Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дополнение к чемодану. Обратная связь

Учительская газета, №50 от 16 декабря 2014. Читать номер
Автор:

Ты действительно дал дельный и крепкий материал (см. «УГ» №45 от 11.11.2014 года, стр. 8-9), и приходится сожалеть, что подобных тебе явное меньшинство, отчего, впрочем, только растет твоя капитализация, или, позволь сформулировать иначе, уникальная ценность для образовательного пространства как такового.

Но когда пишешь ты, что «…не любит читать современное поколение подростков… А значит, говорить с ними о книгах бессмысленно», обращаешь внимание на увлеченность их преимущественно голливудскими фильмами и предлагаешь просто присоединиться к просмотру, то невооруженным глазом видно – ты… не гуманитарий.Мог бы ты, признавая, например, что читают они, к великому нашему сожалению, крайне мало, посоветовать тем не менее коллегам аккуратно разворачивать доставшееся им рекламно-компьютерное поколение к благотворительному миру настоящей литературы, открыть ученикам глубину сложной мысли и показать красоту поэтического слова в его неповторимом звучании, очаровать им растущего человека на всю оставшуюся жизнь, сделав, быть может, что-то большее, чем подтягивание очередной партии обучающихся к новоспущенному казенному формату единого для всех участвующих единиц госэкзамена? Можно же попытаться, Сергей? (Извини, но ты сам решил переместить личные местоимения.) Тут ведь, понимаешь, мышление, формирование правильной речи, система ценностей, а Голливуд доходит до наших глаз и слабо настроенных на иноязычное восприятие ушей, как правило, своей продукцией, но обделяет, к сожалению, искусством, поэтому если и смотреть, то, наверное, с тщательным выбором, обсуждением и, так сказать, «объяснением наставительным и назидательным для юношей», вспомним мы одну знатную, почтенную даму из повести Н.В.Гоголя. Дети имеют свойство взрослеть, и даже когда многое проскочит мимо сейчас, потом, с течением времени, вспомнится и сработает ориентиром.Г.А.Товстоногов считал, что актеры, подобные В.И.Стржельчику, «создают вокруг себя ту этическую атмосферу, без которой Театр с большой буквы невозможен», а выстраивать его с маленькой не видел, вероятно, необходимости. Но не важно ли и для учителя (деятельность которого – к слову о птичках – давно заклеймили ярлыком массовой профессии и набирают просто по результатам ЕГЭ, сделав под эту лавочку допуском к «посевной» ординарность вкупе с лояльностью) стараться организовать такие обстоятельства, где Культура воспринималась бы с литеры прописной по определению? Ясно, что у чиновника она на последнем месте, и едва ли известно ему значение этого основного человеческого понятия, но мы же не чиновники, и не секрет для нас, что становится с теми «счастливцами», кто присоединяется к их неубывающему племени, сущностно безразличному ко всему, кроме инструкций да личного благосидения.Однажды нам пришлось выйти на неожиданное замещение литературы в 9-й класс, и, не связанные никакими сторонними схемами, а также имея опыт занятий в театральной студии с профессиональным режиссером, мы весь урок читали подросткам любовную лирику русских поэтов от Сумарокова и Тредиаковского до Высоцкого, вкрапляя иногда и собственные опыты. Молча сидели они почти с открытыми ртами, увлеченные то храпом коня на Елагином мосту и двумя слившимися в поцелуе тенями, то египетскими ночами Клеопатры… и муха, наверное, не могла бы процокотать, красуясь своим позолоченным брюхом, в некоторых паузах незамеченной. А потом, вспоминая об этом «уроке», признавались, что никогда не думали, какими красивыми могут быть стихи.Заметь себе! Никогда не слышали и никогда не думали, практически оканчивая курс неполной средней школы. На следующий день, кстати, пришла штатная учительница и начала опрос по журналу (и чтобы все с выражением). Случайное лирическое отступление закончилось, уступив место отработанному механизму реализации очередного отрезка планирования в стандартной районной организации за №… Можешь писать любой! А если бы, как ты думаешь, не заканчивать или – еще лучше – начать годков эдак на девять пораньше? А вот бы, допустим, не по стандарту! И совсем хорошо, когда без чиновников!«О сколько нам открытий чудных // Готовят просвещенья дух // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг, // И случай, бог изобретатель…» И никакого шаблона в заводе!Коротко сказать, тебе и так цены нет, а если придать тебе заместителя, да с литературным уклоном, то начнется золотой век педагогики… в отдельно взятом образовательном учреждении, не так ли, Сергей Штанов? С другой стороны, и директорам требуются, видимо, хорошие наставники, поскольку нужно же научить их принципу Н.И.Пирогова «быть, а не казаться», побудить искать Учителя и, как ты верно говоришь, служить Делу, вместо того чтобы тянуть носок пред учредителем в любое время дня и ночи. Поэтому хочешь не хочешь – твой выход! Помни только, что критическое большинство представителей этой ЖКП (железной когорты пролетариев) – будем смотреть сегодня правде в глаза – практически уже необучаемы, берут не талантом, а исполнительностью, то есть являют собой исчерпывающий тип востребованного официальными сферами руководителя во всей его, если так можно выразиться, красоте и готовности…​Александр СМИРНОВ, Лесколово, Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту