search
main
0

Дополнительное образование. Тот, кто умеет трудиться, способен совершить подвиг

Педагогический коллектив школы №405 всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию школьников, понимая, что освоение трудовых навыков воспитывает волевую, ответственную личность, способную успешно реализоваться в индивидуальной и коллективной деятельности разного содержания и уровня. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.

Первые навыки любви к труду ученики приобретают в начальной школе на уроках труда, рисования, а также в процессе самообслуживания. Всевозможные поделки и другие творческие работы, создаваемые ребятами на данных уроках, не только развивают их творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и творчества, но и имеют огромное воспитательное значение. Вся система уроков труда в начальной школе адаптирована к системе общешкольных мероприятий. Так, младшие школьники готовят поделки к Дню матери, Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному дню 8 Марта, Дню Победы (подарок ветеранам). Каждый такой урок несет радость не только ребенку, но и всем, кто его окружает. Учебная деятельность по труду, рисованию в начальной школе получает дальнейшее развитие в системе дополнительного образования. Для младших детей в школе на протяжении уже нескольких лет успешно работает театральная студия «Колокольчик».

Первые навыки по трудовому воспитанию в младшей школе получают развитие в образовательной системе среднего звена, на уроках технологии под руководством опытных учителей.

На уроках технологии для девочек обучение ведется по нескольким направлениям: кулинария, шитье, рукоделие, этика и эстетика домоводства. Девочки не только приобретают навыки по этим направлениям, но и под руководством опытного педагога, работающего в школе с первого дня ее основания, Константиновой Марины Ивановны применяют их на практике в стенах школы.

На этих уроках девочек обучают мастерству, учат правильно организовывать свое рабочее место, рационально распределять рабочее время, эстетически оформлять свою работу, работать индивидуально и в коллективе, распределяя обязанности и поддерживая друг друга. Уроки технологии имеют тесную связь со всей воспитательной работой школы и системой дополнительного образования. Умения, приобретенные на этих уроках, приносят пользу как самим учащимся, так и всему школьному коллективу. Для театральной студии «Колокольчик» многие костюмы для постановок и общешкольных конкурсов театрального мастерства сшиты ученицами школы под руководством и с помощью учителя технологии Марины Константиновой, заместителя директора по воспитательной работе Елены Яниной и старшей вожатой Александры Деноак. Школьная костюмерная содержит более 60 костюмов для разных постановок, большая часть которых выполнена самими учениками. Такое же активное участие в жизни школьного театра принимают и мальчики. На уроках технологии под руководством учителя они изготовляют каркасы для декораций, всевозможные атрибуты для сцены.

Уроки технологии для мальчиков тоже носят разносторонний характер. Мальчиков обучают конструированию, резьбе по дереву, выпиливанию, выжиганию и токарным работам.

Большое значение на этих уроках имеет воспитание дисциплины, любви и уважения к труду, людям труда. Навыки, приобретенные на уроках труда, позволяют старшеклассникам самостоятельно произвести любой ремонт школьной мебели, изготовить любой предмет для оформления выставки или декорации для театральной студии. Все это учащиеся делают под руководством учителя трудового воспитания Олега Логунова.

Трудовое воспитание получает дальнейшее развитие во внеурочной жизни школы: в процессе общественно полезного труда, индивидуальной проектной деятельности, осуществления общешкольных проектов. За каждым классом среднего и старшего звена закреплены разные школьные помещения, за чистотой которых следят ребята. При этом внимание уделяется не только соблюдению норм гигиены, но и эстетическому оформлению школьных помещений, их озеленению, своевременным ремонтным работам по сохранению школьной мебели. Этой же воспитательной задаче подчинена система дежурства старших школьников по школе в течение учебного дня. В конце каждой учебной четверти учащиеся среднего и старшего звена под руководством классных руководителей проводят трудовой рейд по уборке школьной территории, а весной и осенью весь коллектив школы выходит на субботник по благоустройству пришкольного участка, весной совместно с учителями биологии ребята оформляют цветочные клумбы.

Как показывает практика, подобная система трудового воспитания в сфере самообслуживания дает хорошие результаты. За последние несколько лет в коллективе школьников сформировались культура труда, уважение к результатам чужого труда, как физического, так и творческого. Исчезли случаи вандализма в школьном помещении и на пришкольном участке.

Напрямую связано детское творчество с трудовым воспитанием, так как осуществление любого творческого проекта невозможно без использования трудовых навыков. В школе шесть лет назад родилась традиция украшать первый этаж к Дню учителя и к празднику

8 Марта. Это не простое украшение шарами, это настоящий творческий проект. Традиционно этим украшением занимаются учащиеся 9 – 11-х классов. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе и вожатыми ребята придумывают целую концепцию украшения школы, определяют, какую лепту в общую концепцию может внести каждый класс с 1-го по 11-й. Таким образом, все учащиеся школы оказываются вовлеченными в этот творческий процесс, поэтому эти традиционные праздники в нашей школе становятся действительно настоящими событиями для всех.

