search
main
Топ 10
Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Ученые из Австралии раскрыли тайну образования континентов Языки коренных малочисленных народов России пройдут через экспертизу Региональные вузы притягивают абитуриентов

Дополнительное образование востребовано обществом на деле, государством – на словах

Систему дополнительного образования нельзя финансировать по остаточному принципу

Изменения коснулись и требований к прохождению профессиональной аттестации педработников системы ДОД Принимая на работу человека, мы уже не интересуемся его уникальными возможностями, увлеченностью любимым делом, отношением к детям Нам важны документы о педагогическом образовании, стаже и набор справок Кадровый потенциал все труднее пополняется, и уже нечасто удается вырастить  «звезд» на педагогическом небосклоне А ведь много лет отечественное ДОД  считалось уникальной системой «воспроизведения» достойных граждан и талантливых детей,  держащейся на уникальных педагогах Попадание в их коллективы родители и дети  считали пропуском в успешную взрослую жизнь Сегодня у нас текучесть кадров Повышая престиж школьного учителя, все ниже опускается статус педагога дополнительного образования А говорим при этом об интеграции Ощущение, что про нас просто забыли В сентябре учителям области увеличили зарплату на 15 процентов в очередной раз Работники УДОД  тоже дождались своего часа – нам ее подняли аж на 1 процентов!  В первый раз Мы не педагоги?

Нашему Омскому городскому Дворцу детского юношеского творчества 76 лет. Часто спрашивают: «Сколько у вас занимается двоечников и прочих непримерных детей? Мы никогда не вели такую статистику. У нас шесть тысяч ребят, и  все  нестандартные. В большинстве своем это тот контингент, который, не раскрыв себя, оказался бы на улицах и в подворотнях. Но пускай в школе он серый мышонок, белая ворона,  у нас он солист ансамбля, поэт или художник. В каждом ребенке есть искра божья, и наша задача ее разжечь.

Сегодня дворец –  крупнейшее многопрофильное учреждение Омской области, в котором представлены практически все виды творческой деятельности для детей и подростков. В коллективе 35 педагогов –  отличники народного просвещения, почетные работники общего образования и  заслуженные работники культуры. Семьдесят девять образовательных программ по 10 направлениям позволяют детям реализовывать и развивать свои способности, получать допрофессиональную подготовку. Во дворце более  416 детских образовательных объединений, 13 из которых известны и в Омске, и в России,  и за рубежом, за вклад в развитие культуры они  удостоены высокого звания «Образцовый коллектив РФ».

Каждое из 121  УДОД региона, где в 8 тысячах кружков занимаются более 128 тысяч детей от 6 до 18 лет, готово создавать свою партнерскую модель с общеобразовательными учреждениями, как того требуют новые ФГОС. Немало примеров, когда школа и Дворец творчества  становятся взаимодополняющими. Многое из  программ допобразования реализуется на базе общеобразовательных школ. Созданы вокальные ансамбли,  эстрадно-цирковые коллективы, театры, детские пресс-центры, эколого-биологические объединения, спортивные и туристско-краеведческие секции. И наоборот, дети по договору со школами посещают мероприятия УДОД. Например, Управление образования Москаленского района и Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения организовали  внеурочную деятельность в москаленских школах, в которую включены более 80 педагогов из 18 школ и  2 учреждений допобразования.  В августе 2012 года на областной станции юных натуралистов апробировали новый проект, участниками которого стали 150 ребят из 15 школ области, – «Экос-2012». Благодаря ему дети не только  углубили свои знания по химии, биологии, географии, но и  приобрели лидерские качества, социальные навыки.

Наш дворец десяток лет  реализует  программу школы социально-значимых знаний, умений и навыков, в которой занимаются ученики 20 школ региона. Ее выпускники  становятся лидерами детских коллективов в школах. Высокое звание – городской  Дворец творчества –  обязывает быть первым. Кроме собственной методической службы у нас  работает  Центр развития дополнительного образования,  который  занимается развитием педагогической компетентности, информационно-методическим обеспечением школ города и области. Создана страница сайта дворца по теме «Стандарты нового поколения: воспитательная деятельность в интегрированном образовательном пространстве».

Дополнительное образование детей востребовано обществом на деле,  государством – на словах. Самое тяжкое – заключить договоры о безвозмездной аренде со школами. Школы-то рады, но  Департаменту имущественных отношений нужны бумаги. Получить лицензию на организацию образовательной деятельности в школе – это длительный и мучительный процесс.  Он грозит бесконечностью – и  оформления бумаг, и  внесения изменений в уставы учреждений из-за географической подвижности размещения детских творческих объединений на базах школ, ДОУ.  Такая ситуация может полностью разрушить первую модель интеграции –  выход учреждений допобразования на базу школ.

Изменения коснулись и требований к прохождению профессиональной аттестации педработников системы ДОД. Принимая на работу человека, мы уже не интересуемся его уникальными возможностями, увлеченностью любимым делом, отношением к детям. Нам важны документы о педагогическом образовании, стаже и набор справок. Кадровый потенциал все труднее пополняется, и уже нечасто удается вырастить  «звезд» на педагогическом небосклоне. А ведь много лет отечественное ДОД  считалось уникальной системой «воспроизведения» достойных граждан и талантливых детей,  держащейся на уникальных педагогах. Попадание в их коллективы родители и дети  считали пропуском в успешную взрослую жизнь. Сегодня у нас текучесть кадров. Повышая престиж школьного учителя, все ниже опускается статус педагога дополнительного образования. А говорим при этом об интеграции. Ощущение, что про нас просто забыли. В сентябре учителям области увеличили зарплату на 15 процентов в очередной раз. Работники УДОД  тоже дождались своего часа – нам ее подняли аж на 16 процентов!  В первый раз. Мы не педагоги?

Финансирование нашей  системы происходит по остаточному принципу. Кроме компьютеров нам необходимо современное программное обеспечение, которое дает возможности использовать Интернет в образовательных целях, разрабатывать дидактическое обеспечение – учебные фильмы, пособия, тесты, организовывать дистанционные формы обучения, заниматься рекламой и публичной отчетностью. Наши учреждения нуждаются в средствах для пошива сценических костюмов, приобретения спортивного инвентаря, участия детей в конкурсах, соревнованиях разного уровня.

Мы, так уж повелось, оптимисты. Рассчитываем на партнерство не только с такими же учреждениями, как мы, но и с наукой, с заинтересованными лицами и организациями, кому не безразлично будущее нашего общества.  Но нужна государственная программа, в которой были бы определены  механизмы взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования, взаимная ответственность сторон, способы контроля и оценки уровня этой интеграции.

Об авторе

Нина Павловна Разумова, директор Омского городского Дворца детского (юношеского) творчества, заслуженный учитель России

Записала Наталья Яковлева

Фото Ольги Максимович и Натальи Яковлевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте