Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Москва и москвичи

Дополнительное образование: от любопытства к компетенции

УГ - Москва, №51 от 22 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

Детский телевизионный учебный центр ТемоЦентра – это уникальная среда, где зарождается дружба на всю жизнь, а мечты под присмотром педагогов становятся призванием. ДТУЦ служит стартовой площадкой для талантливых и одаренных детей и является надежной опорой для тех, кто еще не нашел своего места в жизни. Какое бы занятие ни выбрал ребенок – конструировать модели, создавать мультфильмы, заниматься вокалом или танцами или заниматься декоративно-прикладным творчеством, снимать кино или ставить спектакли, – он не только получит умения и навыки, но и научится жить в коллективе, работать в команде, быть лидером и творчески подходить к любому делу. А эти качества в современной жизни востребованы, как никогда! Дополнительное образование в Детском телевизионном учебном центре – это область свободы творческих проб и поисков себя, своего признания и самореализации.

 

 

В «Ракурсе» с камерой на «ты»

С начала XXI века вместе с Интернетом активно развиваются медиатехнологии. И если еще 30-40 лет назад случайно засветиться на телеэкране было чудом, на которое сбегались посмотреть друзья и родные, то теперь обычные люди не только привыкли к появлению себя на экране (конечно же, компьютера или смартфона), но еще и сами активно начали снимать. Однако нажимать кнопку записи на телефоне или делать снимок совсем не то же самое, что снять кино или сделать фотографию. Потому что создание кинофильма, телесюжета, да и фотографии – процесс творческий.

Сейчас техника, на которой можно снимать и монтировать видео, доступна почти каждому. Но много ли мы видим достойных внимания зрителей роликов? Скажем точнее: а много ли роликов, созданных простыми людьми, хочется пересмотреть еще раз? Мало, очень мало. А все потому, что фото- и видеотворчество – это сложный технический процесс, которому нужно учиться. И лучше делать это с самого детства. Вот уже 25 лет в столице есть место, где юных москвичей учат азам телевизионных профессий. Тогда, в середине 1990‑х, для ребят была в новинку возможность работать на настоящей профессиональной телевизионной технике. Видеокамеры Betacam, настоящие монтажные комплексы, тон-студия – ребята могли не просто попробовать поработать, а на­учиться по-настоящему самостоятельно создавать свои телепрограммы.

Время шло, технологии развивались, в Детском телевизионном учебном центре появились первые цифровые камеры и нелинейные монтажные системы. Было несколько учебных групп: «Тележурналистика», «Операторское мастерство», «Видеомонтаж», «Телевизионная режиссура», «Фотомастерство» и даже «История кино». И вот тогда возникла мысль объединить творческие мастерские, ведь на телевидении одну программу создают много людей разных профессий. Так появилось творческое объединение «Ракурс». Ребята получили возможность совместно снимать репортажи, фильмы, клипы, зарисовки. А работа в команде способствовала наиболее высоким результатам обучения и воспитания.

Итак, что же такое творческое объединение «Ракурс»? Это несколько групп, которые занимаются по разным направлениям. Например, операторы изучают приемы работы на современных цифровых видеокамерах, композицию кадра, принципы монтажа. И конечно же, много времени уделяется работе со светом. В Детском телевизионном учебном центре два павильона (в одном из них есть хромакей). В них обучающиеся знакомятся с искусственным освещением, изучают схемы света, осваивают технологию съемки в замкнутом пространстве.

На начальном этапе операторы занимаются фотографией, ведь очень важно «поставить» кадр, набить руку. И фотография в этом помогает. Кроме того, многие наши выпускники готовятся поступать во ВГИК, на операторский факультет, а там абитуриентам необходимо предоставить комплект фотографий. Начинающие операторы заранее готовят свои фотоработы для поступления.

В Детском телевизионном учебном центре можно подготовиться и к поступлению на факультеты журналистики в ведущие вузы Москвы. Во время обучения абитуриенты готовят портфолио, которое могут представить на творческом конкурсе. На протяжении учебного года творческие группы выезжают на съемки по всей Москве. Тематика сюжетов разно­образна, ребята учатся работать в разных жанрах: событийном (например, церемония награждения знаком «Горячее сердце»), историческом (цикл телефильмов «Усадьбы великих»). И, конечно же, учащиеся создают сюжеты на тему Победы в Великой Отечественной войне.

Авторами фильмов выступают сами подростки: пишут сценарии, участвуют в съемках и затем монтируют фильмы. Таким образом, весь творческий процесс создания телевизионного материала в руках самих ребят. Однако не только творческий, но и технический. В современном мире необходимо быть с техникой на «ты», поэтому обучающиеся знакомятся и работают со звуковым оборудованием, профессиональными телевизионными камерами, электронным стедикамом и станциями нелинейного монтажа.

Творческое объединение «Ракурс» – действующая модель телевизионной компании, в которой слаженно, как часы, работают и творят юные киношники и телевизионщики.

А показывают и применяют свои знания ребята не только во время обучения в стенах Детского телевизионного учебного центра, но и в ходе участия в различных фестивалях и форумах. Отлично зарекомендовала себя команда из «Ракурса» на Всероссийском фестивале-форуме «Бумеранг», который проходит во Всероссийском детском центре «Орленок». Во время смены школьники участвуют в создании новостей форума и съемках фильмов совместно с ребятами из всех регионов нашей страны. Важно не только показать свой уровень подготовки, но и учиться работать в команде с незнакомыми коллегами. На подобных форумах у обучающихся вырабатываются не только профессиональные навыки владения техникой, съемки, монтажа, но и навыки общения в коллективе, что для работников медиасферы очень важно.

Максим АКИЛОВ, педагог дополнительного образования

 

 

Телетеатр «Арлекин»: свобода, творчество и волшебство

Театральная студия открылась в Детском телевизионном учебном центре на заре нулевых. Тогда ее руководителем был Олег Георгиевич Бабичев, бывший военный, окончивший Высшие режиссерские курсы. А когда Олега Георгиевича не стало, студию возглавила я, его ученица, выпускница режиссерского факультета, только начинающая свой путь в профессии. С тех пор в Детском телевизионном учебном центре живет и творит коллектив из почти сотни мальчишек и девчонок с задорным названием «Телетеатр «Арлекин». Почему «теле»? Потому что помимо традиционных постановок студия снимает игровые фильмы и телеспектакли.

В телетеатре «Арлекин» нет вступительных испытаний и кастингов. Любому желающему в возрасте от 8 до 17 лет в процессе занятий, театрально-игровых тренингов, выполнения этюдов и упражнений предоставляется шанс проявить себя, возможность решить внутренние конфликты и снять психологическое напряжение. Это не подготовка к профессиональной актерской работе, а погружение в театральную среду, где решаются многие проблемы межличностных отношений. В театральном классе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения конфликтов.

Дети и родители голосуют за телетеатр «Арлекин» «ногами» – они бегут на занятия. Потому что это интересно, весело, захватывающе, а педагог никогда не стоит на месте и вот уже более 20 лет придумывает новые подходы к обучению актерскому мастерству.

Но, конечно, все это ради главного – выступлений. Спектакли, концерты, анимационные программы, квесты. Побыть хоть час на сцене, увидеть горящие глаза маленьких зрителей, а также своих мам и пап – что может быть приятнее? Каждый год ребята становятся участниками новогодних квестов по авторским сценариям. Кабинеты Детского телевизионного учебного центра превращались и в классы школы чародейства и волшебства, и в неизвестные планеты, и в точки путешествия во времени. В процессе выступления ученики телетеатра «Арлекин» становятся не просто артистами, но волшебниками, дарящими маленьким зрителям праздник.

Особенно спектакли телетеатра «Арлекин» полюбились участникам проекта «Московское долголетие». Например, музыкальная комедия «Лгунья» в исполнении старшей группы театральной студии «Арлекин» о молодой семейной паре, поссорившейся из-за привычки супруги привирать по пустякам.

Спектакли телетеатра «Арлекин» не раз были оценены по достоинству жюри городских, всероссийских и международных театральных фестивалей. Выпускники студии так влюблялись в театральное искусство, что связывали свою жизнь с творчеством и поступали на актерские и режиссерские факультеты московских вузов. А это значит, что коллектив живет, что у сотни детей есть шанс свободно мыслить, смело самовыражаться, быть креативными, самостоятельными, яркими и оригинальными.

Ирина ХРАМОВА, педагог дополнительного образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt