Игорь ШИДЛОВСКИЙ, заместитель директора Центра образования №1452 «Богородский», обладатель гранта мэра Москвы в области образования: Одна из проблем сегодняшнего образования (и не только в России, но и во многих странах мира) – отсутствие интеграционных связей. Это проявляется в практически полном отсутствии межпредметных связей, взаимосвязи между основным и дополнительным образованием. В результате ученик, окончивший среднюю школу, получает некую механическую сумму знаний по различным направлениям (это касается и основных школьных предметов, и дополнительного образования), а не единый образ мира, в котором он живет. Это, безусловно, снижает не только интерес к учебе, но и возможности познания отдельных дисциплин, которые, естественно, не существуют отдельно.
В Центре образования №1452 «Богородский» одним из вариантов решения сложившихся проблем видят использование в качестве составной части учебно-воспитательного процесса учебных экспедиций, в рамках которых идет изучение тем и разделов по различным учебным дисциплинам на примере конкретного географического объекта. Гипотеза настоящего проекта состоит в создании технологии образования, направленной на формирование у учащегося единой картины мира.
Проанализировав содержание многих учебных курсов, направлений дополнительного образования, мы пришли к выводу, что именно экспедиции помогут интегрировать их друг с другом. В каждой параллели классов с 1-го по 11-й мы вычленили конкретные географические объекты, которые могут быть в центре пересечения их интересов, например, в курсе 8-го класса по истории изучается XIX век, который нельзя представить без событий, происходивших в Санкт-Петербурге. С этим городом также тесно связаны темы изучения по литературе и МХК. Интересное географическое положение Ленинградской области вполне может служить основой для изучения тем по географии России. Это так называемые базовые предметы в учебной экспедиции. Но и другие предметы (темы или разделы курсов) также можно изучать на примере Санкт-Петербурга. Например, изучение русского языка будет интереснее, если диктанты и сочинения будут связаны не с абстрактными текстами, а с конкретным городом, в котором побывают ребята. Это также относится и к иностранному языку. Решение задач по математике из серии «из точки А в точку B…» можно интереснее изучать на примере «из Москвы в Санкт-Петербург…». Таким образом, если внимательно изучить возможности города на Неве (а именно с этого начинается подготовка к экспедиции), то можно найти множество вариантов их использования практически по любому учебному предмету. И для ребят, которые занимаются в различных кружках и секциях, также можно найти применение их творческих сил. Таким образом, соединяя и замыкая различные дисциплины на конкретном географическом объекте, мы решаем две задачи: продолжаем изучать материал по программе и интегрируем дисциплины между собой.
В настоящий момент в Центре образования проводится по 2 учебных экспедиции в год для каждой параллели классов с 1-го по 11-й. Для учащихся начальных классов экспедиции проводятся по Москве и Московской области, для учащихся 5-11-х классов – по городам России и городам Московской области. Районами проведения экспедиций Центра образования №1452 «Богородский» в 2008-2009 учебном году были:
1-4-й классы: район Богородское – Восточный округ – Москва;
5-й класс: Мышкин – Углич – Ростов Великий;
6-й класс: Великий Новгород – Валдай;
7-й класс: Пушкинские горы – Псков – Изборск – Печоры;
8-й класс: Санкт Петербург – Петродворец;
9-й класс: Ярославль – Кострома;
10-й класс: Тула – Ясная Поляна;
11-й класс: Владимир – Суздаль.
Для создания условий в познании географического объекта мы готовим специальные рабочие тетради участников экспедиции, в которые включаем как путевую информацию, так и вопросы и задания по предметам, ответы на которые можно получить как во время экскурсий, так и в музеях, или просто изучая памятники городов. Задания в рабочих тетрадях позволяют решать еще одну важнейшую задачу в образовании – индивидуальный подход. Каждый ребенок может сам выбрать сложность выполнения заданий – от репродуктивного до исследовательского. Экспедиции по-настоящему дают возможность проявить творчество ученика, выразить свое собственное «Я».
Проведение экспедиций включает в себя три важнейших звена.
Подготовительный
Изучение возможностей географического объекта (музеи, памятники истории и культуры, географические объекты: реки, озера…).
Тематическое планирование учебных курсов, скорректированное под темы и сроки экспедиций.
Подготовка рабочих тетрадей и заданий с учетом различных вариантов сложности.
Организационная работа по бронированию гостиниц, транспорта и т. п.
Подготовка учителей-экскурсоводов по темам экспедиции.
Выездной – выезд в экспедицию и организация учебных занятий или организация виртуального путешествия
Подведение итогов
Проверка выполненных работ.
Организация подведения итогов на «круглых столах», конференциях…
Составление банка данных.
Форму проведения экспедиции (выездная или виртуальная) учащиеся и их родители выбирают самостоятельно.
Выездная форма предполагает выезд учащихся под руководством учителей и классных руководителей в конкретный географический пункт и выполнение работы на местности. Виртуальное путешествие проводится по специально разработанной программе на сайте Центра образования №1452 «Богородский», маршрут виртуального путешествия полностью совпадает с выездным маршрутом. Используя две формы проведения экспедиции, мы обеспечиваем участие всех учащихся параллели классов в экспедиционном процессе.
Безусловно, организация учебно-воспитательной работы с использованием учебных экспедиций требует наличия высококвалифицированных кадров педагогов и больших творческих и организационных усилий. Используя потенциал наших педагогов, мы делаем все, чтобы интереснейшая технология образования не давала сбоев. И с гордостью говорим: у нас это получается.
Мы гордимся тем, что личный девиз авторов программы «Экспедиция» – «Путешествие – это жизнь!» – стал девизом дружного коллектива учителей, учащихся и родителей Центра образования.
Комментарии