К Новому году ежегодно проводится конкурс-выставка елочных украшений, изготовленных учащимися начальной школы. Для старших ребят тема творческих работ варьируется каждый год: конкурс на оригинальную новогоднюю елку, на лучшую новогоднюю открытку, конкурс на лучшее поздравление к Новому году и так далее. При проведении этих конкурсов наше внимание уделяется не только экспонатам, но и эстетическому оформлению выставки с помощью различных материалов (всевозможные конструкции из дерева, создание оригинальных стендов, оформление фойе первого этажа).

К Новому году, Дню Победы, к празднику Последнего звонка в школе традиционно готовят масштабные сценические постановки. Ученики самостоятельно изготовляют декорации, реквизит и сценические костюмы для этих постановок, изготовляют афиши, программки и пригласительные билеты.

Большое значение в трудовом воспитании имеет индивидуально-проектная деятельность, осуществляемая школьниками под руководством учителей технологии. Тему для проектов ребят учителя стремятся связать с внеклассной воспитательной работой. Так осуществляется непосредственная связь урочной и внеурочной деятельности школьника, взаимосвязь учебного процесса с воспитательной работой школы. Значимым проектом в прошлом году, например, стало поздравление ветеранов с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Самое масштабное проявление детского творчества – общешкольные проекты, которые создаются уже третий год. Общешкольный проект требует большой серьезной подготовки и осуществляется в третьей четверти. Общешкольные проекты проводятся в форме фестиваля и предполагают максимальную вовлеченность всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей. Такими школьными проектами стали «Фестиваль молодежных субкультур» (2006-2007 учебный год), «Фестиваль знаний» (2007-2008 учебный год) и «Фестиваль народных промыслов», активная подготовка к которому идет в этом учебном году.

Каждый фестиваль решает самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи, которые продумываются руководителями воспитательного процесса школы совместно с учителями-предметниками и представителями ученического самоуправления. Для того чтобы это мероприятие достигло своих целей, необходимо применение разнообразных образовательных, творческих и трудовых умений и навыков школьников. Каждый класс разносторонне изучает одно из направлений по теме фестиваля, посещает музеи и выставки, связанные с выбранной темой, собирает теоретический и наглядный материал, продумывает форму презентации своей темы, изготовляет оригинальные демонстрационные выставочные стенды и участвует в общешкольной выставке. Как показывает трехлетняя практика, подобные общешкольные проекты оказывают огромное влияние на формирование и развитие личности учащихся. Развивая познавательный интерес, навыки исследовательской работы, общешкольные проекты решают и задачи нравственного и трудового воспитания учащихся: умение организовать трудовой процесс, правильно распределять рабочее время, работать индивидуально и в коллективе, воспитывается ответственность за общий результат, формируются навыки взаимопомощи и поддержки, умения применять трудовые навыки в реализации творческой идеи.

Трудовое воспитание учащихся выходит за рамки школьного учебно-воспитательного процесса. Наши ученики систематически участвуют в районных мероприятиях, например в ежегодной работе по благоустройству района Ивановское. Не один год наша школа активно участвует и в районных благотворительных акциях: поддержка детских домов, воинских частей, малообеспеченных семей, ветеранов. Учащиеся всех возрастов участвуют в подобных акциях, собирают благотворительную помощь, многие делают подарки своими руками, занимаются оформлением и отправкой их по назначению. Каждый год к Дню Победы учащиеся школы готовят подарки ветеранам – это шкатулка для орденов, вышитые носовые платки, подушечки для орденов. Младшие школьники в каждом подъезде микрорайона развешивают поздравительные плакаты собственного изготовления. Каждый праздник 8 Марта отмечен подарком для мамы, сделанным собственными руками. День учителя давно уже стал днем сюрпризов для педагогов школы. Родители отмечают, что дети стали дома активными помощниками. Вводится еще одна традиция: каждую весну озеленять пришкольный участок целыми семьями при поддержке учителей школы.

Еще один пример связи трудового воспитания с внешкольной деятельностью – участие наших учеников в социальных проектах района «Если бы я был главой управы» и «Мой двор, мой подъезд». Для успешного участия в этих проектах было необходимо, чтобы ребята ориентировались в потребностях и сложностях современной общественной жизни человека, имели представление о значении труда в жизни каждого. Наши школьники успешно справились с поставленной перед ними задачей. Главной целью участия в этих проектах остается бережное отношение не только к школе, но и к своему подъезду, к своему району, а в целом – к своему городу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте