Анна РЯБОВА, заместитель директора Центра образования №1475 по воспитательной работе: – Полноценное развитие учащихся нельзя себе представить без повышения уровня их гуманистической культуры. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики, когда исчезают границы между добром и злом, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным в социальной сфере, искусстве, средствах массовой информации, что негативно сказывается на представлениях молодежи о жизненных ценностях. Для современных старшеклассников характерны дисгармоничность интеллектуального и эмоционального компонентов в структуре личности, неустойчивость, размытость мотивационно-потребностной сферы, значительные различия в условиях художественной образованности и воспитанности.
Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое (основное) образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании.
Изучая опыт ведущих методистов в области дополнительного образования (З. Каргиной, В. Иванченко, В. Березиной, Л. Буйловой, Н. Кленовой,
Т. Гущиной и А.Шленова), а также имея богатый опыт работы в системе дополнительного образования, педагогический коллектив Центра образования №4175 принял решение об усилении интеграции основного и дополнительного образования как фактора оптимизации образовательного процесса, после этого возникла необходимость в новой терминологической базе, появился термин «интегративное пространство», о необходимости создания которого (не используя данной терминологии) неоднократно говорили в своей работе «Интеграция общего и дополнительного образования» Т.Гущина и А.Шленов.
Органичное сочетание в ЦО №1475 основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования интегративного пространства – гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С.Макаренко, в идеале – весь образ жизни ребенка.
Создание интегративного пространства базируется на принципе полноты образования. Это означает, что в школе базовое и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Интегративное пространство современного образовательного учреждения создает благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у детей и подростков целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность учащегося. В оптимальном интегративном пространстве школы реализуется не только обучающий и развивающий потенциал образовательной среды, но и мощнейший воспитательный потенциал.
Неформальное общение, творческая направленность работы, создание ситуации успеха для каждого ребенка – краеугольные камни в воспитании нравственной, социально адаптированной личности, готовой к сознательному выбору жизненного пути.
Все это оказывает существенное воспитательное влияние на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Массовое участие детей в культурно-досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Вовлечение детей в интегративную среду меняет уклад их жизни, обогащает ее новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Центр образования №1475 предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных программ не только для учащихся ЦО, но и для жителей микрорайона. Наш Центр образования сравнительно молодое образовательное учреждение. Однако благодаря постоянной работе по созданию интегративного пространства он стал настоящим стержнем культурно-досуговой деятельности в микрорайоне.
Все началось в 1989 году, когда была открыта обычная общеобразовательная школа №1475. Вскоре появился первый хореографический коллектив «Созвездие-А» под патронатом Махмуда Эсамбаева. В школе стали развиваться хореографическое, музыкальное и декоративно-прикладное направления, благодаря которым в 1997 году школа получила статус школы с углубленным изучением области знаний «Искусство». На базе школы работают специализированные классы – хореографические, музыкальные, декоративно-прикладного искусства, развивалась система дополнительного образования. Благодаря планомерной работе в данном направлении в 2007 году наше образовательное учреждение получило статус Центра образования.
В Центре образования работает 26 объединений дополнительного образования по 8 направлениям, 9 методических объединений учителей-предметников и 10 творческих центров, которые находятся в тесном взаимодействии. Реализация принципа интеграции основного и дополнительного образования на практике осуществляется поэтапно и по спирали. На первом этапе (урок) ребенок получает определенный объем знаний. Если ребенок увлечен данным предметом, он будет посещать объединение дополнительного образования, близкое к данному школьному предмету. На занятиях в кружке, секции или студии у ребенка есть прекрасная возможность не только углубить свои знания по предмету, но и получить более полное представление по интересующей его теме, творчески осмыслить материал, заняться исследованием. Ребенок работает в удобном для него темпе, в атмосфере непринужденного общения. И педагог становится не только наставником, а помощником и соратником, который создает ситуацию успеха для каждого воспитанника. На следующий урок учащийся придет с совершенно иной мотивацией. Он будет успешен не только в рамках занятий в кружке, но и на уроке. Опытный учитель всегда даст такому ученику возможность проявить свои знания, полученные в объединении дополнительного образования, и сумеет оценить работу данного ученика не только на уроке, но и его работу в коллективе дополнительного образования. Таким образом, создается портфолио каждого ученика, в котором учитывается вся его деятельность.
Принцип интеграции проникает во все сферы деятельности нашего образовательного учреждения. Особую роль интеграция играет в реализации метода проектов, который стал одним из основных методов педагогической деятельности современного образовательного учреждения. Именно проект способен в полной мере реализовать все задачи интегративного пространства центра.
«Проектная деятельность ведется с начальной школы, участники проектов – все участники образовательного процесса, 90% проектов – интегрированные, они выходят за пределы Центра образования на районные, окружные, городские, российские конкурсы. У учащихся есть возможность выбрать проект в качестве формы итоговой аттестации, проводить исследовательскую работу и творчески осмыслять материал. В целом можно сказать, что в ходе проектной деятельности создается ситуация успеха для каждого ее участника.
В качестве примера интеграции базового и дополнительного образования хотелось бы привести проведение традиционной Недели английского языка и организацию деятельности школьного музея «Художественных ремесел и народных промыслов».
НЕДЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
ПРОЕКТ «СУМАСШЕДШИЙ АНГЛИЙСКИЙ»
«Английский язык»
Подготовка материалов проекта, разработка сценария, подготовка выступающих.
«История и обществознание»
Подготовка материалов по истории короля Артура и рыцарей Круглого стола и английского флибустьерства. Подготовка песен Академический хор (5-й класс и 11-е классы).
«Математика, физика, ИВТ»
Интерактивные декорации, особенности оформления и стратегии компьютерных игр.
Хореографические композиции «Полонез», «Пираты», «Джунгли», «Панки»; музыкальные композиции «My Bonny», «All you need is love».
«Технология и изо»
Подготовка экспозиций и газет «Карта острова сокровищ», «Пираты», «Рыцари и дамы эпохи короля Артура», «Компьютерный английский», «Киплинг», «Английские неформалы»; разработка костюмов для участников.
«Русский язык и литература»
Отработка постановки речи выступающих.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
«ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»
Изготовление экспонатов музея в разделе «Художественная обработка тканей».
Русские народные традиции.
Изучение традиций русских художественных ремесел и народных промыслов на английском языке.
«Математика, физика и ИВТ»
Разработка презентационного материала по экспозиции музея «Народные промыслы». Подготовка экспонатов музея. Ознакомление с художественными ремеслами и народными промыслами.
МО «Начальная школа»
Разработка проектов по материалам музея «Оживший лоскуток». Подготовка экспонатов по теме «Русская тряпичная игрушка».
«Естественные науки»
Географические центры художественных ремесел и народных промыслов России. Подготовка экспонатов музея по теме «Искусство вязания в России».
История возникновения художественных ремесел и народных промыслов в России.
Подготовка экскурсоводов на английском языке.
Таким образом, интегративное пространство – это мощнейший фактор развития не только учащихся и образовательного учреждения, но и той социальной среды, в которой функционирует данное образовательное учреждение. Возрастает роль социального заказа образовательному учреждению, что ведет к усилению влияния образовательного учреждения на детей, их родителей и социальную среду, к созданию особого социокультурного пространства, непрерывному повышению его качества.
Комментарии