Систему дополнительного образования нельзя финансировать по остаточному принципу
Изменения коснулись и требований к прохождению профессиональной аттестации педработников системы ДОД Принимая на работу человека, мы уже не интересуемся его уникальными возможностями, увлеченностью любимым делом, отношением к детям Нам важны документы о педагогическом образовании, стаже и набор справок Кадровый потенциал все труднее пополняется, и уже нечасто удается вырастить «звезд» на педагогическом небосклоне А ведь много лет отечественное ДОД считалось уникальной системой «воспроизведения» достойных граждан и талантливых детей, держащейся на уникальных педагогах Попадание в их коллективы родители и дети считали пропуском в успешную взрослую жизнь Сегодня у нас текучесть кадров Повышая престиж школьного учителя, все ниже опускается статус педагога дополнительного образования А говорим при этом об интеграции Ощущение, что про нас просто забыли В сентябре учителям области увеличили зарплату на 15 процентов в очередной раз Работники УДОД тоже дождались своего часа – нам ее подняли аж на 1 процентов! В первый раз Мы не педагоги?
Нашему Омскому городскому Дворцу детского юношеского творчества 76 лет. Часто спрашивают: «Сколько у вас занимается двоечников и прочих непримерных детей? Мы никогда не вели такую статистику. У нас шесть тысяч ребят, и все нестандартные. В большинстве своем это тот контингент, который, не раскрыв себя, оказался бы на улицах и в подворотнях. Но пускай в школе он серый мышонок, белая ворона, у нас он солист ансамбля, поэт или художник. В каждом ребенке есть искра божья, и наша задача ее разжечь.
Сегодня дворец – крупнейшее многопрофильное учреждение Омской области, в котором представлены практически все виды творческой деятельности для детей и подростков. В коллективе 35 педагогов – отличники народного просвещения, почетные работники общего образования и заслуженные работники культуры. Семьдесят девять образовательных программ по 10 направлениям позволяют детям реализовывать и развивать свои способности, получать допрофессиональную подготовку. Во дворце более 416 детских образовательных объединений, 13 из которых известны и в Омске, и в России, и за рубежом, за вклад в развитие культуры они удостоены высокого звания «Образцовый коллектив РФ».
Каждое из 121 УДОД региона, где в 8 тысячах кружков занимаются более 128 тысяч детей от 6 до 18 лет, готово создавать свою партнерскую модель с общеобразовательными учреждениями, как того требуют новые ФГОС. Немало примеров, когда школа и Дворец творчества становятся взаимодополняющими. Многое из программ допобразования реализуется на базе общеобразовательных школ. Созданы вокальные ансамбли, эстрадно-цирковые коллективы, театры, детские пресс-центры, эколого-биологические объединения, спортивные и туристско-краеведческие секции. И наоборот, дети по договору со школами посещают мероприятия УДОД. Например, Управление образования Москаленского района и Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения организовали внеурочную деятельность в москаленских школах, в которую включены более 80 педагогов из 18 школ и 2 учреждений допобразования. В августе 2012 года на областной станции юных натуралистов апробировали новый проект, участниками которого стали 150 ребят из 15 школ области, – «Экос-2012». Благодаря ему дети не только углубили свои знания по химии, биологии, географии, но и приобрели лидерские качества, социальные навыки.
Наш дворец десяток лет реализует программу школы социально-значимых знаний, умений и навыков, в которой занимаются ученики 20 школ региона. Ее выпускники становятся лидерами детских коллективов в школах. Высокое звание – городской Дворец творчества – обязывает быть первым. Кроме собственной методической службы у нас работает Центр развития дополнительного образования, который занимается развитием педагогической компетентности, информационно-методическим обеспечением школ города и области. Создана страница сайта дворца по теме «Стандарты нового поколения: воспитательная деятельность в интегрированном образовательном пространстве».
Дополнительное образование детей востребовано обществом на деле, государством – на словах. Самое тяжкое – заключить договоры о безвозмездной аренде со школами. Школы-то рады, но Департаменту имущественных отношений нужны бумаги. Получить лицензию на организацию образовательной деятельности в школе – это длительный и мучительный процесс. Он грозит бесконечностью – и оформления бумаг, и внесения изменений в уставы учреждений из-за географической подвижности размещения детских творческих объединений на базах школ, ДОУ. Такая ситуация может полностью разрушить первую модель интеграции – выход учреждений допобразования на базу школ.
Изменения коснулись и требований к прохождению профессиональной аттестации педработников системы ДОД. Принимая на работу человека, мы уже не интересуемся его уникальными возможностями, увлеченностью любимым делом, отношением к детям. Нам важны документы о педагогическом образовании, стаже и набор справок. Кадровый потенциал все труднее пополняется, и уже нечасто удается вырастить «звезд» на педагогическом небосклоне. А ведь много лет отечественное ДОД считалось уникальной системой «воспроизведения» достойных граждан и талантливых детей, держащейся на уникальных педагогах. Попадание в их коллективы родители и дети считали пропуском в успешную взрослую жизнь. Сегодня у нас текучесть кадров. Повышая престиж школьного учителя, все ниже опускается статус педагога дополнительного образования. А говорим при этом об интеграции. Ощущение, что про нас просто забыли. В сентябре учителям области увеличили зарплату на 15 процентов в очередной раз. Работники УДОД тоже дождались своего часа – нам ее подняли аж на 16 процентов! В первый раз. Мы не педагоги?
Финансирование нашей системы происходит по остаточному принципу. Кроме компьютеров нам необходимо современное программное обеспечение, которое дает возможности использовать Интернет в образовательных целях, разрабатывать дидактическое обеспечение – учебные фильмы, пособия, тесты, организовывать дистанционные формы обучения, заниматься рекламой и публичной отчетностью. Наши учреждения нуждаются в средствах для пошива сценических костюмов, приобретения спортивного инвентаря, участия детей в конкурсах, соревнованиях разного уровня.
Мы, так уж повелось, оптимисты. Рассчитываем на партнерство не только с такими же учреждениями, как мы, но и с наукой, с заинтересованными лицами и организациями, кому не безразлично будущее нашего общества. Но нужна государственная программа, в которой были бы определены механизмы взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования, взаимная ответственность сторон, способы контроля и оценки уровня этой интеграции.
Об авторе
Нина Павловна Разумова, директор Омского городского Дворца детского (юношеского) творчества, заслуженный учитель России
Записала Наталья Яковлева
Фото Ольги Максимович и Натальи Яковлевой
Комментарии