с 238 государственными и частными предприятиями для организации обучения по программам профессиональной подготовки и ДПО. Это подразумевает такие виды взаимодействия:     обеспечение совместных образовательных проектов в направлении внутрифирменного обучения;    совершенствование материально-технической базы обучения;    организация практического обучения;    текущий и промежуточный контроль обучения;    трудоустройство выпускников;    согласование и экспертиза программ обучения.Подчиняясь законам рыночных отношений, трансформируются предпочтения потенциальных слушателей по видам программ обучения. Большинство учреждений СПО определили, что самым высоким спросом на рынке профессиональных образовательных услуг пользуются:    профессиональная подготовка рабочих кадров (первичное получение профессии с присвоением начального уровня квалификации);     повышение квалификации специалистов (обучение с целью расширения имеющейся квалификации);     профессиональная переподготовка рабочих кадров (переподготовка обучающихся для получения второй профессии) и обучение без присвоения квалификации (учебные курсы);    повышение квалификации рабочих (освоение программ профессионального развития, повышение квалификации на следующий разряд).Динамично меняется состав обучающихся по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения кадров. На диаграммах (рис. 2, 3) показаны основные группы слушателей, распределенные по возрастным и социальным категориям, прошедшие обучение в столичных колледжах в 2009-2010 и 2010 -2011 учебных годах соответственно. Очевидно, что изменилась возрастная дифференциация потоков обучающихся и преобладающими стали группы обучающихся в категории «до 20 лет». Отмечается и динамика в изменении базового образования слушателей: на текущий период основной процент из них имеет среднее профессиональное образование (рис. 4, 5). Не вызывает сомнения то, что на динамику и качество реализации программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения влияет сегодня эффективная деятельность педагогических кадров колледжей. Мир профессий как сложившееся социально-культурное явление обладает постоянной изменчивостью, сложной динамичной структурой. Постоянно конкретизируются объекты труда, видоизменяются предметы труда, профессиональные функции, используемые средства и критериальные результаты профессиональной деятельности. Одни профессии приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают в своем содержании существенные изменения. Обращаясь к решению неисчислимого множества нетиповых и нестандартных задач, преподавателям в области ДПО приходится строить свою деятельность в постоянном режиме эвристического поиска, используя системный анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходным уровнем подготовки слушателей. Анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположений и достижения искомого результата, оценка полученных данных, формулировка новых проблемно-ориентированных задач – все это сопровождается применением особых методик работы со взрослой категорией слушателей и требует специальной подготовки обучающего персонала колледжей, участвующих в программах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Этим обосновывается то, что большинство преподавателей, реализующих указанные программы, имеют высший квалификационный уровень (рис. 6).В рамках научно-методического обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе колледжей Москвы лаборатория внутрифирменной подготовки и дополнительного профессионального образования НИИРПО неизменно осуществляет мероприятия по реализации программ развития дополнительного профессионального образования педагогических кадров колледжей, занятых в реализации программ ДПО на базе учреждений СПО. В соответствии с действующей лицензией слушателям программ повышении квалификации НИИРПО могут быть предложены программы «Проектирование инновационного содержания профессиональной подготовки, спонтанного, неформального обучения и ДПО в условиях экономики, основанной на знаниях», «Организационная модель непрерывного образования взрослых в учреждениях СПО», направленные на развитие профессиональных компетенций педагогов в области дополнительного профессионального образования. Наряду с этим лаборатория осуществляет в сетевом режиме научно-методическое сопровождение всех образовательных учреждений СПО городского подчинения. В 2011 учебном году было проведено 6 расширенных заседаний секции ГЭП, основные направления которых охватывали вопросы развития дополнительных образовательных услуг на базе столичных колледжей, в том числе по совершенствованию организационно-педагогических условий реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов. Тематика проведенных заседаний отражала насущные интересы образовательных учреждений. Это:     «Роль ресурсного центра в обеспечении сетевого взаимодействия при обучении взрослого населения столицы» (24.02.2011 г. – колледж №24);     «Определение готовности колледжей к реализации дополнительных образовательных услуг: результаты мониторинговых исследований за 2010-2011 учебный год» (16.06.2011 г. – на базе КАС №7);     «Перспективы неформального образования на базе столичных колледжей в условиях интеграционных процессов общего и профессионального образования» (21.09.2011 г. – на базе КАС №7);     «Образовательная организация и заказчик кадров: синхронизация возможностей и потребностей в обучении взрослых» (20.10.2011 г. – КАС №7);     «Отраслевой принцип сетевого взаимодействия колледжей как фактор увеличения экспорта дополнительных образовательных услуг для различных категорий населения» (10.11.2011 г. – на базе КАС №7);     научно-практическая конференция студентов и учащейся молодежи «Инновационные средства и технологии развития неформального образования в системе СПО» (16.12.2011 г.- на базе КАС №7). В процессе заседаний секции были определены новые пути создания различных организационных моделей дополнительного профессионального образования в колледже, рассмотрены различные схемы взаимодействия с социальными партнерами образовательных учреждений по вопросам профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, инновационные подходы к формированию содержания образовательных программ. Итогом научных исследований и активной работы с образовательными учреждениями СПО стал вывод, что обеспечение дополнительного профессионального образования и профессионального обучения кадров должно находиться в единстве с научно-техническим, экономическим, социальным развитием общества и сферы труда, гибко и мобильно перенастраиваясь на технологические, информационные и телекоммуникационные новации. Эти тенденции детерминируют необходимость выработки единого координационного механизма, обеспечивающего вертикальное и сетевое взаимодействие московских образовательных структур по вопросам профессионального обучения взрослого населения Москвы.Елена ЦАРЬКОВА, заведующая лабораторией внутрифирменной подготовки и ДПО НИИРПО; Татьяна ДЕМИДОВА, старший научный сотрудник лаборатории внутрифирменной подготовки и ДПО НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту