search
main
0

Дополнительное образование детей – это не излишество! Валентина БЕРЕЗИНА, начальник отдела воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ

Сколько сейчас учреждений дополнительного образования? Сколько детей его получают? И правда ли, что чем больше – тем лучше? Как поддержать самых талантливых педагогов? Об этом мы беседуем с Валентиной БЕРЕЗИНОЙ.

– Валентина Александровна, сколько сейчас в России учреждений дополнительного образования детей?

– На межведомственном уровне в стране восемнадцать тысяч таких учреждений – домов и дворцов детского творчества, центров, спортивных школ. Занимается в них более десяти миллионов детей.

– А всего в России меньше пятнадцати миллионов школьников. Значит, больше двух третей учеников охвачены дополнительным образованием?

– Не совсем так. Я имела в виду детей от пяти до восемнадцати лет. Среди школьников дополнительным образованием охвачено пока около сорока процентов. А хотелось бы, конечно, чтобы этот процент был выше.

– Сейчас дополнительное образование развивают и на базе обычных школ?

– Да. И здесь есть проблема, о которой я хотела бы поговорить подробнее.

Сегодня на законодательном уровне предусмотрено обеспечение «государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательном учреждении…» (Закон от 22.09.1999 г. №184, статья 26-3, пункт 13). И это здорово. Школам выгодно открывать у себя различные кружки, студии, творческие объединения. Не только потому, что эти занятия можно организовывать, в том числе и на платной основе. На развитие бесплатного дополнительного образования можно получать средства из бюджета. И родители только спасибо бы сказали: не надо куда-то еще вести или везти ребенка после уроков, он остается до вечера в той же школе, занимается рисованием или спортом… К сожалению, в школе, где учились мои дочери, такой возможности не было.

Есть прекрасные примеры развития дополнительного образования на базе школы. Мы рассматривали на коллегии министерства подобный опыт школ Ижевска – не лицеев, не гимназий, а обычных школ. Там до семидесяти-восьмидесяти процентов учеников имели (во всяком случае так было на тот период) реальную возможность после уроков заниматься в школах дополнительным образованием.

Я за то, чтобы расширялись рамки дополнительного образования. Но это надо делать грамотно и не спеша. Не надо массового штурмового подхода! Иначе доступность, может, и будет обеспечена, а качество и эффективность могут сильно пострадать.

Для дополнительного образования, если мы говорим о «чистоте жанра», нужны три составляющие. В первую очередь особенный педагог. Это должен быть профессионал высочайшего уровня. Интересная личность с развитыми коммуникативными качествами.

– А разве школьный учитель не должен быть таким?

– Конечно же, должен. В идеале. Однако жизнь показывает, что в обычной школе ребенок очень редко может выбирать – к какому педагогу идти. Кто вошел в класс со словами: «Здравствуйте, дети, я ваш новый учитель…», с тем ему и придется работать. А во Дворце детского творчества ребенок уже на вводном занятии сам принимает решение – будет он дальше к этому педагогу ходить или нет. Если школа может пригласить профессионального педагога дополнительного образования – взять его в штат или договориться с местным Дворцом творчества, чтобы его преподаватели приходили в школу, – это прекрасно!

Второе – это сама программа дополнительного образования. Творчество границ не знает, поэтому программы здесь могут быть только примерные или авторские. Педагог, как артист, должен все время импровизировать. И помнить о том, что дети могут уйти с его занятий, если им станет скучно. Программа должна постоянно совершенствоваться, интегрироваться с другими, чтобы дать ребенку максимум знаний, умений, профессиональных навыков в избранном им виде деятельности или области знаний. Например, если речь идет об авиа- или автомодельном кружке, на «продвинутом» уровне не обойтись без основ дизайна.

Ну и, наконец, третья составляющая – материально-техническая база, оборудование, необходимые для реализации дополнительной образовательной программы. Тут, наверное, и распространяться ни к чему.

И что, все эти условия есть в любой школе? Отнюдь. Повторяю, есть великолепные школы, перед которыми и мы, и дети, и родители просто преклоняемся. Но многие еще не избавились от необходимости обучения в две смены. Где проводить эти занятия?

Сегодня многие школьные педагоги пошли на то, чтобы на полставки вести после уроков творческие объединения по интересам. Но, согласитесь, далеко не каждый учитель-предметник в силу ряда объективных и субъективных причин может быть педагогом дополнительного образования. Учитель привык, что он в классе главный, что, как правило, одна из основных форм ведения занятий – монолог, реже – диалог. Он привык к классно-урочной системе, и ему достаточно сложно воспринимать ребенка в иной атмосфере – атмосфере сотворчества, наставничества.

Занятость ребенка, в том числе творческой деятельностью, – это всегда хорошо. Только валовый подход в этом процессе может привести к дискредитации самого принципа дополнительного образования детей. Ведь чем оно прежде всего привлекательно? Это образование добровольное. А в школе, какая бы хорошая она ни была, все-таки добровольно-принудительное. А тут ребенок выбирает студию или секцию сам или по подсказке друзей, родителей. Кроме того, в учреждении дополнительного образования иная форма занятий, нежели в школе. Ребенок меняет вид деятельности и тем самым отдыхает, релаксирует.

А что может быть, если творческое объединение будет вести школьная учительница, не готовая к этой работе? Во-первых, в ее исполнении это рискует превратиться в еще один традиционный урок. А во-вторых, ребенок может ходить туда только из опасения – «как Марь Иванна отнесется к тому, что я не хожу на ее занятия, и как это скажется на моих оценках на уроке?».

– А если Марь Иванна хочет стать настоящим, хорошим руководителем кружка? Куда ей пойти поучиться?

– Учреждения дополнительного образования детей по сути своей являются координирующими научно-методическими центрами и могут по договору с ИПК или педагогическим вузом обучать тех учителей-предметников, которые захотят приобрести дополнительную специальность. Можно устроить постоянно действующий мастер-класс. Все занятия (теоретические и практические) могут проходить как в вузе, так и на базе, допустим, Дворца детского творчества, а институт выдаст педагогам по итогам курсов соответствующий документ. Тогда доступ детей к дополнительному образованию расширится без ущерба для качества.

С 1999 года специальность «педагогика дополнительного образования» появилась в педагогических колледжах. А сегодня и многие педвузы начинают давать эту специальность как дополнительную. В настоящее время многие вузы просят разрешить им ввести самостоятельную специальность «педагогика дополнительного образования». Уже разработаны необходимые для этого проекты документов. Однако торопиться не стоит по одной простой причине. В системе дополнительного образования детей помимо преподавателей с профессиональным педагогическим образованием работает примерно столько же профессионалов из других отраслей – технари, музыканты, спортсмены и т.д. Переизбыток педагогических кадров в нашей системе тоже ни к чему.

– Расскажите про рынок труда педагогов дополнительного образования. Что там сейчас – безработица или, наоборот, кадровый голод?

– Безработицы нет. Спрос на хороших педагогов дополнительного образования всегда есть, и он растет. Другое дело, что система образования не может дать этому педагогу большую зарплату и льготы, какие есть у учителя-предметника, включая длинный отпуск. Не все могут уйти по выслуге лет на пенсию. Вместе с тем педагог дополнительного образования в соответствии с Законом «Об образовании» (1992 год) по сравнению с руководителем кружка прежней системы внешкольного воспитания, безусловно, получил больше социальной защиты, возможностей, льгот, его статус повысился.

– Однако при этом общий статус педагогов, моральный и материальный, после 1992-го покатился вниз…

– Действительно, проблем в системе образования еще очень много. Сейчас появилась возможность частично поправить ситуацию: национальный проект «Образование». К сожалению, участие в его реализации пока доступно не всем образовательным учреждениям и педагогам. Школы, вузы, а с 2007 года и учреждения начального и среднего профессионального образования получили возможность активно включиться в ПНПО. А что делать остальным? Они ведь тоже работают с детьми! Мы пытаемся доказать необходимость расширения типов образовательных учреждений, включения в этот корпус, хотя бы по направлению инновационной деятельности, учреждений дополнительного образования детей. Где же быть инновационным процессам, как не в учреждении дополнительного образования? Ведь там же идет работа не просто с детьми, а с детьми, которые хотят что-то познать, научиться изобретать, проводить научные исследования… Трудно понять, почему учителю-предметнику предоставлено право подавать заявку, рассказывать о своей творческой деятельности и претендовать на соответствующее вознаграждение в рамках приоритетного национального проекта, а педагогу дополнительного образования, воспитателю, другим категориям педагогов – нет?

– На наш взгляд, здесь не нужно дополнительных финансовых средств. Надо только расширить перечень типов образовательных учреждений и категорий педагогических работников для предоставления им права принимать участие в реализации нацпроекта. А дальше пусть все решат эксперты – победителями должны стать действительно лучшие.

В системе дополнительного образования детей, конечно, есть свои всероссийские профессиональные конкурсы: конкурс учреждений дополнительного образования, конкурс авторских программ допобразования, конкурс «Сердце отдаю детям». Но надо стремиться к расширению возможностей предъявления результативности деятельности как образовательного учреждения, так и самого педагога. Такие предложения выдвигают, в том числе, Комитет по образованию Государственной Думы, Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, многие федеральные округа и регионы России.

Сложность дальнейшего развития системы дополнительного образования детей заключается еще и в том, что в Федеральной целевой программе развития образования, к сожалению, нет раздела, а соответственно и финансирования реализации мероприятий по проблемам воспитания и дополнительного образования детей.

В настоящее время мы пробиваем проект ведомственной целевой программы развития дополнительного образования детей на 2008-2010 годы. С ее принятием, убеждены, многие вопросы будет решать гораздо легче.

– Тем более что эти учреждения решают многие социально-экономические проблемы не только семьи и детей, но и государства в целом.

– Безусловно. Но далеко не все это понимают или хотят понять. Иногда финансисты говорят: нам не хватает денег на то, чтобы накормить детей, содержать сирот в детдомах, а вы хотите, чтобы государство поддерживало занятия детей в кружках – какие-то излишества, развлечения! Не могу согласиться с подобной точкой зрения. Дополнительное образование детей – это не развлечение! Это государственная система, которая связывает воедино обучение, воспитание и творческое развитие личности ребенка.

Скольким детям дополнительное образование дало «путевку в жизнь»! Сейчас по всей стране отмечаются юбилейные даты этих уникальных учреждений, как, например, семидесятилетие Аничкового дворца в Санкт-Петербурге – любимого дворца сотен тысяч мальчишек и девчонок Северной столицы. Туда съехались не только гости из всех регионов России и зарубежных стран, но, что самое главное, – его воспитанники, многие из которых ныне составляют гордость и славу России.

Но смысл занятий в различных творческих объединениях не в том, чтобы стать великим артистом, изобретателем, олимпийским чемпионом, хотя и это важно. Но во сто крат важнее то, что ребенок попадает, как говорил Лев Семенович Выготский, в «ситуацию успеха», когда он начинает осознавать, что он чего-то стоит, он – личность! Однажды подняв планку на определенную высоту, ребенку хочется каждый раз преодолевать ее все выше и выше. Ведь человеку любого возраста, а подростку тем более, очень важно постоянно себя реализовывать. И учреждения дополнительного образования детей позволяют ему это сделать со знаком плюс. В противном случае он найдет применение своим силам, желаниям, возможностям и потребностям, но, увы, это может оказаться самореализация со знаком минус. Мало ли сегодня асоциальных группировок?

– То есть, если переиначить поговорку про армию, кто не хочет кормить тренера в спортивной секции, будет кормить конвоира в детской колонии?

– Да, примерно так. А содержание одного ребенка в колонии для несовершеннолетних по сравнению, например, с учреждением дополнительного образования обходится государству во много раз дороже. Это с экономической стороны. Кто из воспитанников этих двух учреждений в перспективе принесет больше пользы себе, окружающим и стране – думаю, и так очевидно.

– Давайте поговорим о том, какие они бывают, учреждения дополнительного образования.

– Наиболее востребованы учреждения художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, туристско-краеведческой и технической. Перечисляю в порядке снижения их количества. В принципе примерно такая «расстановка сил» существовала всегда. Родители активнее всего отдавали детей в музыкальные и спортивные школы. Но именно сейчас труднее всего «выживать» учреждениям технического творчества – быстро устаревает и изнашивается материальная база, а заменить ее очень сложно. Раньше над клубами юных техников шефствовали предприятия, войсковые части. Они отдавали им некондиционный материал, «б/у», обрезки стройматериалов. Сейчас об этом можно только мечтать – заводы ни одного гвоздика не дадут на нужды образования. Исключения есть, но они единичные. В результате с каждым годом в центрах технического творчества все сложнее удержать ребят среднего, а тем более старшего возраста – нужны серьезные финансовые вложения для ресурсного обеспечения реализации программ.

Какие есть тенденции внутри этих направлений? Все менее популярны хоры. Жаль, ведь хоровое пение очень сплачивает детей. Зато активно развиваются танцы: и спортивные, и современные бальные, и народные. Популярны единоборства: каратэ, самбо, дзюдо.

– А вы сами в детстве ходили в какие-нибудь кружки?

– Я бы не смогла работать в этой системе, если бы не была активисткой по жизни. Занималась и в танцевальном кружке, и в химическом, пела в хоре. Увлекалась легкой атлетикой, в походы ходила. Жаль, наши собственные дети не всегда могут использовать уникальные возможности системы – родителям некогда, а бабушек рядом нет. Одна надежда – может быть, сумею наверстать упущенное с будущими внуками.

– И в какие же секции вы их поведете?

– А я сначала присмотрюсь к ребенку, выясню его интересы, склонности. Это же должно быть добровольное образование!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте