search
main
0

Дополнительное образование – дело серьезное

​В инфраструктуру дополнительного образования Восточного округа в настоящее время входят 94 образовательных комплекса, в которых обучают более 159 тысяч жителей округа в возрасте от 3 до 18 лет, а также учреждения системы дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, общественных организаций. Дополнительным образованием в Восточном округе охвачены в системе регистрации около 30% обучающихся, во внеурочной деятельности на внебюджетной основе – около 40%

Дополнительное образование в ВАО нацелено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых (совершеннолетних), удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию их свободного времени.Проведенный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, риски и возможности развития дополнительного образования.  На примере образовательного кластера  «Ивановское. Новогиреево. Перово» видно, что из 11 направленностей дополнительного образования в ОО наиболее востребованы художественно-эстетическая (81,8%), физкультурно-спортивная (77,3%), социально-педагогическая  (59%),  научно-техническая   (54,5%). Доля  других направленностей гораздо ниже, здесь предстоит работа над созданием мотивационной среды для расширения спектра образовательных направленностей, особенно естественно-научных и научно-технических.Помимо количественного индикатора образовательной деятельности наглядным показателем результативности дополнительного образования стала презентация достижений воспитанников. Каждый образовательный комплекс, осуществляющий деятельность по дополнительному образованию, отвечает  на вопросы: – Какая доля  от общего количества обучающихся приняла участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках и других массовых мероприятиях окружного, городского, федерального и международного уровней?- Какое количество  из них  стали победителями и призерами?Открытое информационное пространство Москвы позволяет увидеть результаты участия обучающихся  образовательных организаций  ВАО в общегородских проектах:- в Московском городском конкурсе «Я узнаю Москву»  645 работ участников представил Восточный округ;- в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» принял участие  3181 обучающийся из 122 образовательных организаций  ВАО; – в конкурсе  детского рисунка «Московский вернисаж» участвовали  4158 обучающихся из 300 ОО города (ВАО – около 900 человек);-    школы ВАО участвуют в просветительских проектах «Суббота активиста» и «Курчатовский проект».Центры развития дополнительного образования Восточного округа – это:- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;- расширение возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей  в сфере образования;- развитие инновационного потенциала общества.Внедрение ФГОС рассматривает понятие «внеурочная деятельность» как неотъемлемую часть образовательного процесса. Интеграция дополнительного образования во внеурочной деятельности общеобразовательного комплекса представляет перспективную модель развития дополнительного образования в рамках программы воспитания и социализации.Роль дополнительного образования возрастает еще и потому, что в целом система образования взяла курс на индивидуализацию. Это значит, что в школьном, дошкольном и дополнительном образовании важно помочь ребенку так выстроить образовательную траекторию, чтобы он максимально раскрыл свои таланты.Модель дополнительного образования Восточного округа выглядит таким образом (см. табл.).Департамент образования создал эффективный механизм финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах (общеразвивающих и предпрофессиональных) независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.Модель финансирования дополнительного образования можно представить так (см. табл.).В нашем образовательном кластере  есть комплексы  №1502, 1504, 1324, в которых в систему дополнительного образования уже вовлечены практически все обучающиеся ОО. Дети с увлечением занимаются в объединениях, кружках ознакомительного, базового и углубленного уровней, организована работа для учащихся других ОО в рамках дополнительного финансирования сверх объема. Эти комплексы стали базовыми по формированию и развитию новой  системы дополнительного образования через сетевое взаимодействие в образовательном кластере. В 2015-2016 учебном году лицей №1502 при активной поддержке лаборатории «Экспериментариум-1502-МЭИ» планирует проведение межшкольного турнира по робототехнике, межшкольной экологической конференции «Экополис», открытой московской естественно-научной конференции школьников «Потенциал», гимназия №1637 планирует проведение городского фестиваля дизайна и рекламы «Реклама – это мы», летних творческих практик по направлениям «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Реклама». Наряду с дополнительным образованием, которое реализуют за счет бюджетного финансирования,  необходимо развивать дополнительное образование на платной основе как для детей, так и для взрослого населения. В образовательных организациях есть все  необходимые ресурсы (кадровые, материально-технические, методические, финансовые) и приспособленные помещения, аттестованные сотрудники, аккредитованные программы  и преимущества перед структурами, предоставляющими населению платные, но  подчас некачественные услуги по дополнительному образованию.  При этом необходимо стремиться к повышению качества дополнительного образования до такого уровня, чтобы жители города, в том числе и взрослое население,  были готовы заниматься и на платной основе.Школа должна  гибко, оперативно реагировать на постоянно возрастающие требования населения к качеству образования, максимально   удовлетворять образовательные запросы жителей города. Быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг можно лишь тогда, когда предлагаемые услуги  будут качественны, доступны  и разнообразны.  Несомненно, рост качества дополнительного образования положительным образом скажется на росте качества основного образования, составной частью которого оно стало.Ирина ПШЕНИНА, директор гимназии №1637, председатель межрайонного Совета руководителей образовательных организаций районов Ивановское, Новогиреево, Перово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте