Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнительное образование. Web-сайт – идеальная реклама для школы

УГ - Москва, №31 от 4 августа 2009. Читать номер
Автор:

Мария КОСТЬЯНОВА, педагог дополнительного образования школы №707: Наша школа избрала информатизацию одним из направлений развития: начиная с 2007 года она принимает участие в городском проекте «Школа информатизации», благодаря чему за последнее время открыты и успешно работают два компьютерных класса, введены в эксплуатацию четыре мобильных компьютерных класса, организован кабинет-лаборатория «Архимед», оснащены новым компьютерным оборудованием кабинеты химии и биологии, создана локальная сеть, связывающая все 112 школьных компьютеров и обеспечивающая 100 точек выхода в Интернет, в учебный план по большинству предметов введен курс ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Имея такую материально-техническую базу, плодотворно используя ее в образовательных целях, просто невозможно не обратиться к ней и в воспитательном процессе. Поэтому у нас и зародилась мысль о создании в школе информационного центра, но тут же пришлось отвечать на вопрос, как этот центр должен выглядеть, как работать, каким целям служить. Тут нам показалось наиболее логичным пойти по одному из самых простых путей, включив работу учащихся в информационном центре в систему дополнительного образования. Но информационный центр создавался не просто как объединение в системе дополнительного образования, но еще и как самостоятельный, независимый орган ученического самоуправления, который не просто раз в месяц вывешивает на стенд рисованную газету, но еще организует и администрирует официальный сайт школы, с помощью которого любой желающий может узнать последние школьные новости, найти множество полезной информации, фотографии, пообщаться на форуме с друзьями или даже задать вопрос директору и другим представителям администрации – и все это в on-line-формате. Таким образом, информационный центр становится информационным органом ученического самоуправления, наглядно отражающим всю его деятельность, своеобразной системой массовой информации.

Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться, стала организация детей. Ведь, к сожалению, очень часто самые талантливые и способные дети стесняются проявлять какую-либо инициативу, зачастую они загружены учебой, ответственность за результаты которой порой перевешивает желание участвовать в дополнительном образовании. Мы решили эту проблему так: от каждого класса было делегировано по два-три ученика, имеющих склонность к творческой работе либо просто обладающих желанием работать в команде, на первом общем собрании определили цели, формы, примерный план и направления работы, обозначили активную группа ИЦ. Работу ИЦ было решено организовать по трем направлениям – издание школьной газеты, администрирование официального школьного сайта, корреспондентское освещение школьных мероприятий. В качестве активной группы ИЦ были выбраны основные и замещающие фото- и видеооператоры, группа постоянных корреспондентов и художников газеты, группа администраторов и модераторов школьного web-сайта.

Дальнейшая работа осуществляется уже с активом ИЦ. В объединении работают всего 15 учащихся, обладающих личной мотивацией, способных к самостоятельному творческому труду. Небольшой размер группы позволяет больше времени уделять каждому ребенку, значительно упрощает координацию и контроль за работой ИЦ, что в свою очередь значительно повышает общую результативность работы. Основой же и особенностью функционирования ИЦ стала в первую очередь индивидуальная работа каждого учащегося.

После того как были определены направления работы, выбрана активная группа, началась работа по отладке механизмов работы. Конечно, все мы понимаем, что традиционно любой информационный центр – это в первую очередь печатное издание. Однако, как показала практика, в школьном печатном издании законы взрослой журналистики не работают. То есть учащимся не очень интересна сухая публицистика. Конечно, вполне реально найти среди учащихся школы двух-трех действительно талантливых детей, владеющих живым языком, способных даже самые скучные факты излагать интересно, но два-три человека не в силах потянуть на своих плечах регулярное издание. Выйти из этой непростой ситуации нам помог опыт работы Московской городской экспериментальной площадки, руководимой Эрастом Козловым, возглавляющим лабораторию нравственного образования ИСМО РАО, которая существует в нашей школе с 2004 года. В рамках эксперимента большое развитие получила проектная деятельность. Ведь нравственное образование невозможно отделить от практики нравственного общения всех участников образовательного процесса, а для более активного включения в процессы формирования нравственных качеств личности и моральных отношений технология проекта подходит больше всего. К этой достаточно новой системе работы решили прибегнуть и мы, относясь к каждому выпуску школьной газеты как к проекту, реализующемуся с периодичностью один раз в две недели. Каждый номер газеты посвящается одной конкретной теме, темы учащиеся выбирают самые разные: «Я вижу и показываю мир», «Эти забавные животные», «Страницы школьной жизни», «Учитель – это звучит гордо» и так далее. Подобная форма работы значительно более интересна и близка учащимся, так как не имеет жестких жанровых рамок, а следовательно, не только дает возможность учащимся развивать свои творческие и познавательные способности, но и способствует развитию исследовательских и аналитических навыков, что значительно расширяет круг интересов школьника.

Еще одним проектом информационного центра стал официальный сайт школы. Занимаясь этим проектом, дети приобретают такие немаловажные в современном обществе умения и навыки, как работа по оформлению web-страниц, администрированию интернет-ресурсов и самопрезентации с их помощью собственных достижений.

Кроме того, работа с интернет-технологиями – еще один мотивирующий фактор. В современном обществе такие технологии приоритетны в общении: все больше людей основным способом общения друг с другом избирают e-mail, ICQ, всевозможные форумы и on-line-конференции. Поэтому неудивительно, что дети охотнее включаются в работу по развитию и администрированию школьного сайта, чем печатных изданий.

Уже на первых занятиях объединения дети знакомятся с web-сайтом школы, с элементами программирования HTML и web-дизайна. В процессе работы к ним приходит понимание, что недостаточно просто создать красивую оболочку или визитную карточку школы, важно найти, отредактировать и художественно обработать материал для их заполнения. Таким образом, желание администрировать работу сайта мотивирует детей к журналистской, фотокорреспондентской и исследовательской деятельности.

Какую же пользу несет такой элемент работы ИЦ, как web-сайт, школе как образовательному учреждению?

В первую очередь web-сайт – это идеальная реклама образовательного учреждения. На сайте отображаются весь педагогический состав школы, ее история, особенности учебного и воспитательного процессов, направления и приоритеты работы, материальная и информационная базы школы. Во-вторых, web-сайт – это идеальный информационный портал для учащихся, родителей и педагогов. Здесь оперативно публикуются объявления, полезная методическая информация, отчеты о работе школы и результаты деятельности экспериментальной площадки, новости школьной жизни, особенности и описание работы всех объединений дополнительного образования школы. В-третьих, web-сайт – успешная обратная связь и эффективное средство общения. Через сайт родители могут напрямую задать любой интересующий их вопрос любому из преподавателей или администрации школы, имеют возможность общаться с учащимися или просто посетителями сайта посредством форума и входящих в него конференций. Наконец, web-сайт – своего рода место встреч учащихся и выпускников разных лет. Именно через сайт выпускники школы могут найти друг друга, пообщаться со своими бывшими учителями, рассказать о своих воспоминаниях и впечатлениях, оставить отзывы в «Гостевой книге». Все эти достоинства web-сайта реализуются в механизмы обратной связи: учитель – учитель, учитель – родители, школа – воспитанник, социум – школа, школа – педагогическое сообщество, органы управления образованием – школа. Тот факт, что учащиеся и педагоги – создатели этих связей, говорит не только о расширении информационного пространства ученика и школы, но и об эффективном развитии личности, вовлеченной в разнообразные общественные связи.

С помощью печатного издания и web-сайта незадействованные в объединении учащиеся имеют возможность узнать о системе дополнительного образования в школе. Конечно, информация о расписании и планах работы кружков и секций вывешена на стендах информации, но чаще всего детям она кажется скупой, серой и малопривлекательной. Совершенно другое дело, когда итоги работы объединений отражаются в красочных отчетах сотрудников информационного центра в регулярном печатном издании и в Интернете на сайте школы. Ведь это уже не просто скромное упоминание имени ребенка в отчете педагога ДО или на Доске почета, это уже возможность стать публичным человеком, заявить о себе, стать в будущем лицом выпуска или героем статьи, наилучшая мотивация для любого ребенка к участию в работе кружка или секции. Укрепление взаимодействия учебного коллектива «Информационный центр» с педагогами, включение его деятельности в образовательную деятельность всей школы, постановка и решение на созданном в системе дополнительного образования информационном пространстве задач, связанных с общими целями и задачами школы, создают платформу для развития. Будет развиваться информационный центр – будет развиваться школа, будет развиваться школа – будут развиваться ее ученики и учителя. Тогда самая современная образовательная технология окажется самой влиятельной на качество образования, на продвижение школы по пути развития.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту